Просмотр содержимого документа
«Нарушение речи: Алалия»
Алалия
Алалия - это отсутствие или недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон коры больших полушарий
МЕХАНИЗМ Существуют четыре концепции: 1)сенсомоторная – нарушение речи при алалии объясняется органическим поражением в корковом отделе речеслухового и речедвигательного анализаторов. 2)психологическая – недостаточный уровень развития психологических процессов. 3)психолингвистическая – нарушение речи при алалии объясняется нарушением работы второго(языкового) этапа процесса порождения речевого высказывания. 4)нейролингвистическая – объясняется недозрелостью нервных клеток коры больших полушарий, в следствии чего они не могут выполнять функции которые на них положены.
ЭТИОЛОГИЯ
Пренатальный период – 3-ий семестр, резус конфликт, поздняя 1-я беременность, большое количество беременностей.
Натальный
Постнатальный
По характеру:
органическое(биологическое)
центральное
СИМПТОМЫ
РечевыеНеречевые
(вся система речи)
Неврологические
Психопатологические
(резедуальная энцефолопатия)
(недостаточный уровень развития психологических процессов, нарушение ЭВС и поведения
Классификация:
Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи (активное устное высказывание) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи
Сенсорная алалия – это отсутствие/недоразвитие речи, обусловленное органическим нарушением речевых зон коры больших полушарий в зоне речеслухового анализатора
Алалия и ОНР
различия
сходства
1.Одинаковые симптомы6 нарушены все стороны речи
2.Единая программа корекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием
1.Ввыделяется в клиникопедагогической классификации
2.Самостоятельное нарушение
1.Выделяется в психологопедагогической классификации
3.Совокупность этиологии, механизма, симптомы нарушений объединенных в эту группу
3.Обе стороны речи нарушены первично
3.Разные стороны речи могут быть по разном нарушены(первично и вторично)
Симптомы по уровням недоразвития речи
1 ур. – общение на уровне слова, и это
слово = целому тексту .
2 ур. – общение на уровне фразы. На протяжении 2-го периода драза ребенка меняется от соединения двух лепетных слов до –сложносогласованного, -подчиненного предложения с выраженными аграмматизмами.
3 ур. – общение на уровне текста.
4 ур. – дети предшкольного/начального, школьного возраста.
ОБСЛЕДОВАНИЕ
Задачи:
1)Этиология – изучение карты развития, сбор анамнеза
4)Структура нарушений – исследование ЭВС, поведения
Система коррекционно-педагогической работы:
1)Комплексно
2)Коррекционная работа проводится параллельно-последовательно, т.е. одновременно над всеми сторонами речи, все компоненты речи отрабатываются на протяжении всего времени от простого к сложному
В прошлом веке «алалия» обозначала все формы отсутствия речи.
В 1861 голу Поль Брока открыл зависимость правильной речи от левого полушария, лобной зоны, третьей извилины (конец речедвигательного анализатора).
Арман Труссо — под термином «афазия» подразумевал недоразвитие или «пропажи речи».
1909 г. М.В. Багданов-Березовский в Петербурге организовал лечебно-воспитательное учреждение «Неговорящие и плохоговорящие дети в интеллектуальном и речевом отношении».
1940 г. Н.Н. Трауготт впервые в работе «К организации и методике логопедической работы при моторной алалии» описала этих детей. Основой ее работы было преобладание индивидуальной работы.
1975-1977 г.г. вышло Постановление «О дальнейшем совершенствовании работы с «неговорящими» детьми»