Учебное пособие «Стертая дизартрия у детей» (Архипова Е. Ф.) В учебном пособии представлена развернутая клинико-психологическая характеристика нарушений речи детей со стертой дизартрией. Рассматриваются особенности формирования у них общей, мелкой и артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматических навыков и интонационно-выразительных средств речи. Разработана схема экспериментальной дифференциальной диагностики. Нас интересует Обследование кинетического орального праксиса. Процедура обследования. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить то или иное упражнение. Последовательность выполнения всех упражнений: «забор» — «окно» — «мост» — «парус» — «лопата», «вкусное варенье» и т.д. Для того чтобы оценить выполнение артикуляционного упражнения, ребенка просят удерживать органы артикуляции в нужном положении 5^7 секунд. 1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: — широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх к верхним зубам — «парус», зафиксировать такое положение, удерживая его 5—7 секунд. 2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: — язык «лопатой» — широкий, распластанный, не подвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт, зафиксировать такое положение, удерживая его 5—7 секунд. 3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: — «вкусное варенье» — рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость (удерживать 5—7 секунд). 4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: — «мост» — рот открыт, широкий плоский язык лежит на дне полости рта. Кончик упирается в нижние резцы (удерживать 5—7 секунд). 5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: — «окно» — рот открыт, верхние и нижние зубы видны (удерживать 5-7 секунд). Оценивается: точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одно движения другим); длительность удержания артикуляционной позы (достаточная, быстрая истощаемость); симметричность; — наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации. Критерии оценки: 4 балла — правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному; 3 балла —замедленное и напряженное выполнение, быстрая истощаемость; 2 балла — время фиксации позы ограничено 1—3 секундами; 1 балл — выполнение с ошибками, длительный поиск позы, отклонения в конфигурации, синкинезий, гиперкинезы, гиперсаливация; 0 баллов — невыполнение движения. Обследование динамической координации артикуляционных движений Процедура обследования. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Ребенка просят выполнить упражнения по 4—5 раз. 1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: — «качели» (поднять кончик языка за верхние, затем опустить за нижние резцы. Повторить это упражнение 4—5 раз). 2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»? — «маятник» (попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правового, затем до левого угла губ. Повторить это движение по 4—5 раз). 3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: — поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кон чиком языка до правого, затем до левого уголка губ. Повторить эти движения 4-5 раз. 4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: — высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх. Повторить эти движения 4-5 раз. 5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: — совершать одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо, затем влево. Повторить эти движения 4—5 раз. Оценивается: последовательность выполнения движений; возможность переключения с одного движений на другое; инертность движения, персеверации; темп движений; амплитуда движений (объем движений достаточный, ограниченный); точность выполнения движений (точное Выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим); — наличие синкинезий, гипёркинезов, саливации. Критерии оценки: 4 балла — сравнительно точное выполнение движений, все движения координированны; 3 балла - замедленное и напряженное выполнение переключений с одного движения на другое; 2 балла — количество правильно выполненных движений ограничено двумя-тремя; 1 балл — выполнение с ошибками, длительный поиск позы, замена одного движения другим, синкинезий, саливация, гиперкинезы; 0 баллов — невыполнение движений. Обследование тонуса артикуляционной мускулатуры и наличия патологической симптоматики начинают с обследования мимической мускулатуры. Обследование мышечного тонуса и подвижно губ Процедура обследования: ребенку предлагается отраженно за логопедом повторить движения, сидя за столом перед зеркалом. 1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: — «трубочка» (вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать 5—7 секунд). 2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: — чередование «забор» — «трубочка» (до 5 раз). 3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало; и повторяй за логопедом движения»: -поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, повторять движения несколько раз. Критерии оценки: 4 балла — точное выполнение заданий, тонус в норме, губы подвижные; 3 балла — неточное выполнение движений, незначительное нарушение тонуса губной мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония); 2 балла — верхняя губа напряжена, ограничена ее подвижность; 1 балл — затруднения при выполнении движений, выраженное нарушение тонуса губной мускулатуры, губы малоподвижные; 0 баллов — невыполнение заданий, грубо выраженная патология. Обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики Процедура обследования: ребенку предлагается отраженно за логопедом повторить движения перед зеркалом. 1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: — «лопата» — язык широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе. 2. «Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: — «мост» — из положения «окно» язык упирается в нижние резцы, язык — широкий, плоский, спокойно лежит в ротовой полости. 3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: — «маятник» — попеременно дотянуться кончиком языка до правого, потом до левого угла рта. Критерии оценки: балла — точное выполнение движений, отсутствие нарушений мышечного тонуса языка, патологической симптоматики; балла — неточное выполнение заданий, незначительное нарушение тонуса языка (гипертонус, гипотония, дистония); 2 балла — затруднения при выполнении упражнений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса языка, саливация, усиливающаяся при функциональной нагрузке, девиация языка; 1 балл — грубо выражённо» нарушение мышечного тонуса языка, выраженная патологическая симптоматика (постоянная саливация, гиперкинезы, посинение кончика языка, девиация); 0 баллов — не выполняет задание. |