Алалия
В настоящие время увеличивается число детей с нарушением в речевом развитии.
Одним из тяжелых дефектов речи является алалия, когда ребёнок лишен языковых средств общения.
Алалия- отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при которой нарушается все компоненты речи. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психологические симптомы.
В основе клинической квалификации алалии находятся моторная, сенсорная, сенсомоторная и оптическая.
Симптоматика алалия многообразна и не ограничивается нарушением только речевых функций. Характер алалии в каждом случае имеет индивидуальные особенности и зависит от локализации, тяжести органического поражения, от общего соматического состояния, окружающей среды и его возраста.
Моторная алалия – это нарушение центрального (коркового)отдела речедвигательного анализатора.
Сенсорная алалия- это поражение центрального отдела речеслухового анализатора.
Сенсомоторная алалия сочетает в себе признаки моторной и сенсорной алалии.
Но существует ещё и оптическая алалия. Она обусловливается неполноценностью деятельности речезрительного анализатора.
На практике чаще встречается моторная алалия. Логопед подробно обследует речевое развитие ребенка для постановки более дифференцированного речевого диагноза. Можно выделить несколько этапов обследования:
- Ознакомительный. Учитель – логопед или учитель – дефектолог изучает анамнестические данные, уточняет запрос родителей, выявляет предварительные данные об индивидуальных особенностях ребенка. Изучает медицинские и педагогические данные.
- Диагностический. На этом этапе проводят обследования речевых и психических функций ребенка.
- Аналитический. Заполняется речевая карта , которая является обязательным отчётным документом. Особенно тщательно нужно подходить к логопедическому заключению.
- Прогностический. На этом этапе определяется дальнейшее развитие ребёнка на основе полученных и проанализированных данных, выясняется дальнейшая коррекционная работа.
- Информационный. Ознакомление родителей с заключением, предполагаемый путь коррекционной работы, её формы. В процессе беседы родителям сообщается вся полученная информация, при обследовании ребёнка, оговаривается и прогнозируется участие родителей в коррекционной работе. Беседа с родителями не должна содержать непонятных для них терминов.
Затем начинается работа с ребенком. Работа с ребёнком состоит из нескольких этапов:
- Подготовительный:
- Установление зрительного и эмоционального контакта
- Подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляции
- Настрой ребёнка на эмоциональное сопереживание
- Повышение уровня общей активности ребенка
- Организация произвольного внимания
- Основной :
- Понимание речи
- Общеречевые навыки
- Фонематическое представление
- Самостоятельная речь
- Моторика
Наиболее эффективно комплексная работа:
- Логопедические занятия.
- Логопедический массаж: массаж артикуляционной мускулатуры, участвующей в произнесении звуков. Проводится специальными зондами и способствует нормализации тонуса речевых мышц для облегчения звукопроизношения. Необходим детям с моторной и сенсомоторной алалией. Проводится курсами по 8-10 сеансов.