kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нарушения речи у младших школьников. Рекомендации для педагогов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главное, что необходимо знать учителю начальных классов о речевых нарушениях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нарушения речи у младших школьников. Рекомендации для педагогов.»

Нарушения речи у младших школьников. Рекомендации логопеда.

Нарушения речи у младших школьников

Нарушения речи у школьников связаны с разными причинами и имеют различный характер, по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся.

У школьников отмечаются бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя и связной речи, несформированность фонематического восприятия, нарушения звукопроизношения. Это может привести к тому, что дети не смогут четко, полно и правильно излагать мысли.

Многие недостатки речи могут быть вызваны следующими явлениями: неправильное строение или нарушение подвижности органов речи, снижение слуха или зрения, нарушения нервной системы у детей. В других случаях недостатки речи являются следствием педагогической запущенности: с ребенком мало общались, окружающие близкие имеют плохую речь, на нарушение которой не обращали внимание, считая его обычной «детскостью» речи. Вовремя не преодоленные фонетические своеобразия детской речи в школьном возрасте уже имеют устойчивый характер и труднее поддаются коррекции, так как у ребенка сформировался и закрепился навык неправильного произношения звуков.

Выделяют следующие речевые нарушения у школьников: 1) фонетическая или фонетико-фонематическая недостаточность (механическая и функциональная дислалии, ринолалия и дизартрия); 2)общее недоразвитие речи, системное недоразвитие речи (алалия, ринолалия, дизартрия); 3)нарушение темпо-ритмической организации речи (несудорожные и судорожные нарушения –заикание невротического и неврозоподобного характера); 4)расстройства письменной речи (чтение и письмо).

Нарушения письма и чтения у школьников достаточно распространенное явление, обусловленное нарушениями устной речи, несформированностью языковых обобщений: фонематических, морфологических, синтаксических.

Дети с речевыми нарушениями, не имевшие достаточного речевого общения, не усвоившие в дошкольном возрасте процесс обучения грамоте по анализу и синтезу языкового материала (звуковой состав, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь), становятся неуспевающими.

Нарушения и недостаточная сформированность фонетической и фонематической стороны речи


        Совместная реализация деятельности учителя и логопеда состоит в следующем:

 1) систематическая работа, максимально направленная на формирование у ребенка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже – уточненные и откорректированные) – логопед;

2) отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчетливо, «смазано» - логопед;

3) постановка отсутствующих и искаженно произносимых звуков и введение их в речь – логопед;

4) формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляторных) признаков звуков – логопед;

5) закрепление навыков звукового анализа, доступных ребенку, и постепенное обучение ребенка сокращенным и более обобщенным операциям, посредством которых производится звуковой анализ; формирование умения выделять звуки не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания – логопед и учитель.

        При работе над развитием фонематического восприятия должна строго соблюдаться поэтапность в использовании упражнений. Вначале необходимо научить ребенка различать изучаемый звук среди других в чужой речи. Для этого рекомендую проводить следующие упражнения:

∙ учитель произносит подряд несколько звуков (4 -5), среди которых есть и отрабатываемый звук; ученику предлагается прослушать и поднять руку или соответствующую букву, когда он услышит нужный звук (чтобы ему было легче ориентироваться, учитель на первых порах выделяет этот звук голосом);

∙ учитель называет 5 -7 слов, ученик слушает и запоминает только те из них, в которых есть изучаемый звук, и по просьбе учителя повторяет эти слова;

∙ учитель предлагает прослушать связный текст, в котором ученик должен определить по слуху слова с нужным звуком и правильно их произнести или графически записать.

        Далее следует научить ребенка различать отрабатываемый звук в своей собственной речи. С этой целью предлагается ученику ряд предметных картинок. Он должен назвать все картинки и самостоятельно отобрать те из них, названия которых содержат изучаемый звук.

        После этого можно перейти к формированию умения выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой. С этой целью подбираются упражнения, в которых изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова) и сочетаниях с другими звуками (душ, шуба, шапка, кошка, шалаш).

        Следующий этап – звуковой анализ слов (определение количества и последовательности звуков в слове). В этот период обучения необходимо широко использовать разрезную азбуку. Предлагать ребенку преобразовывать слова путем замены гласной или согласной буквы, нескольких букв, слога, или нескольких слогов (СУП-СУК-СОК-СОМ-СОН-СЫН-СЫНОК-СЫРОК-СЫР). Необходимо обратить внимание детей на то, что с изменением одного звука меняется и смысл слова. Используются таблицы, перфокарты, где нужно заменить буквы или слоги:

- в словах зима, баня, каша замени первую букву, чтобы получилось новое слово и объясни его значение;

- в словах СУК, РОС замени последнюю букву, чтобы получилось новое слово;

- в словах ПИЛА, ГОРА, РАД, РАМА переставь согласные, чтобы получилось новое слово;

- в словах меточка, малина, борона, долото замени первый слог, чтобы получилось новое слово.

        Постепенно в упражнения включают разнообразные задания:

 1. Составление слов по первому или последнему звуку, слогу с использованием картинки и без нее;

2. Составление слов из букв или слогов, данных в разбивку.

3. Игры со звуками. «Добавь звук». Получится новое слово, если к этому слову добавить звук К: Вол – вол(К), рыба - …, моря - …, завтра - …, пар - … Какое новое слово получится, если добавить звук Т: Спор – спор(Т), бор - …, бра - …, сор - …, стар - …

4. Вставьте в слово после первого звука Л: Кок – к(Л)ок, пот - …, бок - …, сон - …, куб - …, Сова - …, кубок - …, сух - …, газ - …, пан - … Вставить в слово после первого звука Р: Ковать – к(Р)овать, кошка - …, топка - …, такт - …, дама - …, кот - …, битва - …, тон - …,гаммы - …, каска - …,пуд - …, сок - …, койка - …, мак - …

5. «Отними звук». Какое слово получится, если убрать первый звук: Косы – осы, крот - …, смех - …, гром - …, шмель - …, зверь - …, клей - …, скот - …, плуг - …, укол - …

6. «Кто больше?». Предложите ребенку придумывать слова, в которых есть (например) звук С. Можно чтобы этот звук был бы и в начале слова и в середине или в конце. Затем задание можно усложнить, ограничивая наличие звука: В начале слова – сахар, слон, сумка; в середине – миска, мост, маска; в конце слова – овес, автобус, насос. За правильный ответ – фишка. В конце игры подсчитывается результат и выявляется победитель. Аналогично можно играть и с другими звуками.

7. «Чем отличаются слова». Дети слушают пары слов: (кит – кот, жук – сук, шар – шарф, Маша – каша, горка – норка и т.д.). Нужно определить разницу в звучании этих слов.

8. «Придумай словечко». Учитель пишет на листе слог. Ребенку надо придумать с ним слово и дописать его. Например, КО (кони, коты, колечко, молоко и т.д.)

9. «Строители». Собираем и разбираем слова по звукам. Учитель предлагает детям собрать слово, которое произносит по звукам. Например: «б», «а», «р», «а», «н», «к», «а» ◊ БАРАНКА. Затем дети сами разбирают по звукам предложенные слова: КОТ ◊ «к», «о», «т».

10. «Прошагай слово». Детям предлагается отмеривать слово шагами: каждый слог – шаг.

11. «Волшебники».  Детям предлагается «превратить» слово, имеющее определенное количество слогов, в слово с большим или меньшим количеством слогов. Например: измените слово КОТ так, чтобы в нем стало два слога◊ КОТИК, измените слово ЛИСТОК так, чтобы в нем был один слог ◊ ЛИСТ.

12. «Собери слово». Детям предлагается сложить слово из отдельных слогов. Например: ЛИТ, КА, У - УЛИТКА

13. «Найди слог». Сначала детям предлагается найти слоги, состоящие из гласных букв, а затем из гласной и согласной буквы.

14. «Ударный слог». Произносим громко толь ударный слог и сильно хлопаем, остальные произносим шепотом и хлопаем тихо-тихо: ко-РО-ва, по-ми-ДОР, ВА-лен-ки.

15. Корректурная проба. Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, мнезиса. Выполнение: зачеркни все указанные буквы, прочти полученную фразу. Зачеркни букву м, прочти полученную фразу: м м и м м в м ш У т к у м м м м м м м м и м м м м м м м м в с е Р ь ё 3 м м м м м м

16. Тарабарские стихи (для детей с угадывающим чтением) Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, мнезиса, чувства ритма. Выполнение: внимательно читай каждую строчку, произноси слово с указанным ударением; постарайся прочитать так, чтобы получилось стихотворение. Басик, басик, мро лудачйк? Ку рид фо сато курачик, Мок фасотки сто курачик, При ли мосик — залудачик.

Как разговорить молчуна?

 Какой бы ни был длинный путь, всегда он начинается с первого шага.

                                                                                   Восточная мудрость.

Аутист отказывается от человеческой речи, но не от воспроизведения звуков.

- Звукоподражание – это самый короткий путь, чтобы добраться до речи аутиста, а звукоподражание вызываем при помощи пантомимо, так как  аутисты  легко персефецируют себя в звериный образ по этому в работе над звукоподражанием мы и разыгрываем пантомим, тем самым попутно идёт социализация ребёнка с аутичностью (потому как он косвенно входит с вами в контакт, например: вы кошка, а он собака, но учтите – долго не сидим на одном персонаже, если он станет любимым, то его исключаем, а то есть шанс, что ребёнок может перенести его образ к себе.

- Аутичные дети с большой охотой угадывают, что вы ему говорите беззвучно.

- В работе с аутистами используем речь через посредников, даём ему игрушку, себе игрушку и общаемся от лица игрушки.

- Привлекаем к занятиям с аутистом, ребёнка помошника или двух детей, для того что бы вызывать произношение звуков, через общения с ними.    

- Формируем жестикуляцию в большом объёме (жестовую речь).

- Весёлое лицо при работе с аутистами обязательно!


Недоразвитие речи системного характера


Логопедическая характеристика: полиморфное или мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического вос­приятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значитель­ные трудности); аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых зве­ньев, нарушение последовательности событий); выраженная дис­лексия, дисграфия. 



Направления работы:

  • Коррекция звукопроизношения

  • Работа по формированию фонематической стороны речи

  • Работа над слоговой структурой речи

  • Расширение словарного запаса

  • Формированние навыка словоизменения и словообразования

  • Развитие связной речи (пересказ, рассказ)

  • Важно! Активизация речи во всех видах деятельности.

  • Контроль звукопроизношения.

  • Необходимо исправлять неправильно построенные фразы

Нарушение темпо-ритмической организации речи

  • В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе судорожных запинок, выделяют 2 формы заикания у детей: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную. Невротическое заикание у детей является функциональным расстройством; неврозоподобное связано с органическим поражением нервной системы.

  • Вы не должны требовать от ребёнка правильной речи, правильного произношения слов.

  • Говорить с заикающимся ребёнком нужно как можно спокойнее, неторопливо. Не провоцировать речь своими вопросами.

  • Избегайте повышенных тонов и тем более взрывных интонаций, резких жестов.

  • Строгое соблюдение режима дня он помогает структурировать тревогу

  • Чаще проявляйте ласку, поддерживайте ребенка тактильным контактом.

  • Не перегружать ребёнка впечатлениями.

  • Необходимо  слушать, чтобы во время речи ребёнок не был напряжён и не пользовался сопутствующими движениями.

Расстройства письменной речи







Классификация стойких, специфических ошибок, которые встречаются у младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку.

Педагогическая симптоматика трудностей, специфические ошибки на письме.

Объективные причины стойких нарушений.

Общие рекомендации их профилактики и коррекции.

Смешение, замена согласных букв, близкие по акустическим и артикуляционным признакам (зуки - жуки).

Смешение букв по звонкости и глухости (панка- банка, бабушка - папушка).

Недоразвитие фонетико – фонематического анализа, недостатки в развитии процессов произвольного внимания, несформированность звуко – буквенных ассоциаций, недостатки в произношении.

Трудности в различии фонем родного языка, несформированность фонетического слуха.

- осуществлять тонкую дифферинциацию сходных звуков: звонких и глухих, шипящих – свистящих, твердых – мягких, звуков сходных по артикуляции;

- запоминание формы буквы и соотношение с её частями и пропорциями;

- игра: «Мягкие буквы»;

- устранить недостатки звукопроизношения.

Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (трава- трава, сидит - сдт).

Несформированность фонематического восприятия. Недостаточность звуко – буквенного анализа, неустойчивость внимания, сниженная работоспособность, индивидуально – психологические особенности.

- определять количество звуков в словах (мак, рука, карандаш);

- выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);

- определять количество гл. и согл. Звуков в слове;

- последовательно выделять звуки в слове;

- придумать слова на определенный звук «с».

Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова.

Несформированность фонетико – фонематического анализа, недостаточность развития анализа пространственных отношений.

- осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков: звонких и глухих, шипящих – свистящих, твердых – мягких, звуков сходных по артикуляции;

- игра «Мягкие буквы»;

- устранить недостатки звукопроизношения;

- учить правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов (высокий – низкий дом)

Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных.

Недоразвитие фонетико – фонематического анализа, недостаточность звукового анализа.

- осуществлять тонкую дифферинцировку сходных звуков (мак, рука);

- выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);

- определять количество гласных согласных звуков в слове;

- последовательно выделять звуки в слове (дом, сумка);

- игра «Цепочки слов»;

Добавление гласных букв (трава- тарава, кувшин - кувашин).

Несформированность звуко – буквенного анализа, неустойчивость произвольного внимания. Несформированность фонематического восприятия.

- определять количество звуков в словах (мак, рука, карандаш);

- - выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);

- определять количество гласных согласных звуков в слове;

- последовательно выделять звуки в слове (дом, сумка);

- придумать слова на определенный звук «с».

Неразличение при письме сходных по начертанию букв (б-в,н-п,м-л,ш-т), по пространственному сходству (муха- миха, летят быстро санки – лепят быстро санки). Недописывание отдельных элементов букв или приписывание лишних.

Недостаточность зрительного анализа. Несформированность анализа пространственных отношений пространственного восприятия.

- зрительные диктанты на вербальном материале (развивает орфографическую зоркость);

- отработка понятий левый – правый;

- «Мягкие буквы»;

- запоминание формы и соотношение её частей и пропорций;

Перестановка букв и слогов внутри слова (взял – звял, иногда - игонда).

Недостаточность зрительного анализа, недостаточность звуко – буквенного анализа, неустойчивость произвольного внимания.

- «Мягкие буквы»;

- зрительный диктант на вербальном материале;

- смотри рекомендации выше.

Сложности при переводе звука в букву и наоборот.

Несформированность звуко – буквенного анализа, не выработаны прочные связи между звуковой и графической формами букв, не усвоены понятия звук и слово. Дислексия. Несформированность слухового восприятия.

 Рекомендации выше.

Смешение печатных и письменных букв.

Недостаточность развития процессов зрительного анализа, недостаточная отдифференцированность зрительных образов печатных и письменных букв.

Смотри рекомендации выше.

Тремор при письме.

Трудности в произвольном управлении микромоторикой, неумение дифференцировать мышечные усилия, недостатки в сформированности зрительно – двигательных координаций.

- упражнения для развития мелких дифференцированных моторных двигательных умений;

- работа с ножницами, складывание узоров, нанизывание бусинок.

Затруднение в употребление заглавной буквы. Неумение выделять предложение из текста, слитное написание предложений.

Недостаточное развитие вербального анализа, недостаточная гибкость мыслительной операции – анализа.

- выделение слов в предложения и «склеенных» предложений (Былазимаморозщипал).

Неумение применять правило в конкретной ситуации на письме (жи - ши).

Несформированность слухового восприятия

-отдифференцировать условия, при которых пишется и или е.

Не слышат ударную безударную гласную, трудности в подборе проверочных слов (протянул - тянули).

Конкретность мышления, т.е. недостаточность мыслительных операций – обобщения. Бедность словарного запаса.

Смотри рекомендации выше

Затруднение при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня, путают с близкими по звучанию словами (весло – весело, шиповник - шипучка).

Отставание в развитии лексико – грамматической стороны речи.

Бедность и не точность лексического запаса, ограниченность словаря обиходно – бытовыми рамками. Конкретность мышления.

- выделение существенных признаков;

- игра «Четвертый лишний»;

- называть слова близкие по существу.

Трудности в структурном построении предложения (Мальчик выливает из кувшин молока).

Неумение пользоваться грамматическими связями  слов в предложение согласованием, управлением.

Неумение изменить слова, образовывать новые слова (стулья – стулы, ухо - ухи).

Трудности в преобразовании прилагательных от существительных. Ошибки при опоре на образец (кожаный – кожный, сливовый - сливочный).

 

- уточнение и расширение словарного запаса, накопление новых слов (различных частей речи);

- активизация различных способов словообразования;

- уточнение значений различных синтаксических конструкций;

- совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Наращивание слов лишними буквами и слогами (глубокая - голобокая).

Произвольное деление слов (вскочил на ветку – вско чилна ветку).

Раздельное написание приставок (прилетели – при летели, взяла – в зела).

Несформированность фонематического восприятия, вербального анализа, недостатки в развитии зрительного анализа и синтеза, недостаточное развитие пространственных отношений.

- выделение отдельных слов из «склеенных», из предложений (шаркорзинаботинки..);

- зрительный диктант;

- смотри рекомендации выше.

Зеркальное написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде.

Недостаточность зрительного анализа, недостаточное развитие анализа пространственных отношений.

- «Мягкие буквы»;

- «Зрительные диктанты»;

- конструирование букв из её элементов;

- смотри рекомендации.

Высота букв не соответствует высоте рабочей строки. Буквы располагаются выше или ниже рабочей строки.

Слаборазвита тонкая моторика пальцев рук, не сформированы зрительно –двигательные координации, недостаточное развитие анализа пространственных отношений.

- упражнения для развития мелких дифференцированных моторных двигательных умений;

- работа с ножницами, складывание узоров, нанизывание бусинок;

- отработать понятия начало, середина, конец рабочей строки;

- смотри рекомендации выше




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Нарушения речи у младших школьников. Рекомендации для педагогов.

Автор: Фомаиди Ольга Михайловна

Дата: 05.12.2022

Номер свидетельства: 619271

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ"
    ["seo_title"] => string(82) "profilaktikaakustichieskoidisgrafiiudietieidoshkolnogovozrastasnarushieniiemriechi"
    ["file_id"] => string(6) "270357"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451073648"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Родительское собрание «Развитие читательского интереса у младшего школьника» "
    ["seo_title"] => string(87) "roditiel-skoie-sobraniie-razvitiie-chitatiel-skogho-intieriesa-u-mladshiegho-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "244393"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445933617"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Доклад на РМО начальных классов по теме «Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-rmo-nachal-nykh-klassov-po-tiemie-individual-naia-rabota-s-uchashchimisia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "182983"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425662741"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА ОСНОВЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА В НАЧАЛЬНОЙШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniie-uud-na-osnovie-kratkogo-pierieskaza-v-nachal-noishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450275665"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Использование игровых технологий при обучении детей дошкольного возраста русскому языку"
    ["seo_title"] => string(100) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-pri-obuchienii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "274087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452332357"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства