Статья на тему «Психолого-педагогическая компетентность родителей детей с нарушениями речи»
Статья на тему «Психолого-педагогическая компетентность родителей детей с нарушениями речи»
Проблема детей с нарушениями речи всегда затрагивала большое количество людей. От простого заикания, до более сложных, таких как алалия, афазия и другие тяжелые нарушения речи. Каждый из нас сталкивался в своей жизни с людьми с нарушениями речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему «Психолого-педагогическая компетентность родителей детей с нарушениями речи»»
«Психолого-педагогическая компетентность родителей детей с нарушениями речи».
Проблема детей с нарушениями речи всегда затрагивала большое количество людей. От простого заикания, до более сложных, таких как алалия, афазия и другие тяжелые нарушения речи. Каждый из нас сталкивался в своей жизни с людьми с нарушениями речи.
Речь – одна из важней психических функций детей и человека вцелом. Именно с помощь нее осуществляется большая часть общения детей, их взаимодействие, обучение. В современном обществе все чаще поднимается вопрос о своевременной работе над речевыми нарушениями у детей.
Благодаря современным технологиям у родителей таких детей есть возможность общаться между собой на различных форумах, спрашивать совета или обмениваться опытом. На таких форумах родители активно общаются между собой, находят поддержку и помощь, а так же могут рассчитывать на помощь квалифицированных специалистов, которые так же есть на этих сайтах.
Одним из важных моментов является именно общение родителей между собой. Нас весьма порадовало, что родители активно общаются, не стесняются того, что у их детей есть нарушение. Они хотят и ищут поддержки, а так же сами помогают друг другу. Наиболее популярными вопросами являются: то, что говорит мой ребенок, понимаю только я, что делать? Мой ребенок не говорит, а показывает на предметы пальцем, что это может значить? Мой ребенок говорит не все буквы, что это? Мой ребенок начал заикаться, что делать? Как поставить произношение отдельных звуков? Сколько слов ребенок должен говорить в 1, 2, 3, 4 года? Какие книги и методики вы используете и можете посоветовать?
На все вопросы родителей находятся ответы. Если сначала происходит один диалог, то дальше в обсуждение подключаются другие родители. Они предлагают различные методики, делают упор на развитие понимания речи, развития собственной речи и развитие мелкой моторики, приводят свои примеры, рассказывают, к каким врачам и дефектологам они обращались. Советуют читать детям вслух, использовать пальчиковые игры и как можно больше времени проводить с ребенком.
Так же родителей беспокоит проблема коммуникации такого ребенка: если родные и близкие по большей части понимают своего ребенка и знают, как лучше с ним общаться, то общение с окружающими затруднено. Большое внимание уделяется общению таких детей с братьями и с сестрами. У родителей есть опасения, что нормально развивающийся ребенок не примет своего брата или сестру, у которого есть определенное нарушение речи. По большей части их опасения не оправдываются, дети в младшем возрасте не акцентируют внимания на нарушении и довольно спокойно общаются. Однако довольно много зависит от поведения самого родителя. Нужно понимать, как правильно выстроить манеру общения со своими детьми и как наладить взаимодействие между ними. Часто задаются такие вопросы как: мой ребенок не ладит со своим старшим/младшим? Почему и что с этим делать? Как предотвратить конфликты между детьми? Как правильно построить общение с детьми: старшая жалуется, что я не уделяю ей внимания; что делать, чтобы нормально развивающийся ребенок не чувствовал себя не нужным и ущемленным?
Часто поднимается проблема социального взаимодействия, места семьи в обществе. Из ответов родителей, мы видим, что поначалу они считают, что наличие ребенка с нарушением отталкивает окружение, к ним начинают относиться негативно. Многие отмечают, что им казалось, что их ребенка несправедливо обижали или же не включали в детские игры. Однако по прошествии времени, когда родители более глубоко начинали понимать проблему своего ребёнка, приходило понимание окружающей ситуации и восстановление социальных контактов. Так же во многом в социальном окружении помогает общение именно на таких форумах. Такое общение обеспечивает необходимую поддержку родителей, а так же помогает наладить новые контакты.
На всех форумах поднималась проблема работы со специалистами. Много родителей жалуется на сложность нахождения специалиста для своего ребенка. К сожалению, родители пишут о том, что им довольно поздно ставили определенные диагнозы, что в дальнейшем усложняло коррекционную работу с ребенком. Отмечаются такие жалобы родителей как: медицинские работники халатно относятся к своей работе, нам отказали в бесплатной операции кохлеарного аппарата, хирургическое пластики органов речевого аппарата. Но так же есть и положительные высказывания, что именно медицина оказала большую помощь в работе с их нарушением. Например: некоторые пользователи делятся контактами медицинских, реабилитационных и коррекционных центров, где оказали своевременную квалифицированную помощь. Так же поднимается вопрос о методиках: большая часть из них является дорогостоящими и родителям приходится обходиться без них и заниматься самостоятельно.
Вопрос юридической помощи поднимается на форумах довольно редко из-за того, что существуют многочисленные благотворительные организации, где помимо финансовой поддержки, родители могут получить бесплатные юридические консультации. Родители несказанно рады тому, что в настоящее время государство ведет политику активной помощи и проработке вопросов устройства и развития детей с ОВЗ. В связи с этим родители отмечают рост специалистов, а так же более углубленное освещение психолого-педагогической помощи детям. В данной направленности по большей части поднимаются вопросы логопедического аспекта: стоит ли обращаться с таким-то нарушением к логопеду? Просят порекомендовать коррекционное учреждением, для ребенка с определенным нарушением, делятся отзывами и рекомендациями о психолого-педагогической помощи в этих организациях.
Таким образом, проанализировав информацию, взятую с форумов и сообществ родителей для детей с ограниченными возможностями здоровья, можно сделать вывод, что родители детей с нарушениями речи не замыкаются в своей проблеме, а общаются на различных форумах, где легко делятся своими проблемами и переживаниями, активно обсуждают и дают советы друг другу. Родители заинтересованы в судьбе своего ребенка, для более полной и глубокой помощи они не однократно обмениваются методиками и различными книгами, а так же рекомендациями коррекционных образовательных учреждений и частных организаций. Так же родители могут свободно обсудить недостатки различных видов помощи детям, а так же возрастающую поддержку государства, в связи, с чем происходит постепенное устранение этих минусов. Мы очень рады тому, что в настоящее время существуют такие форумы, где родители могут получить поддержку, советы и отклик на свои проблемы в дружеской и приятной обстановке.