Родительское собрание «Развитие читательского интереса у младшего школьника»
Родительское собрание «Развитие читательского интереса у младшего школьника»
Цель собрания: познакомить родителей с методами и приёмами развития у детей читательского интереса. В процессе собрания педагог знакомит родителей с динамикой развития техники чтения; объясняет роль книги и чтения в развитии ребёнка с тяжелыми нарушениями речи; знакоит с причинами возникающих проблем в чтении; показывает пути развития у детей интереса к чтению.В разработке есть анкеты для детей и родителей, рекомендации для родителей по заявленной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание «Развитие читательского интереса у младшего школьника» »
Собакинских Галина Петровна, учитель-логопед высшей категории
МБС(К)ОУ «Общеобразовательная коррекционная школа-интернат №6 V вида» г.Пермь
Родительское собрание
Тема: «Развитие читательского интереса у младшего школьника»
Время проведения: III четверть 1 класса
Форма проведения: лекторий для родителей, практикум
Цели: познакомить родителей с методами и приёмами развития у детей читательского интереса
Задачи: познакомить родителей с динамикой развития техники чтения; показать роль книги и чтения в развитии ребёнка; познакомить с причинами возникающих проблем в чтении; показать пути развития у детей интереса к чтению
Подготовительный этап: провести анкетирование учащихся и родителей
Не только в школе, но и в семье мы учим детей любить книги. Наверно, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, так как роль книги огромна. Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. «Чтобы воспитать, нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение»,- писал А.П.Чехов.
Пока ребёнок мал, родители с упоением читают ему книги. Но вот ребёнок пошёл в школу, и родители с облегчением вздыхают: «Теперь он сам будет читать». А спустя 8-10 лет мы слышим: «Ну как книга?» «Ничего, нормально»,-отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми стена непонимания.
Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время него родители открываются для ребёнка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг открывают, что дети стали взрослее, что с ними можноговорить не только о школьных отметках.
Если ребёнок рос и развивался в семье, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть из книг. Из него вырастет увлечённый читатель. Опыт показывает, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз.
Однако уже в начальной школе многие родители сетуют на проблемы с чтением. Вот наиболее распространённые:
Ребёнок читает очень медленно, с большим количеством ошибок, никак не может перейти от чтения по слогам к чтению целыми словами.
Даже если ребёнок читает бегло и правильно, он категорически отказывается прочитать больше того, что задали.
Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он не понимает и не запоминает, что читает.
Причиной таких отклонений могут быть:
Дислексия– нарушение чтения, при котором ребёнок не может овладеть слогослиянием, чтением целыми словами, плохо понимает прочитанное.
Дисграфия – нарушение письма, при котором ребёнок заменяет гласные или пропускает их, путает звонкие и глухие согласные, пропускает целые слоги, не обозначает мягкость согласных и.т.п.
Решить эти проблемы поможет специалист – логопед – дефектолог.
Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился артикуляционный аппарат человека, именно при такой скорости достигается лучшее понимание текста. Скорость чтения является одним из самых важных факторов, влияющих на успеваемость. Как добиться оптимального чтения?
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения. Мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.
Что же зачастую наблюдается в семьях? Папа или мама усаживают первоклассника, который плохо читает, у которого чтение вызывает затруднения, и говорит: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». Папа или мама допускают здесь серьёзную ошибку, подавляя у ребёнка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребёнок прочитывает и пересказывает. Через час ещё одна порция. Перед сном ещё одна. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировка в течение часа-полутора за один приём.
Хорошие результаты даёт чтение перед сном.
Последние впечатления дня фиксируются эмоциональной памятью, и те часы, когда человек спит, он находится под этим впечатлением.
Если ребёнок не любит читать, ему необходим режим щадящего чтения.
Это такой режим, при котором ребёнок прочитает 1-2 строчки и получит кратковременный отдых. Такой режим получается автоматически, если ребёнок просматривает диафильм: две строчки прочитал, посмотрел картинку, ещё две строчки прочитал, посмотрел картинку… Можно читать поочерёдно: несколько строчек читает ребёнок, потом – несколько строчек взрослый.
Очень полезны три упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть.
Многократное чтение проводится в течение одной минуты. По истечении минуты ребёнок замечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение того же отрывка. При этом ребёнок снова замечает, до какого слова он дочитал на этот раз, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, он прочитал на несколько слов больше во второй раз. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребёнка, им хочется читать ещё. Однако более 3 раз не следует читать один и тот же отрывок.
Далее предлагается этот же отрывок прочитать в темпе скороговорки. При таком чтении не следует уделять внимание выразительности чтения. Зато повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится 30 секунд.
Затем ребёнку предлагается прочитать выразительно знакомую часть текста, а взрослый его не останавливает. Ребёнок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит чудо: ребёнок, прочитавший несколько раз один и тот же отрывок текста, выработавший повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать её в том же, повышенном темпе. Его возможностей хватает ненадолго, но если проводить такте упражнения ежедневно, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.
Работа над техникой чтения - процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей.
(Учитель знакомит родителей с содержанием памятки «Как добиться высокой техники чтения» - Приложение 5)
Часто бывает так, что ребёнок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь уже умеешь читать!» В ход идут принуждения: « Прочитай ещё страницу», «Пока не дочитаешь до конца, не выйдешь». Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью?
(Учитель знакомит родителей с результатами анкетирования учащихся и родителей – Приложение 1, Приложение 2; знакомит с содержанием памяток «Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей –Приложение3, «Как помочь плохо читающему ребёнку»
Анкета для учащихся
Как ты считаешь, может ли человек жить без книг?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нравится ли тебе читать книги?_____________________________________________________________________________________________________
Какие книги ты читаешь с удовольствием?_____________________________________________________________________________________________
Нравится ли тебе получать книги в подарок?___________________________________________________________________________________________________
У вас дома много книг?______________________________________________________________________________________________________
Читают ли тебе книги взрослые вслух?_____________________________________________________________________________________________________
Приложение 2.
Анкета для родителей
Нравится ли вашему ребёнку читать?____________________________________________
Сколько времени он проводит за чтением книг?_________________________________________________________________________________________________
Убеждаете ли вы его читать или он это делает без принуждения?____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие книги он предпочитает?_____________________________________________________________________________________________________________________________
Как вы поощряете его читательские стремления?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дарите ли вы своему ребёнку книги?_____________________________________________
Обсуждаете ли вы с ребёнком прочитанное?__________________________________________________________________________________________
Считаете ли вы себя активным читателем?_________________________________________
Являетесь ли вы примером для своего ребёнка в чтении книг?______________________________________________
Приложение 3.
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей
Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.
Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте. Ребёнку обязательно захочется узнать, что будет дальше.
Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он его запомнил.
Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте его и ваши впечатления.
Воспитывайте бережное отношение к книге.
Помните: чем лучше и больше читает ваш ребёнок, тем лучше он будет ориентироваться в жизненных ситуациях и разбираться в людях.
Приложение 4.
Как помочь плохо читающему ребёнку?
Младшему школьнику требуется консультация специалиста-логопеда-дефектолога, если на фоне проблем с чтением он:
Испытывает затруднения при выполнении задания по установлению порядка или последовательности (например, путается в порядке следования дней недели или времён года);
Не может повторить в прямом порядке больше трёх цифр, а в обратном – больше двух;
Не может повторить даже простые ритмы, которые взрослый выстукивает по столу рукой или карандашом;
Испытывает затруднения при составлении рассказа по картинке;
Плохо ориентируется в заданиях, требующих знания, где право, где лево;
Не может сделать фонетический анализ слова;
При чтении часто производит замены гласных или согласных;
Переставляет слоги, читает справа налево;
Невнимателен, беспокоен, импульсивен.
Работая с плохо читающим ребёнком, необходимо формировать и развивать у него:
Представления о собственном теле (что находится вверху, а что внизу, что справа, а что слева, что спереди, а что сзади)
Пространственные представления (что находится ближе и дальше, кто больше и меньше, что раньше и позже и т.п.)
Представления о последовательности (порядок следования времён года, суток, месяцев, дней недели; выкладывание последовательности из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по образцу; складывать разрезные картинки и изображения из кубиков; составлять рассказ по серии картинок)
Представления о звуковом составе слова (скороговорки)
Представления о слоговом составе слова (проговаривать слова по слогам, перекидывая мяч друг другу или хлопая в ладоши)
Приложение 5.
Как добиться высокой скорости чтения
Если ребёнок ещё на первых ступенях овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут, пересказал содержание. Через час-два ещё 1-2 абзаца. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один приём.
Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
Если ребёнок не любит читать, необходим режим щадящего чтения (например, можно просматривать диафильм и читать строчки под кадрами).
Необходимо отмечать рост скорости чтения, сравнивать результаты, радоваться каждому успеху.
Приложение 6.
Правила чтения для учащихся
Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать ежедневно не менее 10-15 минут в день.
Старайся не читать лёжа.
Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор.
Обращай внимание на поступки героев, делай для себя выводы.
Делись с друзьями информацией об интересной книге.
Если тебе встретились непонятные слова, обратись за разъяснением к словарям или к взрослым.
Бережно относись к книге, используй закладки.
Веди читательский дневник. Записывай туда автора и название прочитанной книги, а также своё впечатление о книге.
Приложение 7.
Памятка «Как готовить домашнее задание по чтению»
Внимательно прочти название произведения, которое тебе необходимо прочитать.
Посмотри, кто автор произведения.
Внимательно прочитай весь текст.
Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
Подумай над тем, какова главная мысль этого произведения.
Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить.
Составь план пересказа текста.
Подготовь пересказ.
Не глядя в текст, вспомни действующих лиц и главного героя.
Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
Выскажи своё мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением с родными. Им это будет интересно.
Приложение 8.
Как заучивать стихотворение к завтрашнему дню
Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.