kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему "Обследование артикуляционной моторики детей младшего школьного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первым этапом работы с детьми младшего школьного возраста является речевое обследование, в частности, обязательное обследование артикуляционной моторики. Эффективность коррекционного воздействия в устранении нарушений произносительных дефектов у детей зависит в первую очередь от правильности диагностики. Данная презентация поможет организовать артикуляционное обследование логопедам и учителям начальных классов сельских малокомплектных школ.

№ слайда

Комментарии

1

Титульный слайд

2

Оглавление:

Введение

Структура обследования артикуляционной моторики по

 Н. М. Трубниковой:

 Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата;

 Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата;

 Обследование мимической мускулатуры.

Авторские методики:

3.1 Волкова Г.А. Методика психолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи:

  3.1.1 Обследование детей с дислалией;

  3.1.2 Обследование детей с дизартрией;

  3.1.3 Обследование детей с алалией;

  3.1.4 Приемы логопедического исследования;

3.2 Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников;

3.3 Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей;

3.4 Методическая разработка учителя-логопеда Бажановой М. В.;

 4. Вывод.

3

 Актуальность работы: Одним из условий для правильного формирования звукопроизношения у ребенка является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений. Первым этапом работы с детьми младшего школьного возраста является речевое обследование, в частности обязательное обследование артикуляционной моторики. Эффективность коррекционного воздействия в устранении нарушений произносительных дефектов у детей зависит в первую очередь от правильности диагностики.

 Цель моей работы: формирование профессиональной компетенции в процессе изучения логопедических технологий обследования артикуляционной моторики.

 Перед собой я поставила задачи:

изучить теоретические вопросы артикуляционной моторики детей младшего школьного возраста;

познакомиться с авторскими методиками обследования;

пополнить «методическую копилку» практическим материалом для использования в практической деятельности.

4

Прежде, чем приступить к выполнению работы, я решила изучить понятийный аппарат и обратилась к словарям. Обследование - это изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации в зависимости от поставленных исследователем задач.

Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения.

5

Обследование моторики органов артикуляционного аппарата направлено на изучение функционального состояния активных органов артикуляционного аппарата. В учебно-методическом пособии «Структура и содержание речевой карты» Н.М. Трубникова включает в обследование артикуляционной моторики: исследование двигательных функций органов артикуляционного аппарата, динамической организации движений этих органов и изучение состояния мимической мускулатуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«обследование артикуляционной моторики детей младшего школьного возраста»

2


Первым этапом работы с детьми младшего школьного возраста является речевое обследование, в частности, обязательное обследование артикуляционной моторики. Эффективность коррекционного воздействия в устранении нарушений произносительных дефектов у детей зависит в первую очередь от правильности диагностики. Данная презентация поможет организовать артикуляционное обследование логопедам и учителям начальных классов сельских малокомплектных школ.



Обследование артикуляционной моторики

детей младшего школьного возраста

Выполнила:

учитель начальных классов

Жмуркина Елена Николаевна



слайда

Комментарии

1

Титульный слайд

2

Оглавление:

  1. Введение

  2. Структура обследования артикуляционной моторики по

Н. М. Трубниковой:

    1. Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата;

    2. Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата;

    3. Обследование мимической мускулатуры.

  1. Авторские методики:

3.1 Волкова Г.А. Методика психолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи:

3.1.1 Обследование детей с дислалией;

3.1.2 Обследование детей с дизартрией;

3.1.3 Обследование детей с алалией;

3.1.4 Приемы логопедического исследования;

3.2 Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников;

3.3 Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей;

3.4 Методическая разработка учителя-логопеда Бажановой М. В.;

4. Вывод.

3

Актуальность работы: Одним из условий для правильного формирования звукопроизношения у ребенка является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений. Первым этапом работы с детьми младшего школьного возраста является речевое обследование, в частности обязательное обследование артикуляционной моторики. Эффективность коррекционного воздействия в устранении нарушений произносительных дефектов у детей зависит в первую очередь от правильности диагностики.

Цель моей работы: формирование профессиональной компетенции в процессе изучения логопедических технологий обследования артикуляционной моторики.

Перед собой я поставила задачи:

  1. изучить теоретические вопросы артикуляционной моторики детей младшего школьного возраста;

  2. познакомиться с авторскими методиками обследования;

  3. пополнить «методическую копилку» практическим материалом для использования в практической деятельности.

4



Прежде, чем приступить к выполнению работы, я решила изучить понятийный аппарат и обратилась к словарям. Обследование - это изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации в зависимости от поставленных исследователем задач.

Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения.

5

Обследование моторики органов артикуляционного аппарата направлено на изучение функционального состояния активных органов артикуляционного аппарата. В учебно-методическом пособии «Структура и содержание речевой карты» Н.М. Трубникова включает в обследование артикуляционной моторики: исследование двигательных функций органов артикуляционного аппарата, динамической организации движений этих органов и изучение состояния мимической мускулатуры.

6

Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата

Прием

Содержание  задания

Характер выполнения

Все задания должны выполняться при многократном повторении требуемого движения

1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу

а) сомкнуть губы

б) округлить губы, как при произношении звука «о» - удержать позу

в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу

г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их)

д) растянуть губы в "улыбке" (зубов невидно) и удержать позу

отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений; наличие тремора, саливации, гиперкинезов; активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной
стороны; движение не удается


е) поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы

ё) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы

ж) одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю

з) многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п»


2. Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции

а) широко раскрыть рот, как при произнесении звука «а», и закрыть

б) сделать движение нижней челюстью вправо

в) сделать движение влево

г) сделать движение нижней челюстью вперед

отметить: выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; наличие содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается

3. Исследование двигательных функций языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и словесной инструкции

а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 ао 5

б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать, как в предыдущем задании, под счет от 1 до 5

в)  переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ

г)  высунуть язык «лопатой», «иголочкой»

д) оттопырить правую, а затем левую щеку языком

е) поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам

ё) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на нижнюю губу

ж) движение языком вперед-назад

отметить: выполнение правильное; движения языка имеют недостаточный диапазон; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, всей массой, медленно, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; истощаемость движений; наличие тремора гиперкинезов, саливации; движение не удается

4. Исследование двигательной функции мягкого неба

а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается)

б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появляться рвотный рефлекс)

в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи

отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, наличие содружественных движений, малой подвижности небной занавески, гиперкинезов, саливации; движение не удается

5. Исследование продолжительности и силы выдоха

а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т. д.)

б) поддувать пушинки, листок бумаги и т. п.

отметить: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого)


7

Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата.

Все предъявляемые формы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений

Содержание задания


1. Оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, занести язык за нижние зубы, закрыть рот.
2. Широко открыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть губы в трубочку, закрыть рот и сомкнуть губы.
3. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его.
4. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижней губы, поднять кончик языка к верхним зубам, затем опустить за нижние зубы и закрыть рот.
5. Положить широкий язык на нижнюю губу, приподнять боковые края и кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот, опустить кончик языка за нижние зубы и закрыть рот.
6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков и слогов изменяется) «а-и-у», «у-и-а», «ка-па-та», па-ка-та», «пла-плу-пло», «рал-лар-тар-тал», «скла-взма-здра»


Отмечаются: выполнение правильное; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, инертность движения, недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются, легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую и с одного звукового ряда на другой

По окончанию исследования логопедом делаются выводы: движения артикуляционного аппарата активные, вялые, пассивные; присутствует/отсутствует замена движений; наблюдаются гиперкинезы, синкинезии, саливация, тремор; моторная напряженность; последовательность перехода от одного движения к другому, застревание на одном движении, расторможенность.

8

Обследование мимической мускулатуры

Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражение черепно-мозговых нервов, что является одним из симптомов дизартрических расстройств речи. Предлагаемые пробы выполняются сначала по показу, а затем по словесной инструкции.

Прием

Содержание 
задания


1.Исследование объема и качества движения мышц лба

а) нахмурить брови
б) поднять брови


Отмечаются: выполнение правильное; проба выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.), движение не удается

2. Исследование объема и качества движений мышц глаз

а) легко сомкнуть веки
б) плотно сомкнуть веки
в) закрыть правый глаз, затем левый
г) подмигнуть


Отмечаются: выполнение правильное; движение не удается; появление содружественных движений

3. Исследование объема и качества движений мышц щек

а) надуть левую щеку
б) надуть правую щеку
в) надуть обе щеки одновременно
г) втянуть щеки в рот


Отмечаются: выполнение правильное; движение выполняется с напряжением, не в полном объеме; изолированное надувание одной щеки не удается; поза не выполняется.

4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз

выразить мимикой лица:
а) удивление
б) радость
в) испуг
г) грусть
д) сердитое лицо


Отмечаются: правильное выполнение; мимическая картина нечеткая, движение выполняется с одной стороны; поза не создается.

5. Исследование символического праксиса

а) свист
б) поцелуй
в) улыбка
г) оскал
д) плевок
е) цоканье


Отмечаются: выполнение правильное; объем движений ограничен, появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; напряженность; движение не удается.

По окончанию обследования мимической мускулатуры логопедом делаются выводы: поражение черепно-мозговой иннервации отсутствует; отмечается поражение черепно-мозговых нервов.

9

Многие авторы, которые занимаются вопросом обследования речи детей младшего школьного возраста, включают в свои методики раздел обследования артикуляционной моторики. Я представлю вам работы таких авторов:

  1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие.

  2. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.

  3. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей.

  4. Методическая разработка учителя-логопеда Бажановой М. В.

10

В пособии Г. А. Волковой представлены схемы обследования детей с различными нарушениями речи. Нам интересно рассмотреть обследование артикуляционной моторики у таких детей.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ

Кинестетическая основа речи: способность выполнения отдельных артикуляторных движений. У детей с функциональной дислалией кинестетические ощущения, как правило, сохранны, но у некоторых детей из-за недостаточности нейродинамических связей может обозначиться латентный период между предъявлением инструкции и ее выполнением: ребенок как бы вспоминает необходимое артикуляторное движение. В силу этою движение выполняется с некоторыми отклонениями.
Ребенку предлагаются задания
- для губ: вытянуть вперед — покой, оскал — покой, круговое движение губ хоботком, поднять вверх верхнюю губу, опустить вниз нижнюю губу;
- для языка: показать широкий язык, узкий язык, лакательные движения языком, пощелкать языком, присасывая его к твердому небу так, чтобы натягивалась подъязычная связка;
- для нижней челюсти: рот широко открыть — закрыть.
Кинетическая основа речи: способность выполнения серии артикуляционных движений. Предлагаются следующие задания:
- для губ: вытянуть губы вперед — улыбнуться покой; поднять вверх верхнюю губу — опустить вниз нижнюю губу — опустить вниз верхнюю губу, поднять вверх Нижнюю губу;
для языка: открыть рот — показать широкий язык — поднять его на верхнюю губу - опустить на нижнюю губу — убрать в рот — закрыть рот; открыть рот — показать узкий язык коснуться узким языком правого, левого углов рта убрать язык в рот — закрыть рот; открыть рот — показать попеременно широкий — узкий язык; открыть рот — узким языком провести вкруговую по верхней и нижней губе по часовой стрелке, затем в обратном направлении — убрать язык в рот — закрыть рот;
- для нижней челюсти: осторожно подвигать нижней челюстью вправо — влево;
- для мягкого неба: открыть рот — положить язык на нижнюю губу — покашлять с открытым ртом и с языком на нижней губе. Визуально: мышцы мягкого неба сокращаются и приподнимают его.
По окончании выполнения заданий следует отметить:
объем движений (полный — выполнены все движения; неполный — выполнена часть движений; объем движений нарушен — искажена серия движений или опущены движения); точность выполнения (сохранна — все движения выполнены в данной последовательности; нарушена — поиски артикуляции или дополнительные движения); тонус (сохранен — движения выполнены с необходимой силой и напряжением; нарушен — движения или часть движений выполнены вяло, без достаточного напряжения артикуляционных мышц); темп движений (нормальный — одно движение выполняется за другим без пауз; замедленный — между отдельными движениями наблюдаются паузы в З—5 секунд; ускоренный — движения выполняются настолько быстро, что предыдущее движение еще до конца не выполнено, а испытуемый уже начинает выполнять последующее движение); синкинезии (нет; есть - при выполнении упражнения появляются дополнительные движения, как в артикуляторных, так и в мимических мышцах).

11

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ.

Ребенку предлагаются следующие упражнения:
- оскал — покой, поднимание верхней губы;
- надувание обеих щек, по очереди;
- поднимание бровей — покой, наморщивание лба;

- наморщивание носа;
- поочередное зажмуривание глаз.
Отметить; сглаженность носогубных складок: одной, обеих; амимичность лицевой мускулатуры; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз века; синкинезии.
Одиночные движения языком:
- положить широкий язык на нижнюю губу;
- положить узкий язык на нижнюю губу;
- язык «жалом» при открытом рте;
- узким языком коснуться правого — левого углов рта;
- показать язык «чашечкой» при открытом рте;

- положить широкий язык на верхние зубы при открытом рте и растянутых в улыбке губах;
- выполнить «лакательное» движение языком при открытом рте.
Серии движений языком:
- открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, поднять на верхнюю губу, перевести на верхние зубы, убрать за зубы, закрыть рот;
- открыть рот, показать попеременно (5—б раз) узкий и широкий язык, закрыть рот;
- открыть рот, облизать узким языком губы вкруговую (слева направо и наоборот), закрыть рот;
- те же движения выполнить широким языком; обратить внимание на точность, объем движений.

Отметить равномерность работы мышц языка, способность к переключению и удержанию позы: отклонение кончика языка при показе, тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы, увеличение гиперкинеза или замедление темпа движения при повторных движениях, посинение кончика языка замена движений языка; слюнотечение.
Подъязычная связка (уздечка) языка:
- положить широкий язык на нижнюю губу и постараться дотронуться им до середины (или ниже) подбородка;
- это же движение выполнить узким языком;
- поднять широкий язык на верхнюю губу и тянуться языком к носу;
- поднять широкий язык за верхние зубы и провести кончиком языка по твердому небу от верхних альвеол назад к границе твердого и мягкого неба; присосать широкий язык к твердому небу и опустить на дно ротовой полости с характерным щелчком (повторить 5—б раз).
Отметить состояние подъязычной связки: норма, укороченная, с послеоперационным узлом.
Мягкое небо (обследовать визуально):
• предложить покашлять с открытым ртом и языком, лежащим на нижней губе.
Отметить: плоское, округлое, гиперкинез. Отклонение маленького язычка в сторону, расщелины.

Твердое небо
• обследовать визуально и отметить: нормальное, излищне низкое, куполообразное «готическое» расщелины
Зубы
• обследовать визуально и отметить: нормальные, редкие, сверхкомплектность, низкие высокие, вне челюстной дуги, язычный наклон зубов и т. д.
Прикус
• обследовать визуально и отметить: открытый передний; открытый боковой, прогения (излишнее выдвижение вперед нижней челюсти), прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти)
Губы
• нормальные тонкие, толстые, укороченная верхняя губа. Расщелина верхней губы.

12

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ

Состояние речевой моторики исследуется дифференцированно: у детей с моторной афферентной алалией не проверяется способность выполнения отдельных артикуляторных движений, так как у них не сформирована кинестетическая основа речи. По подражанию логопеду им предлагается ряд (серия) движений типа: для губ — вытянуть вперед — улыбнуться — губы хоботком и подвигать ими вправо влево. Для языка — открыть рот — показать широкий язык поднять его на верхнюю губу — опустить на нижнюю губу — убрать в рот — закрыть рот. Для мягкого неба — широко открыть рот — покашлять с открытым ртом — закрыть рот:
У детей с моторной эфферентной алалией не проверяется способность выполнения серии артикуляторных движений, так как у них не сформирована кинетическая основа речи. По подражанию логопеду им предлагаются отдельные артикуляторные движения, типа: для губ — выдвинуть губы вперед — покой. Для языка, — показать широкий язык или показать узкий язык.

13

ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование объема и качества движения губ
Приемы (по словесной инструкции) для всех возрастных групп:
• Вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу.
• Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать 1 позу.
• Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы.
• Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы.
• Одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю губу вниз.
• Надуть обе щеки, затем втянуть их, губы вытягиваются вперед.
Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений.
Исследование объема и качества движений мышц щек
Приемы (по словесной инструкции) для всех возрастных групп:
• Надуть левую щеку, удержать позу в течение З секунд.
• Надуть правую щеку, удержать позу в течение З секунд.
• Надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение З секунд.
Отметить: выполнение правильное; сильно напрягается противоположная выпяченная щека; изолированное надувание одной щеки не удается.
Исследование объема и качества движений языка
Приемы (по подражанию) для всех возрастных групп:
Показать узкий язык вперед «жалом», удержать на три счета.
Показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета.
• Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта.

• Показать язык, поднять его к верхней губе («достать кончик носа»).
• Показать язык, положить его на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку.
• Открыть рот, пощелкать (поцокать) языком: присосать широкий язык к твердому небу так, чтобы кончик языка был у верхних альвеол, подъязычная связка натянута, затем свободно опустить язык с характерным щелчком. Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, неточно, всей массой, медленно; движение не удается.

14

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников (Фотекова Т. А.)

Методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста. Методика включает 6 серий проб. В серии 1. «Исследование сенсомоторного уровня речи» вторым пунктом является «Исследование артикуляционной моторики»

Инструкция: смотри, как я делаю, и повторяй за мной движения.

  • губы в улыбке

  • губы трубочкой

  • язык лопаткой

  • язык иголочкой

  • язык чашечкой

  • щелканье языком

  • «вкусное варенье»

  • «качели»

  • «маятник»

  • чередование «улыбка-трубочка»

В пробе следует:

  • удерживать позу 3-5 секунд,

  • последние 3 упражнения выполняют 4-5 раз.

Оценка: 1 балл – правильное и точное выполнение, 0,5 – замедленное и напряженное выполнение, 0,25 – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, 0 – невыполнение.

15

Учебное пособие «Стертая дизартрия у детей» (Архипова Е. Ф.)

В учебном пособии представлена развернутая клинико-психологическая характеристика нарушений речи детей со
стертой дизартрией. Рассматриваются особенности формирования у них об­щей, мелкой и артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматических навыков и интонационно-выразительных средств речи. Разработана схема экспериментальной дифференциальной диагностики. Нас интересует Обследование кинетического орального праксиса. Процедура обследования.

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ре­бенку предлагается отраженно за логопедом выполнить то или иное упражнение. Последовательность выполне­ния всех упражнений: «забор» — «окно» — «мост» — «парус» — «лопата», «вкусное варенье» и т.д.

Для того чтобы оценить выполнение артикуляцион­ного упражнения, ребенка просят удерживать органы артикуляции в нужном положении 5^7 секунд.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх к верхним зубам — «парус», зафиксировать такое положение, удерживая его 5—7 секунд.

2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— язык «лопатой» — широкий, распластанный, не­ подвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт, зафиксировать такое положение, удерживая его 5—7 секунд.

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «вкусное варенье» — рот открыт, широкий язык
обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость (удерживать 5—7 секунд).

4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «мост» — рот открыт, широкий плоский язык лежит на дне полости рта. Кончик упирается в нижние резцы (удерживать 5—7 секунд).

5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «окно» — рот открыт, верхние и нижние зубы вид­ны (удерживать 5-7 секунд).

Оценивается:

  • точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одно движения другим);

  • длительность удержания артикуляционной позы (достаточная, быстрая истощаемость);

  • симметричность;

— наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.

Критерии оценки:

4 балла — правильное выполнение движения с точным со­ответствием всех характеристик предъявленному;

3 балла —замедленное и напряженное выполнение, быст­рая истощаемость;

2 балла — время фиксации позы ограничено 1—3 секун­дами;

1 балл — выполнение с ошибками, длительный поиск по­зы, отклонения в конфигурации, синкинезий, гиперкинезы, гиперсаливация;

0 баллов — невыполнение движения.

Обследование динамической координации артику­ляционных движений

Процедура обследования.

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ре­бенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Ребенка просят выполнить упражнения по 4—5 раз.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «качели» (поднять кончик языка за верхние, затем опустить за нижние резцы. Повторить это упражнение 4—5 раз).

2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»?

— «маятник» (попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правового, затем до левого угла губ. Повторить это движение по 4—5 раз).

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кон­
чиком языка до правого, затем до левого уголка губ. Повторить эти движения 4-5 раз.

4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх. Повторить эти движения 4-5 раз.

5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— совершать одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо, затем влево. Повто­рить эти движения 4—5 раз.

Оценивается:

  • последовательность выполнения движений;

  • возможность переключения с одного движений на другое;

  • инертность движения, персеверации;

  • темп движений;

  • амплитуда движений (объем движений достаточ­ный, ограниченный);

  • точность выполнения движений (точное Выполне­ние, приближенное, поиски артикуляции, замена одно­го движения другим);

— наличие синкинезий, гипёркинезов, саливации.

Критерии оценки:

4 балла — сравнительно точное выполнение движений, все движения координированны;

3 балла - замедленное и напряженное выполнение пере­ключений с одного движения на другое;

2 балла — количество правильно выполненных движений ограничено двумя-тремя;

1 балл — выполнение с ошибками, длительный поиск по­зы, замена одного движения другим, синкинезий, саливация, гиперкинезы;

0 баллов — невыполнение движений.

Обследование тонуса артикуляционной мускулатуры и наличия патологической симптоматики начинают с обследования мимической мускулатуры.

Обследование мышечного тонуса и подвижно губ

Процедура обследования: ребенку предлагается отраженно за логопедом повторить движения, сидя за столом перед зеркалом.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «трубочка» (вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать 5—7 секунд).

2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— чередование «забор» — «трубочка» (до 5 раз).

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало;
и повторяй за логопедом движения»:

-поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, повторять движения несколько раз.

Критерии оценки:

4 балла — точное выполнение заданий, тонус в норме, губы подвижные;

3 балла — неточное выполнение движений, незначитель­ное нарушение тонуса губной мускулатуры (гипертонус, гипо­тония, дистония);

2 балла — верхняя губа напряжена, ограничена ее подвиж­ность;

1 балл — затруднения при выполнении движений, выра­женное нарушение тонуса губной мускулатуры, губы малопод­вижные;

0 баллов — невыполнение заданий, грубо выраженная па­тология.

Обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики

Процедура обследования: ребенку предлагается отра­женно за логопедом повторить движения перед зеркалом.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «лопата» — язык широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе.

2. «Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «мост» — из положения «окно» язык упирается в нижние резцы, язык — широкий, плоский, спокойно лежит в ротовой полости.

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «маятник» — попеременно дотянуться кончиком языка до правого, потом до левого угла рта.

Критерии оценки:

  1. балла — точное выполнение движений, отсутствие нарушений мышечного тонуса языка, патологической симптоматики;

  2. балла — неточное выполнение заданий, незначительное нарушение тонуса языка (гипертонус, гипотония, дистония);

2 балла — затруднения при выполнении упражнений, уме­ренно выраженное нарушение мышечного тонуса языка, сали­вация, усиливающаяся при функциональной нагрузке, деви­ация языка;

1 балл — грубо выражённо» нарушение мышечного тонуса языка, выраженная патологическая симптоматика (постоянная саливация, гиперкинезы, посинение кончика языка, девиация);

0 баллов — не выполняет задание.

16

Методическая разработка «ЭКСПРЕСС – ДИАГНОСТИКА РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ». (из опыта работы учителя-логопеда Бажановой М. В.)

В своей разработке автор предлагает следующее обследование артикуляционной моторики. Состояние артикуляторной моторики (выполнение движений по подражанию) губы – «улыбка», «трубочка»; язык – широкий, узкий, вверх – вниз, «маятник».

Отметить следующие параметры движений:

- наличие или отсутствие движений;

-тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение).

- объем движения (полный, неполный)

- способность к переключению от одного движения к другому.

- замены движений

- добавочные и лишние движения (синкенезии)

- наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.

17



Обследование артикуляционной моторики детей младшего школьного возраста является обязательной частью обследования речи. Для того, чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматизированными. В ходе работы над данной темой мною была изучена методическая литература, касающихся изучения обследования артикуляционной моторики детей младшего школьного возраста; ряд авторских методик, что доказывает необходимость и значимость обследования артикуляционной моторики детей младшего школьного возраста.


18



Вывод:

В ходе работы:

  • изучила методическую литературу по обследованию артикуляционной моторики детей младшего школьного возраста; ряд авторских методик;

  • познакомилась с материалами из опыта работы логопедов-практиков, которые можно применять в профессиональной деятельности.





19

Используемые источники:

  • Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. — М.: ACT: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 319 с.

  • Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 —144 с.

  • Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). –– М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1998. – 134 с.

  • Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.

  • Смирнова О.В. Факторы, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений. //Логопед. – 2014.- № 7

  • Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты. Учебно-методическое пособие.- Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 1998. - 51 с.

  • Слайд 5, 13,14 - http://vk.com/rechecvetik (дата обращения 24.01.2015)

  •  http://perviydoc.ru/v25935/бажанова_м.в._методическая_разработка_-_экспресс-диагностика_речи_младших_школьников (дата обращения 23.01.2015)

  • Слайд 8 шкатулка - http://www.pirat007.ru/flowers/products/item/1758 (дата обращения 24.01.2015)

  • Слайд 5 мальчик с мыльным пузырём -  http://vk.com/wall-50889380?own=1 (дата обращения 24.01.2015)

  • Слайд 9 http://lib.podelise.ru/docs/3490/index-1793.html (дата обращения 24.01.2015)

  • Слайд 15 http://buratino-center.3dn.ru/publ/artikuljacionnaja_gimnastika/1-1-0-1 (дата обращения 24.01.2015)

  • Слайд 12 http://top-bal.ru/turizm/46243/index.html (дата обращения 24.01.2015)

  • Слайд 7 лицо ребёнка http://theart.name/photography/4395-zabavnye-rozhicy-detej-fotograf-ev… (дата обращения 24.01.2015)

  • Слайд 8 обложки книг Логопед 1 2013http://puzkarapuz.org/ebooks/kbooks/255009-logoped-1-2013.html http://www.logopedshop.ru/catalog/34/2/ http://www.labirint.ru/screenshot/goods/271503/2/ (дата обращения 24.01.2015)



Просмотр содержимого презентации
«обследование артикуляционной моторики детей младшего школьного возраста»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Печерская средняя школа  Смоленского района Смоленской области    Обследование артикуляционной моторики  детей младшего школьного возраста Выполнила: учитель начальных классов Жмуркина Елена Николаевна п. Печерск 2016

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Печерская средняя школа Смоленского района Смоленской области

Обследование артикуляционной моторики

детей младшего школьного возраста

Выполнила:

учитель начальных классов

Жмуркина Елена Николаевна

п. Печерск

2016

Оглавление:  1. Введение;  2 . Структура обследования артикуляционной моторики по Н.М. Трубниковой:   2.1. Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата;   2.2. Исследование динамической организации движений артикуляционного  аппарата;   2.3. Обследование мимической мускулатуры;  3 . Авторские методики:   3.1 . Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с  нарушение речи:  3.1.1. Обследование детей с дислалией;  3.1.2. Обследование детей с дизартрией;  3.1.3. Обследование детей с алалией;  3.1.4. Приёмы логопедического исследования;   3.2 . Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших  школьников;   3.3. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей;   3.4. Методическая разработка учителя – логопеда Бажановой М.В.;  4. Вывод.

Оглавление: 1. Введение; 2 . Структура обследования артикуляционной моторики по Н.М. Трубниковой: 2.1. Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата; 2.2. Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата; 2.3. Обследование мимической мускулатуры; 3 . Авторские методики: 3.1 . Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушение речи: 3.1.1. Обследование детей с дислалией; 3.1.2. Обследование детей с дизартрией; 3.1.3. Обследование детей с алалией; 3.1.4. Приёмы логопедического исследования; 3.2 . Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников; 3.3. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей; 3.4. Методическая разработка учителя – логопеда Бажановой М.В.; 4. Вывод.

Цель : формирование профессиональной компетенции в процессе изучения логопедических технологий обследования артикуляционной моторики детей младшего школьного возраста. Задачи: Изучить теоретические вопросы обследования артикуляционной моторики детей младшего школьного возраста; 2. Познакомиться с авторскими методиками обследования; 3. Пополнить «методическую копилку» практическим материалом для использования в практической деятельности .

Цель : формирование профессиональной компетенции в процессе изучения логопедических технологий обследования артикуляционной моторики детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  • Изучить теоретические вопросы обследования артикуляционной моторики детей младшего школьного возраста;

2. Познакомиться с авторскими методиками обследования;

3. Пополнить «методическую копилку» практическим материалом для использования в практической деятельности .

Обследование - это изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации в зависимости от поставленных исследователем задач.     Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения

Обследование - это изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации в зависимости от поставленных исследователем задач.

Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения

Двигательные функции органов артикуляционного аппарата Обследование артикуляционной моторики Динамическая организация движений органов артикуляционного аппарата Состояние мимической мускулатуры

Двигательные функции органов артикуляционного аппарата

Обследование артикуляционной моторики

Динамическая организация движений органов артикуляционного аппарата

Состояние мимической мускулатуры

Исследование двигательных функций  артикуляционного аппарата    функций языка функции губ функции челюсти функции мягкого неба продолжительности и силы выдоха

Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата

функций языка

функции губ

функции челюсти

функции мягкого неба

продолжительности и силы выдоха

Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата   Отметить:

Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата

Отметить:

  • выполнение правильное;
  • проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции,
  • «застревание» на одном движении,
  • инертность движения,
  • недифференцированность движений,
  • нарушение плавности движений,
  • напряженность языка, подергивание языка,
  • легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую.
Обследование мимической мускулатуры   движения мышц лба движений мышц глаз движений мышц щек возможность произвольного формирования определенных мимических поз символический праксис

Обследование мимической мускулатуры

движения мышц лба

движений мышц глаз

движений мышц щек

возможность произвольного формирования определенных мимических поз

символический праксис

«Методическая копилка» Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Фотекова Т.А . Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.  Архипова Е. Ф. Э кспериментальная дифференциальная диагностика .   Экспресс – диагностика речи младших школьников (из опыта работы учителя-логопеда Бажановой М. В.)

«Методическая копилка»

Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи.

Фотекова Т.А . Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.

Архипова Е. Ф. Э кспериментальная дифференциальная диагностика .

Экспресс – диагностика речи младших школьников (из опыта работы учителя-логопеда Бажановой М. В.)

Обследование детей с дислалией Кинестетическая  основа речи Кинетическая основа речи

Обследование детей с дислалией

Кинестетическая основа речи

Кинетическая основа речи

Обследование детей с дизартрией Отметить:  амимичность лицевой мускулатуры ; синкинезии равномерность работы мышц языка , способность к переключению и удержанию позы: отклонение кончика языка при показе, тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы, замена движений языка; состояние подъязычной связки : норма, укороченная, с послеоперационным узлом; расщелины.

Обследование детей с дизартрией

Отметить:

  • амимичность лицевой мускулатуры ;
  • синкинезии равномерность работы мышц языка , способность к переключению и удержанию позы: отклонение кончика языка при показе, тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы, замена движений языка;
  • состояние подъязычной связки : норма, укороченная,

с послеоперационным узлом; расщелины.

Обследование детей с алалией Состояние речевой моторики исследуется дифференцированно У детей с моторной афферентной алалией не проверяется способность выполнения отдельных артикуляторных движений У детей с моторной эфферентной алалией не проверяется способность выполнения серии артикуляторных движений

Обследование детей с алалией

Состояние речевой моторики исследуется дифференцированно

У детей с моторной афферентной алалией не проверяется способность выполнения отдельных артикуляторных движений

У детей с моторной эфферентной алалией не проверяется способность выполнения серии артикуляторных движений

Приёмы логопедического исследования   Исследование объема и качества движения губ    Исследование объема и качества движений мышц щек Исследование объема и качества движений языка

Приёмы логопедического исследования

Исследование объема и качества движения губ

Исследование объема

и качества движений

мышц щек

Исследование объема и качества движений языка

Тестовая методика диагностики устной речи «Улыбочка» «Вкусное варенье» «Маляр» «Барабанщик» «Дудочка»

Тестовая методика

диагностики устной речи

«Улыбочка»

«Вкусное варенье»

«Маляр»

«Барабанщик»

«Дудочка»

Экспериментальная дифференциальная диагностика Обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической  симптоматики Обследование кинетического орального праксиса Обследование динамической координации артикуляционных  движений Обследование мышечного тонуса и подвижности губ

Экспериментальная дифференциальная диагностика

Обследование мышечного

тонуса языка и наличия патологической

симптоматики

Обследование кинетического

орального праксиса

Обследование

динамической

координации артикуляционных

движений

Обследование мышечного

тонуса и подвижности губ

Экспресс – диагностика речи младших школьников Состояние артикуляторной моторики  (выполнение движений по подражанию)

Экспресс – диагностика речи

младших школьников

Состояние артикуляторной моторики (выполнение движений по подражанию)

Обследование артикуляционной моторики детей младшего школьного возраста является обязательной частью обследования речи.  Эффективность коррекционного воздействия в устранении нарушений произносительных дефектов зависит в первую очередь от правильности диагностики.

Обследование артикуляционной моторики детей младшего школьного возраста является обязательной частью обследования речи.

Эффективность коррекционного воздействия в устранении нарушений произносительных дефектов зависит в первую очередь от правильности диагностики.

Вывод В ходе работы:

Вывод

В ходе работы:

  • изучила методическую литературу по обследованию артикуляционной моторики детей младшего школьного возраста; ряд авторских методик;
  • познакомилась с материалами из опыта работы логопедов-практиков, которые можно применять в профессиональной деятельности.

Используемые источники :

  • Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. — М.: ACT: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 319 с.
  • Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 —144 с.
  • Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). –– М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1998. – 134 с.
  • Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова . — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
  • Смирнова О.В. Факторы, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений. //Логопед. – 2014.- № 7
  • Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты. Учебно-методическое пособие.

-- Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 1998. - 51 с.

Слайд 5, 13,14 - http://vk.com/rechecvetik (дата обращения 24.01.2015)

  http :// perviydoc . ru / v 25935/бажанова_м.в._методическая_разработка_-_экспресс-диагностика_речи_младших_школьников (дата обращения 23.01.2015)

Слайд 8 шкатулка - http://www.pirat007.ru/flowers/products/item/1758 (дата обращения 24.01.2015)

Слайд 5 мальчик с мыльным пузырём -   http://vk.com/wall-50889380?own=1 (дата обращения 24.01.2015) Слайд 9 http://lib.podelise.ru/docs/3490/index-1793.html (дата обращения 24.01.2015)

Слайд 15 http://buratino-center.3dn.ru/publ/artikuljacionnaja_gimnastika/1-1-0-1 (дата обращения 24.01.2015)

Слайд 12 http://top-bal.ru/turizm/46243/index.html (дата обращения 24.01.2015)

Слайд 7 лицо ребёнка http://theart.name/photography/4395-zabavnye-rozhicy-detej-fotograf-ev (дата обращения 24.01.2015 )

Слайд 8 обложки книг Логопед 1 2013 http://puzkarapuz.org/ebooks/kbooks/255009-logoped-1-2013.html http://www.logopedshop.ru/catalog/34/2/ http://www.labirint.ru/screenshot/goods/271503/2/ (дата обращения 24.01.2015)

 

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Жмуркина Елена Николаевна

Дата: 11.07.2016

Номер свидетельства: 337257


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства