Приемы коррекции нарушений слоговой структуры слова.
Приемы коррекции нарушений слоговой структуры слова.
Примерно в 60 – 70 % случаев от общего количества детей дошкольного возраста с дефектами речи, встречаются нарушения слоговой структуры слов. Речь этих детей малопонятна для окружающих, даже при сохранном звукопроизношении. Нарушения ритмико-слоговой структуры слов могут быть выявлены как при фонетико-фонематическом недоразвитии речи, так и вследствие нарушения речевых функций органического генеза (моторная, сенсорная алалия), а также при общем недоразвитии речи различного уровня. Различные варианты нарушения ритмико-слоговой структуры слов чаще всего носят стойкий характер и требуют специального внимания учителя-логопеда
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приемы коррекции нарушений слоговой структуры слова.»
Приемы коррекции нарушений слоговой структуры слова .
Примерно в 60 – 70 % случаев от общего количества детей дошкольного возраста с дефектами речи, встречаются нарушения слоговой структуры слов. Речь этих детей малопонятна для окружающих, даже при сохранном звукопроизношении. Нарушения ритмико-слоговой структуры слов могут быть выявлены как при фонетико-фонематическом недоразвитии речи, так и вследствие нарушения речевых функций органического генеза (моторная, сенсорная алалия), а также при общем недоразвитии речи различного уровня. Различные варианты нарушения ритмико-слоговой структуры слов чаще всего носят стойкий характер и требуют специального внимания учителя-логопеда.
Логопедические занятия по коррекции слоговой структуры слов всегда предполагают многократное повторение речевого материала, доступного для ребенка на каждом этапе развития. Необходим учет индивидуальных речевых возможностей ребенка. Речевой материал и занятия должны усложняться постепенно. В коре головного мозга ребенка в процессе такого тренинга вырабатываются новые условные связи, способствующие усвоению ритмической структуры слов. Важным условием успешного преодоления дефекта является регулярность занятий. Но логопеду необходимо учитывать,что обеспечивая многократность повторения речевого материала, необходимо проводить занятия разнообразно, чтобы ребенок не потерял интерес. Занятия по коррекции слоговой структуры слова требуют использования достаточного количества лексического материала.
Логопедами Е.С. Большаковой, Т.А. Ткаченко за основу коррекции слоговой структуры слов взят принцип системного подхода в подборе речевого материала и классификация слов по А.К. Марковой. С учетом опыта данных специалистов, подбирается лексический материал по 14 типам слоговой структуры слова с возрастающей степенью сложности слов. Выделяется несколько этапов коррекционного воздействия. При этом необходимо заметить, что чем качественнее будет проведена работа на предыдущем этапе, тем успешнее она будет на последующих.
Этапы формирования правильной ритмико-слоговой структуры слова:
Обследование состояния слоговой структуры слова. Можно предложить обычные несложные дидактические игры с побуждением малыша к речи (лото, домино). Услышать речь в ситуации игры, в свободной обстановке – вот цель данного этапа. Все примеры неверного произнесения слов ребенком фиксируются в речевой карте (удобно записывать обследование на диктофон, чтобы проанализировать речевые ошибки). Возможные ошибки произнесения слов:
- контаминации (смешение элементов слов): «в холодильнице» - холодильнике и хлебнице.
Необходимо также иметь в виду, что у детей до 5 лет некоторые искажения слов являются возрастными особенностями развития речи. Причина нарушений воспроизведения слоговой структуры слов в недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, а также в недостаточной зрелости фонематического восприятия, естественных для детей данного возраста.
Подготовительный этап. Когда проведено тщательное и глубокое обследование речи ребенка и выявлено, какие нарушения слоговой структуры слов встречаются у него, необходимо переходить к следующему этапу –подготовительному. На этом этапе логопед учит ребенка вычленять ритмические доли на примере неречевых звуков и в речи окружающих. Чаще всего у детей с нарушениями слоговой структуры воспроизведение любого ритмического рисунка вызывает затруднение. Во многих случаях наблюдается нарушение счета нескольких звуков (нарушено слуховое восприятие, память, счет без наглядной опоры). При этом счет предметов часто не нарушен.
При выявлении таких трудностей рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: речь с движением, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, логоритмические и танцевальные упражнения.
Цель у всех этих заданий одна – развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры слова.
Одновременно с этим в повседневной жизни, в играх, на занятиях ведется работа по формированию или уточнению понятий: «начало», «середина», «конец», «перед», «за», «после», «между», «последний», «первый».
Очень часто дети с речевой патологией без специальной помощи долго не могут понять и запомнить эти понятия, а без их усвоения невозможно приступить к обучению звуковому и слоговому анализу и синтезу слов.
Коррекционный этап. Когда достаточно успешно ребенок умеет вычленять ритмические доли речи взрослых, необходимо приступить к следующему этапу – коррекционному. Задача этого этапа – воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.
Начинается работа с уточнения артикуляции сохранных звуков, проговаривание простых открытых слогов, а затем и слов с этими звуками. Большинство авторов рекомендуют начинать работу только с сохранными звуками. Такой подход сильно ограничивает логопеда в выборе речевого материала для проведения игр и упражнений по коррекции нарушений ритмико – слоговой структуры слова. Особенно это касается детей со сложными нарушениями звукопроизношения, когда нарушено большое количество звуков.
Практический опыт доказывает, что на этом этапе работы необходимо сосредоточится только на отработке слоговой структуры слов, т.е. фонетическое оформление речи не является главным. И только когда в активном словаре ребенка появятся слова 1, 2, 3 и 4 типа (по А.К. Марковой), работа по коррекции недостатков звукопроизношения становится желательно и полезной.
Далее постановка и автоматизация нарушенных звуков ведется параллельно формированию ритмико-слоговой структуры слов. Индивидуально, с учетом речевых возможностей ребенка, подбирается достаточное количество слоговых сочетаний, слов и предложений для отраженного и сопряженного проговаривания. В процессе этой работы вырабатываются безусловные и условные связи в коре головного мозга, тренируется речевой аппарат, развивается фонематическое восприятие. Параллельно проводится работа по обучению анализу и синтезу односложных слов (кот, суп, дом).
В это же время знакомим ребенка с понятием «часть слова» - «слог» и упражняем в делении слов на слоги. Для детей 4-5 лет нет необходимости знать понятие «слог». Достаточно просто проговаривать слово, выделяя его ритм.Дети, владеющие навыками звукобуквенного анализа и синтеза слов, быстрее овладевают речью.
Список литературы:
Большакова Е.С. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 2010
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2003
Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи – М.: 1963.