Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Диагностика грамматического строя речи у детей"»
Состояние грамматического строя речи
Вид задания Высокий уровень выполнения (кол-во человек, %) Средний уровень выполнения (количество человек, %) Уровень выполнения ниже среднего (кол-во человек,
1. Множественное число существительных
2. Употребление имен существ. в родительн. падеже множественного числа
3. Уменьшительно- ласкательная форма существительных
Педагог показывает карточку ребенку, на которой нарисованы две картинки (парные картинки) : - один предмет; - много предметов.
Ребенок закрывает часть картинок, согнув лист по пунктирной линии. Называет предметы в единственном числе. Затем открывает закрытые картинки и называет предметы во множественном числе:
Образовывать существительные множественного числа в родительном падеже.
Ребенок рассматривает пары предметов на рисунке. Называет предметы: Мыши, жуки, чашки, мячи, медведи, машины, яблоки. Педагог просит запомнить предметы. Ребенок закрывает картинки, согнув лист по пунктирной линии. Затем отвечает на вопрос: чего не стало? (Не стало: мышей, жуков, чашек)
(Не стало: мячей, медведей, машин, яблок.)
Задание 3. Маленькие предметы
Образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных.
Педагог использует парные картинки на рисунке. Один предмет в паре изображен большим, другой – маленьким.
Предлагая задание детям, воспитатель может дать образец. Например: елка – елочка. Далее предметы называет ребенок:
Ребенок работает с сюжетной картинкой. Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и назвать, где спрятались друзья гномика. При выполнении задания воспитатель может помочь ребенку, предлагая закончить предложения. Например:
Где летает бабочка?
Бабочка летает … (над цветком) .
Где сидит птица?
Птица сидит … (на ветке) .
Куда спряталась белка?
Белка спряталась … (в дупло) .
Где лежит ежик?
Ежик лежит … (под кустом) .
Куда скачет кузнечик?
Кузнечик скачет … (к грибу) .
Куда спрятался заяц?
Заяц спрятался … (за пень) .
Откуда выглядывает мышонок?
Мышонок выглядывает … (из норки) .
С кем в траве прячется жук?
В траве прячется жук … (с божьей коровкой) .
Воспитатель может задать вопрос ребенку вопросы: где летает бабочка? Где сидит птица? Куда спряталась белка? Где лежит ежик? Куда скачет кузнечик? Куда спрятался заяц? Откуда выглядывает мышонок? С кем в траве прячется жук? Ребенок дает полный ответ.
Задание 5. Что какого цвета?
Согласовывать существительные с прилагательными.
Перед выполнением задания воспитатель вырезает: большой разноцветный квадрат (двусторонний, предметы по пунктирной линии.
Получаются своеобразные «окошечки». Ребенок работает с картинками. Педагог предлагает определить по вырезанному контуру предметы и назвать их. Перед выполнением задания воспитатель может дать образец (подложив под страницу белый лист бумаги) : белая груша, белый бант, белое платье, белые варежки. Затем ребенок подкладывает под рисунки лист с квадратиками красного, синего, зеленого и желтого цветов.
Воспитатель спрашивает: что какого цвета? Ответ ребенка представляет словосочетание, состоящее из существительного и прилагательного, согласованных в роде и числе. Например: красная груша или груша красная; синий бант или бант синий; зеленые варежки или варежки зеленые; желтое платье или платье желтое