kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы обучения чтению детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются методы обучения чтению детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы обучения чтению детей»

Различные методы обучения чтению и их применение в системе логопедической работы.

Овладение письменной речью — важнейший и сложнейший этап в развитии каждого ребенка. И, естественно, существует много методов обучения чтению, построенных на разных принципах, но базовую основу всех этих методов составляют всего три основных подхода, оправдавших себя в процессе развития букваристики: аналитико-синтетический метод, базирующийся на звуковом анализе, метод глобального чтения, или метод целых слов, послоговой метод и их различные модификации. Большинство детей еще задолго до школы начинает интересоваться буквами и, как правило, к 5–6 годам дети знают все буквы, любят находить знакомые буквы в книжках, на вывесках магазинов. Могут прочесть свое имя, имя мамы и папы. Некоторые из них постепенно овладевают навыком чтения самостоятельно и без специального обучения. Но это скорее исключение из правила. Чаще всего ребенку требуется помощь родителей и педагогов в овладении навыком чтения, и особенно в его автоматизации. Вот тут и встает вопрос о выборе метода обучения. В тех случаях, когда речевое развитие протекает своевременно, ребенок начинает осваивать письменную речь, уже в достаточной степени владея устной. Принятый в наших школах аналитико-синтетический метод обучения чтению опирается на устную речь учеников, на имеющийся речевой опыт. Весь период обучения грамоте в первом классе делится на 3 этапа: добукварный, букварный, послебукварный. На первые два этапа отводится примерно 3,5 месяца. Добукварный период длится две недели и нацелен на знакомство учащихся со звуковым анализом слова. Письмо и чтение идут параллельно. Например, на первом уроке дети знакомятся с печатной буквой, читают ее. На следующем уроке знакомятся с письменным вариантом этой же буквы. Естественно, если ребенок до школы не прошел обучение по программе подготовки к школе и совсем не умеет читать, ему трудно уложиться в такие сжатые сроки. Аналитико-синтетический метод для обучения чтению детей дошкольников не всегда эффективен. Часто бывает так, что дети знают все буквы, а читать не могут, не понимают, как соединить буквы между собой. А для детей с задержками речевого развития или, тем более, с выраженной речевой патологией, как правило, звуковой метод совершенно недоступен, так как он опирается на полностью сформированную устную речь (А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Д.Б. Эльконин и др.). В то же время в случаях, когда устной речью ребенок фактически не овладел, именно графическое отображение фонем языка дает ему толчок к усвоению языковой системы. Таким образом, ребенок получает возможность одновременно овладевать грамотой и речью. Исходя из всего вышесказанного, очевидно, что и младших дошкольников, и детей с задержкой речевого развития обучать чтению необходимо, но с помощью подходящего метода. Таким образом, если исключить звуковой подход, в нашем распоряжении оказывается два базовых подхода — метод целых слов, или глобальное чтение, и метод послогового чтения.

Метод глобального чтения, метод целых слов (глобального чтения) — один из методов обучения грамоте, по которому чтение начинается не со звуковой работы, не с букв, не со слогов, а с прочтения целых слов, без расчленения их на буквы. Единицей чтения с самого начала становится слово, его графическое изображение воспринимается как идеограмма. Знание слова подкрепляется картинкой. В течение 2–3 месяцев учащиеся запоминают около 150 слов, тогда начинается звуко-буквенный анализ, буквы связываются с обозначаемыми ими звуками. Достоинство метода в том, что он позволяет сразу ввести в круг чтения детей значительное количество слов, необходимых для образовательных целей. Представление о методе глобального чтения в понимании родителей и даже некоторых специалистов прочно связано с методикой раннего развития американского нейрофизиолога Глена Домана. В России по аналогичной схеме работает А.А. Маниченко, автор развивающей программы «Читаем с пеленок». Авторы методики считают обучение чтению целыми словами более физиологичным, 5 потому что люди не мыслят буквами и слогами, а только целыми словами. Мышление же неразрывно связано с речью. Суть обучения состоит в том, что ребенку в течение нескольких секунд показывают карточку с написанным на ней словом, он запоминает графический рисунок. Дети запоминают сначала целые слова, а лишь потом начинают разделять их по буквам. Авторы методик советуют начинать заниматься с ребенком по этому методу как можно раньше (с 6 месяцев). Существует много различных вариантов обучения глобальному чтению. Рассмотрим один из вариантов методики обучения чтению целыми словами. Метод целых слов (по книге Т.С. Резниченко «Дорогу осилит идущий». — М., 2012 г.) На карточках размером в четверть листа А4 пишутся короткие слова, обозначающие хорошо известные ребенку предметы, например: ДОМ, ЖУК, МЯЧ, ЁЛКА, БАНТ, ЯЩИК, КОТ, СОК, ШАР, ЧАЙ, ФЛАГ, ХЛЕБ. Ребенок должен научиться узнавать слова целиком, «читать» их как иероглиф, не вычленяя отдельные буквы. На оборотной стороне карточки помещается рисунок. Во время одного занятия ребенок получает не больше трех слов-карточек, слова на которых начинаются с разных букв. Желательно также сделать несколько карточек с именами близких ребенку людей, кличками домашних животных. Написание своего имени дети обычно также читают глобально. Занятия могут проходить следующим образом.

Первый этап обучения.

Ребенку прочитывают слово, написанное на карточке, и предлагают запомнить его написание без опоры на подсказку. Для этого нужно выполнить инструкции типа: «Дай, пожалуйста, карточку, на которой написано ДОМ», «Покажи-ка мне карточку, на которой написано ЖУК». Не рекомендуется давать инструкции «Скажи», «Назови», которые иногда вызывают у детей негативные реакции. При затруднениях в выполнении задания по слуховому образцу разрешается посмотреть на оборотную сторону карточки. Если даже при опоре на рисунок-подсказку возникают затруднения, организуется игра по типу картинно-предметного лото. Ребенок учится соотносить две одинаковые картинки (одна на карточке-картинке, а другая на оборотной стороне карточки со словом) и подкладывать к карточке картинке ту сторону карточки, на которой написано слово. Примеры инструкций для формирования умения соотносить изображение предмета с обозначающими его буквенными символами: «Посмотри, на этой стороне карточки нарисован дом, а на другой стороне написано слово ДОМ. Подложи эту карточку к нужной картинке, только не рисунком, а буквами». «Не узнал это слово? Переверни карточку и посмотри, что там нарисовано». «Обрати внимание на то, что в карточке ДОМ есть буква, похожая на дом, в карточке ЖУК есть буква, напоминающая жучка, в карточке ЁЛКА над одной из букв стоят точки». Подсказкой может служить тактильный ориентир, для этого ребенку предлагается обвести букву пальцем. После усвоения контрастных по написанию и звучанию слов ДОМ, ЖУК, ЁЛКА дальнейшая необходимость фиксировать внимание ребенка на особенностях написания букв, как правило, отпадает. Постепенно дети начинают замечать надписи на упаковках и вывесках, а в какой-то момент могут сделать открытие: «Булочная», «Банк», «Почта» и «Продукты» — это слова, которые можно прочитать. Постепенно количество слов, которые умеет читать ребенок, расширяется.

Второй этап.

Когда ребенок будет хорошо ориентироваться во всех карточках (приблизительно 50) и безошибочно читать то, что на них написано, можно переходить ко второму этапу. На втором этапе все слова постепенно разрезаются на слоги или на склады и уже из них собираются слова. Если вы начали учить ребенка без предварительного обучения буквам, то на этом этапе с буквами уже можно знакомить, но это не обязательно. Помним, что буквы ребенок должен называть так, как звучит звук, обозначенный буквой. Если этим правилом пренебречь, то впоследствии при дальнейшем обучении чтению могут возникнуть проблемы.

Третий этап.

На третьем этапе все слова разрезаются на отдельные буквы, и ребенок учится складывать из них слова. Параллельно можно приступать к чтению букваря. И тут выбор за педагогом и родителями. Это может быть и букварь Н.С. Жуковой, и букварь Олеси Жуковой или «Занимательный букварь» Т.С. Резниченко, букварь Т.А. Ткаченко и т. д.

Метод послогового чтения.

Принимая во внимание типологические свойства русского языка, выбор слога в качестве минимальной единицы чтения оказывается вполне обоснованным. Этот выбор обусловлен тем, что слог является минимальной произносительной единицей речи (Л.А. Чистович, В.А. Кожевников и др., 1965; Л.В. Бондарко, 1977; В.Б. Касевич, 1981). Слоговые методы, в системе которых единица чтения — слог, предполагают, что ребенок осознает определенное сочетание букв как цельный графический элемент. Так как послоговой метод обучения чтению достаточно эффективен, хорошо работает в случаях, когда традиционный метод для ребенка слишком сложен или недоступен (раннее обучение чтению, трудности в обучении чтению традиционными методами, речевые нарушения, тугоухость, снижение интеллекта, сенсорные расстройства, особенности формирования речи в случаях РАС), постепенно стали формироваться различные методы послогового чтения. Большую популярность приобрела методика складового метода петербургского педагога Н.А. Зайцева. Склад — это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и т. д. Складовой принцип чтения — основа метода Зайцева.

Большую популярность приобрели кубики Зайцева, в них как раз и используется эта методика. Несколько похожая методика используется в кубиках Чаплыгина «Читаю легко». У метода Зайцева есть одна важная особенность — слоги не разбиваются на буквы и звуки, при освоении чтения по этому методу запрещено использовать буквы и алфавит, можно пользоваться только кубиками или карточками со слогами. Отдельно вычленять буквы разработчики метода рекомендуют лишь после того, как ребенок уверенно научился читать. Неудобство может появиться на заключительном этапе обучения — если не провести звуко-буквенный анализ слов, ребенку может быть очень трудно при обучении в школе. Наиболее проработанным, систематизированным и научно обоснованным является метод послогового чтения, разработанный Т.С. Резниченко в 90-х годах ХХ века (Резниченко, Т.С. Обучение чтению как средство коррекции системных нарушений речи у 10 дошкольников: Дисс. канд. пед. наук. — М., 2007). Чрезвычайно важно: 1) соблюдать строго определенный порядок введения слогов (он обоснован научно); 2) сразу же после запоминания очередного слога предлагать ребенку читать слова с этим слогом. Порядок введения слогов для чтения. Чтение слов со слогами типа «согласный-гласный».

I этап. Слоги, состоящие из согласной буквы и гласной А Каждый слог написан на отдельной карточке белого цвета (оптимальный размер 3 x 5 см). Согласные традиционно синие, А — красная. На этом же этапе дети знакомятся с гласными буквами, которые написаны на отдельных карточках (3 x 2 см). На одном занятии для запоминания предлагается 4–5 карточек, из которых сразу же складываются слова. Детям не сообщается, какие буквы написаны на карточках (кроме гласных, которые читаются так же, как называются в алфавите). Важно научить узнавать слог, а не произносить названия букв: при предъявлении соответствующей карточки ребенок должен сказать МА, а не МЭ-А (или ЭМ-А); РА, а не РЭ-А (или ЭР-А). Достаточно часто встречаются дети, которых пытались учить читать побуквенным методом. Таких детей приходится переучивать, предлагая им букву называть шепотом, а слог — вслух. За две-три недели, вводя не более 10 слогов на занятии и всячески поощряя ребенка, обычно удается приучить его читать по слогам. Примерный порядок слов для чтения с использованием карточек-слогов: МАМА, ПАПА, ПАША, МАША, КАША, ДАША, ЯША, ДАМА, ДАЧА, ЛАПА, ЛАМА, ЮЛА, ЮРА, РАМА, РАНА, ПАРА, ИРА, ЖАРА, ФАРА, ЖАБА, ВАЗА, ВАТА, ИВА. После двусложных предлагаются трехсложные слова: ПАНАМА, КАНАВА, ЗАБАВА, МАКАКА, КАКАО и короткие фразы: МАМА РАДА, ВАЗА УПАЛА, У УЖА УЖАТА.

II этап.

Слоги, состоящие из согласной буквы и гласной. Они написаны на ярко-желтых карточках. Сначала взрослый читает новую (слог с гласной У) карточку, а ребенок — уже знакомую белую. Потом ребенок сам читает обе карточки. Аналогично идет обучение чтению всех новых слогов. Предлагаемые слова и простые фразы: МУХА, МУКА, ЛУНА. ЛУЖА, ЛУПА, АКУЛА, БУМАГА, КУКУРУЗА, Я ИЩУ ЖУКА, Я БУЖУ МАМУ. Этот этап может оказаться самым трудным. Даже когда ребенок неплохо называет все слоги с А и с У, при чтении слов он их нередко путает. До тех пор пока ребенок не перестанет путать, каждый раз при чтении: • напоминайте: «Это желтая карточка»;• спрашивайте: «Что написано на желтой карточке?»; • просите: «Прочти то, что написано на желтой карточке».

III этап.

Слоги, состоящие из согласной буквы и гласной Ы Написаны на ярко-сиреневых карточках. Предлагаемые слова и фразы: ЯМЫ, ВАЗЫ, ЖАБЫ, ШАРЫ, ФАРЫ, УСЫ, РЫБА, ЗАБАВЫ, БАНАНЫ, БАРАБАНЫ, АНАНАСЫ, ШУБЫ, ЗУБЫ, МУЗЫКА, У ДАМЫ БУСЫ, МЫШАТА — ШАЛУНЫ, У РЫБАКА УДАЧА.

IV этап.

Слоги, состоящие из согласной буквы и гласной О (в словах гласная О — в ударной позиции) Написаны на ярко-оранжевых карточках. Предлагаемые слова и фразы: РОЗА, СОДА, КОЖА, ЗАНОЗА, РАБОТА, КАЛОША, ПУГАЛО, Я ИДУ НА РАБОТУ, У ТОМЫ НОВАЯ ПАНАМА.

V этап.

Слоги, состоящие из согласной буквы и гласной И Написаны на бледно-сиреневых карточках (слоги ШИ, ЖИ, ЦИ — на ярко-сиреневых). Предлагаемые слова и фразы: ПИЛА, ЗИМА, МАЛИНА, ЗАБИЯКА, МАШИНА, КАМЫШИ, ЛЫЖИ, ЛУЖИ, ЛИЦО, ДУХИ, ПИАНИНО, ПИЖАМА, НИНА УВИДАЛА ПАУКА, МЫШАТА УТАЩИЛИ ГИТАРУ. VI этап.

Слоги, состоящие из согласной буквы и гласной Я Написаны на бледно-розовых карточках. Предлагаемые слова и фразы: НЯНЯ, ДЯДЯ, УТЯТА, РЯБИНА, ПУСЯ УТАЩИЛА МЯСО, ЧАПА — РАЗИНЯ.

VII этап.

Слоги, состоящие из согласной буквы и гласной Е Написаны на бледно-зеленых карточках (слоги ШЕ, ЖЕ, ЦЕ — на ярко-зеленых). Предлагаемые слова и фразы: РЕКА, ПЕЩЕРА, КАРЕТА, РАКЕТА, ЖЕЛЕ, ШЕЯ, ШЕЛУХА, ВЕСЫ, МОРЕ, ЛЕТО, ДЕТИ, СЕРЕДИНА, ДЕТИ КУПИЛИ МОРОЖЕНОЕ.

VIII этап.

Слоги, состоящие из согласной буквы и гласной Ю. Написаны на бледно-желтых карточках (слоги ШЮ, ЖЮ — на ярко-желтых). Предлагаемые слова и фразы: ЛЮДИ, УТЮГИ, ТЮЛЕНИ, МЕНЮ, ЖЮРИ, ПАРАШЮТЫ, Я ВАРЮ КАШУ, Я ЖАРЮ РЫБУ.

IX этап.

Слоги, состоящие из согласной буквы и гласной Ё Написаны на бледно-оранжевых карточках (слоги ШЁ, ЖЁ — на ярко-оранжевых). Предлагаемые слова и фразы: РЁВА, БЕРЁЗА, ЧЕРЁМУХА, ЖЁЛУДИ, У АЛЁШИ ЗЕЛЁНАЯ БУМАГА. X этап Слоги, состоящие из согласной буквы и гласной Э На ярко-зеленом фоне. Предлагаемые слова: МЭРИ, КАРАТЭ.

XI–XXXI этапы.

Чтение слов со слогами типа «согласный-гласный-согласный», «согласный-согласный-гласный», «гласный-согласный», «согласный-гласный-согласный-согласный», «согласный-согласный-гласный-согласный» и т. п. Для обучения чтению слогов этого типа надо приготовить карточки с написанными на них буквами. Их оптимальный размер — 2 x 3 см. Для контраста они располагаются вертикально. Над каждой буквой ставится достаточно заметная точка. Объясняем, что эти буквы (следовало бы сказать — звуки) надо произносить отрывисто, без призвука. К этим карточкам присоединяются нужные карточки, используемые при обучении чтению слогов «согласный-гласный». Предлагаемые серии слов для чтения: - МАК, БАК, РАК, ЛАК, СУК, БЫК, СОК; - КАТОК, КУСОК, КУЛАК, ВЕНИК, МЕШОК; - ЁЖИК, ЧЕЛОВЕК, КРЫША, КРЮЧОК, КЛЯКСА; - ДУШ, КАМЫШ, МЫШКА, КОШКА, ФИШКА, ВИШНЯ, БУКАШКА, ДЕДУШКА, ШПАГА, ШКУРА, ШПАЛЫ, КЛЮШКА; - СУП, СИРОП, ТУЛУП, ШАПКА, КЕПКА, ЩЕПКА, ЦАПЛЯ, ЦЫПЛЯТА, АПТЕКА, ПЛИТА, ПТИЦА, ПЧЕЛА, ПРЯНИК; - НОС, ЛЕС, ПЁС, РИС, ПАРУС, ФОКУС, ПЫЛЕСОС, МИСКА, ЛЕСКА, ПАСТА, ВЕСНА, КАПУСТА, РЕДИСКА, КВАС; - КИОСК, КРАСКИ, КРЕСЛО; - КОТ, РОТ, КИТ, БУКЕТ, ТАБУРЕТ, ВЕТКА, МЕТРО, УЛИТКА, КУСТ, АИСТ, МОСТ, ТРАВА, ТРУБА, СЕСТРА, КАСТРЮЛЯ; - ЛУЧ, МЯЧ, КАЛАЧ, ПОЧТА, МАЧТА; - БАБОЧКА, КИСТОЧКА, СПИЧКИ; - МОХ, ПУХ, ПЕТУХ, КУХНЯ, ШАХМАТЫ, ХВОСТ; - РАНЕЦ, ТАНЕЦ, ЗАЯЦ, ЦВЕТЫ; - ЖИРАФ, КОФТА, ТУФЛИ, ЛИФТ, ШКАФ, ФЛАГИ, ФРУКТЫ; - ЛЕЩ, ХИЩНИК, ПЛАТОК; - ПАР, ШАР, СЫР, САХАР, ЗАБОР, ПОВАР, ВЕТЕР, ТЕЛЕВИЗОР, ПАРТА, МАРКА; - ФОРМА, ЗЕРНО, УРНА, ШАРФ, ТОРТ, КАРТИНА, ЗЕРКАЛО, ФАРТУК, ПЕРСИК, ЧЕРВЯК, ПЕРЧАТКИ, КУРТКА; - ДОМ, ДЫМ, СУМКА, ЛАМПА, КОМНАТА, КЛУМБА; - ПОЛ, ГОЛ, МЕЛ, ПЕНАЛ, ЩЕГОЛ, ВИЛКА, БЕЛКА; - ПОЛКА, БУЛКА, БУТЫЛКА, ЗАКОЛКА, ВЕШАЛКА; - ФУТБОЛ, ЖУРНАЛ, СТОЛ, СТУЛ, СКАЛКА, СКАКАЛКА; - СЫН, БАТОН, ВАГОН, ЛИМОН, ДИВАН, УЖИН, МАГАЗИН, ТЕЛЕФОН, ЧЕМОДАН, БАНК, БАНТ, БИНТ, ФАНТИК, БАЛКОН, ВАЛЕНКИ, СЛОН, СТАКАН; - ЧАЙ, САРАЙ, МУЗЕЙ, РАБОЧИЙ, МУРАВЕЙ, МАЙКА, ЛЕЙКА, ЧАЙНИК, ЗАЙЧИК, ТРАМВАЙ, СКАМЕЙКА; - БРАТ, БРАВО, БРЮКИ, САБЛЯ, ЯБЛОКО, АБРИКОС, ВЕРБЛЮДЫ, КЛУБНИКА; - ВРАЧ, ВНУК, ВНУЧКА, ПАВЛИН; - ГЛАЗА, ГРАЧИ, ГРУША, ГРИБЫ, ГНОМ, ГЛОБУС, ГРАФИН, ТИГР; - ДВОР, ДРАКА, ДРАКОН, ВЕДРО, ПИДЖАК, МЕДВЕЖОНОК; - ЛЫЖНИК, ХУДОЖНИК, НОЖНИЦЫ, ДРУЖБА; - ЗВЕРИ, ЗДАНИЕ, ЗВЕЗДА, ГНЕЗДО;

XXXII этап.

Слоги, оканчивающиеся мягким знаком. Согласная и мягкий знак подчеркиваются волнистой линией. Читаются тоже отрывисто. Серии слов: - РУЛЬ, СОЛЬ, ФАСОЛЬ, КИСЕЛЬ, КАРУСЕЛЬ, БИНОКЛЬ, КРЕМЛЬ; - ЦАРЬ, КАЛЕНДАРЬ, ДВЕРЬ, СНЕГИРЬ, ВРАТАРЬ; 16 - ПЕНЬ, КОНЬ, ОКУНЬ; - ГУСЬ, КАРАСЬ.

XXXIII этап.

Слова, включающие Ъ. При обучении чтению слов, включающих Ъ (ПОДЪЕЗД, ПОДЪЁМ, ОБЪЯВЛЕНИЕ), предлагается сначала вычеркивать его простым карандашом и говорить ребенку, что эту букву можно не называть. От самостоятельного чтения отдельных слов (на карточках, в играх), названий магазинов, вывесок и рекламы на улицах, а также букваря можно переходить к книжкам, желательно — сюжетным, с обилием цветных иллюстраций и с крупным шрифтом. Со временем ребенку станет доступно чтение более сложных книг. Желательно для начала читать поочередно со взрослым (например, первый абзац на странице ребенок прочитывает сам, а затем до конца страницы читает взрослый).

Использование различных методов обучения чтению как приема коррекционной работы в коррекции речевых нарушениях.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Методы обучения чтению детей

Автор: Пономаренко Валентина Леонидовна

Дата: 22.04.2025

Номер свидетельства: 668814

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Презентация на тему"Методы обучения чтению в начальных классах" "
    ["seo_title"] => string(77) "priezientatsiia-na-tiemu-mietody-obuchieniia-chtieniiu-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "142268"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418241165"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Нетрадиционные методы обучения чтению"
    ["seo_title"] => string(44) "nietraditsionnyiemietodyobuchieniiachtieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "321509"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461309638"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Обучение одаренных детей "
    ["seo_title"] => string(31) "obuchieniie-odariennykh-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "182141"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425470274"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) ""Методические рекомендации по оптимизации форм и методов речевого развития детей в условиях ДОУ" "
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-optimizatsii-form-i-mietodov-riechievogho-razvitiia-dietiei-v-usloviiakh-dou"
    ["file_id"] => string(6) "163556"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422511426"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Использование активных  методов обучения на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(68) "ispol-zovaniie-aktivnykh-mietodov-obuchieniia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "204057"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429603044"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства