Просмотр содержимого документа
«"Особенности речевого развития детей 5-6 лет"»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Особенности речевого развития детей 5 - 6 лет»
О бщение и речь
На шестом году жизни ребенок становится более внимательным и работоспособным. С ним уже можно проводить каждый день по 2-3 занятия длительностью 25-30 минут. Он, не отвлекаясь, слушает задание взрослого, задает вопросы, выполняет многие задания самостоятельно, возникает интерес к выполнению сложных заданий. Из всех сторон жизни ребенка больше всего интересуют отношения между людьми. Мир людей заполняет собой все остальное.
В общении с другими людьми (взрослыми, сверстниками) ребенок активен в любой интересной для него совместной деятельности. В отношениях со взрослыми он стремится к взаимопониманию, к получению одобрения себя, своих достижений и возможностей. Отношения с детьми строятся на основе личных симпатий, которые становятся более глубокими и устойчивыми. Чаще всего дети относятся к ровесникам более критично, чем к себе. Оценить другого легче, чем себя. Это возраст неоценим для развития эмпатии (внимание и сопереживание к чувствам другого человека), потому что ребенок уже самостоятельно может почувствовать эмоциональное состояние другого человека, посочувствовать ему и даже оказать помощь.
К 6 годам ребенок должен овладеть следующими коммуникативными умениями:
• стараться контролировать свои чувства и пользоваться общепринятыми формами их выражения: интонацией голоса, взглядом, движением;
• стараться выполнять правила культуры поведения в общественных местах;
• при общении с детьми вести себя доброжелательно;
• уметь вежливо обратиться к взрослым, четко и ясно выразить свою просьбу;
• не перебивать другого человека при разговоре;
• пользоваться в бытовых ситуациях словами: спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте, до свидания.
Особенности речи
На шестом году жизни происходит совершенствование всех компонентов речи. Многие дети овладевают правильным произношением всех звуков родного языка. Наиболее распространены нарушения в произношении звуков [р], [л], [ш], [ж]. Обратите внимание на темп речи и произношение ребенком длинных фраз, т.к. если ребенок говорит быстро, то часто плохо проговаривает слова, «проглатывает» их окончания, допускает много грамматических ошибок и его речь теряет четкость и выразительность.
Словарный запас и умение пользоваться разными способами словообразования:
умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, например: голова – головка -головушка;
умение образовывать относительные прилагательные (снег - снежный) и притяжательные прилагательные (лиса - лисий) от существительных;
уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи, фрукты, грибы, ягоды и т.д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц, как называются детеныши животных.
Сформированность грамматического строя речи:
▪ уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования ( стол – столик, ковер-коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса - ананасовый).
▪ уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист – листья, много карандашей, пней, лис). ▪ согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто). ▪ правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо). ▪ уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т.д. (из-под стола, из-за дерева).
Грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослым в повседневной жизни.
Сформированность связной речи:
умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
умение составлять рассказ по серии из 3-6 сюжетных картинок;