Игротека 1. «СЛОВА»: выберите какую-нибудь тему и по очереди называйте слова. Можно поискать предметы дома или на улице (Овощи: огурец, помидор, капуста и т.п.). 2. «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»: начинайте с 2-3 картинок (предметов), разложите картинки (предметы) перед ребенком, попросите закрыть глаза, уберите 1 предмет, задайте вопрос: «Чего не стало?» (нет кубика, машинки и т.п) 3. «КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ»: Взрослый называет слова, а ребёнку нужно назвать как можно больше определений этого предмета. Например: книга – тонкая, толстая, новая, знакомая, интересная, скучная и т.д. 4. «СКАЖИ НАОБОРОТ»: В этой игре ребёнку нужно как можно быстрее подобрать антонимы к словам, которые вы ему будите говорить. Например: большой-маленький, холодный-горячий, гладкий-шершавый и т.д. 5. «ОДИН - МНОГО»: с мячом. огурец – огурцы яблоко – яблоки шапка – шапки | 6. «НАЗОВИ ЛАСКОВО»: яблоко – яблочко кукла – куколка кофта – кофточка 7. «ЖАДИНА» Это моя кукла, мой мяч, мое варенье, мои санки и т.п. 8. «ПРЕДЛОГИ» 9. «НАЗОВИ ДЕТЕНЫША» У кошки - котенок, у собаки – щенок, коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у козы – козленок, у свиньи – поросенок и т.п. (то же самое с дикими животными и птицами) | 10. «ПОСЧИТАЙ» Одна матрешка, две матрешки, три матрешки, четыре матрешки, пять матрешек; Один цыплёнок, два цыпленка, три цыпленка, четыре цыпленка, пять цыплят; Одно ведро, два ведра, три ведра, четыре ведра, пять ведер и т.п. 11. «ПОЙМАЙ ЗВУК [А]»: взрослый медленно произносит цепочку гласных звуков А У И О А А Э А О У И А и т.д. Детям даётся задание – хлопать в ладоши только когда они услышат звук [а]. Аналогично проводится игра с другими гласными и согласными звуками. 12.Упражнения для развития мелкой моторики «Кулак – ребро – ладонь» На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. 13. Упражнения на развитие дыхания. «Сдуй снежинку» - на руку положить кусок ваты или бумаги и сдуть (не надувая щёки, губы вытянуть) «Буря в стакане воды» - дуть через трубочку в стакан с водой. |
Возраст от 4 до 5 лет называется средним дошкольным возрастом. В это время отмечаются значительные изменения в развитии речи детей. На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. • Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением простых звуков и шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений! Нормы звукопроизношения Возраст ребенка | Звуки, появившиеся в речи | 2 – 3 года | гласные звуки, [г], [к], [х], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] и их мягкие пары; [с’], [л’], [й’]. | 3 – 4 года | [с],[з], [ц] | 4 – 5 лет | [ш], [ж], [ч], [щ’] | 5 – 6 лет | [р], [р’], [л] | | Как помочь ребенку овладеть чистой речью? • Для нормального речевого развития ребёнка необходимо, прежде всего, прямое общение со взрослыми. Необходимо следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой, внятной. Развитию четкой артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка. Речь формируется по подражанию, поэтому родителям необходимо контролировать собственную речь. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. • Каждый день читайте ребенку! • Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. • Не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим. • Не забывайте развивать и мелкую моторику: развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга | МДОУ «Детский сад №7 «Журавушка» г. Ртищево Саратовской области» ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Особенности речевого развития детей 4 - 5 лет» Учитель-логопед: Линник О.В. |