Игротека 1. «СЛОВА»: выберите какой-нибудь звук и по очереди называйте слова. Можно поискать предметы дома или на улице. 2. «СЛОВА В ДОРОГЕ»: если вам с ребёнком предстоит долгая дорога, то время пролетит незаметно во время игры в слова. По очереди называйте слова, где последний звук предыдущего слова является началом следующего. Например: ананас-сурок-книга-автобус и т.д. 3. «Поймай звук [а]»: взрослый медленно произносит цепочку гласных звуков А У И О А А Э А О У И А и т.д. Детям даётся задание – хлопать в ладоши только когда они услышат звук [а]. Аналогично проводится игра с другими гласными и согласными звуками. 4. «СКАЖИ НАОБОРОТ»: В этой игре ребёнку нужно как можно быстрее подобрать антонимы к словам, которые вы ему будите говорить. Например: большой-маленький, холодный-горячий, гладкий-шершавый и т.д. 5. «КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ»: Взрослый называет слова, а ребёнку нужно назвать как можно больше определений этого предмета. Например: книга – тонкая, толстая, новая, знакомая, интересная, скучная и т.д. | 6. «ОДИН - МНОГО»: с мячом. огурец – огурцы яблоко – яблоки шапка – шапки 7. «НАЗОВИ ЛАСКОВО»: яблоко – яблочко кукла – куколка кофта – кофточка | МДОУ «Детский сад №50» ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Особенности речевого развития детей 4 - 5 лет» Ярославль 2018 |
Возраст от 4 до 5 лет называется средним дошкольным возрастом. В это время отмечаются значительные изменения в развитии речи детей. На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. • Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением простых звуков и шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений! Нормы звукопроизношения Возраст ребенка | Звуки, появившиеся в речи | 2 – 3 года | гласные звуки, [г], [к], [х], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] и их мягкие пары; [с’], [л’], [й’]. | 3 – 4 года | [с],[з], [ц] | 4 – 5 лет | [ш], [ж], [ч], [щ’] | 5 – 6 лет | [р], [р’], [л] | | Как помочь ребенку овладеть чистой речью? • Для нормального речевого развития ребёнка необходимо, прежде всего, прямое общение со взрослыми. Необходимо следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой, внятной. Развитию четкой артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка. Речь формируется по подражанию, поэтому родителям необходимо контролировать собственную речь. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. • Каждый день читайте ребенку! • Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. • Не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим. • Не забывайте развивать и мелкую моторику: развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров | головного мозга. |