Нетрадиционные методы обучения чтению.
Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.
В целом навык чтения складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения – это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определённую информацию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.
Чтение как вид деятельности можно представить процессом декодирования, т.е. воссоздание звукового облика слова по его графической модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:
опознание буквы в её связи с фонемой (звукобуквенные связи);
слияние нескольких букв в слог (слогослияние);
слияние нескольких слогов в слово;
интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание.
Сложность технической стороны процесса чтения ярко проявляется уже при анализе движений глаз читающего. Движение глаз опытного чтеца происходит быстрыми скачками, от одной точки фиксации (остановки) к другой. В процессе чтения происходит движение не только вперёд (вправо), но и назад. Возвращение к ранее воспринятому, движение назад, носит название регрессии.
Регрессии с целью уточнения ранее воспринятого слова, у опытных чтецов являются относительно редкими. Количество и длительность регрессий меняются в зависимости от степени трудности читаемого текста, его важности, от установки читающего.
В процессе чтения опытный чтец воспринимает одновременно не букву, а слово или группу слов. Скорость чтения и точность зрительного восприятия слова зависят от его длины, от графического начертания букв, от характера элементов, составляющих букву. Опытный чтец узнает слово целиком. В процессе узнавания слова ориентиром служат доминирующие, наиболее характерные буквы, а также буквы, элементы которых выступают над строчкой или находятся под ней.
Кроме того, при узнавании слова чтец опирается на смысл ранее прочитанной части текста. Догадка облегчает зрительное восприятие текста.
Наряду с положительным значением использование смысловой догадки часто приводит к заменам слов, пропускам, перестановкам букв в слове, т.е. наблюдается субъективное привнесение смысла в процессе чтения. Это происходит в том случае, когда смысловая догадка недостаточно контролируется зрительным восприятием читаемого.
Процесс усвоения оптического образа буквы осуществляется на основе способности запоминать и воспроизводить в памяти зрительные образы. Узнавание буквы происходит при соотнесении непосредственно воспринятого зрительного образа с представлением о нем.
Таким образом, успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций:
Современная методика обучения чтению предусматривает послоговое воспроизведение читаемого. После зрительного узнавания букв слога ребенок прочитывает этот слог слитно и целиком. Отсюда основной трудностью этой ступени, как и всего процесса овладения чтением, является слияние звуков в слоги. При чтении слога в процессе слияния звуков ребёнок должен перейти от изолированного обобщённого звучания к тому звучанию, которое звук приобретает в потоке речи, т.е. произнести слог так, как он звучит в устной речи.
Частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением называется дислексией.
Специфические нарушения чтения следует отличать от ошибок чтения иного характера: от ошибок, закономерно встречающихся на начальных этапах овладения чтением, от нарушений чтения у детей, педагогически запущенных, трудных в поведении, и т.д.
При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:
неусвоение букв;
побуквенное чтение;
искажения звуко - слоговой структуры слова;
замены слов;
аграмматизмы;
нарушения понимания читаемого.
Для коррекции несовершенного навыка чтения в занятия необходимо включать задания и упражнения направленные на развитие:
пространственных представлений:
зрительного восприятия, зрительной памяти;
фонематического анализа и синтеза;
графомоторных навыков;
зрительно – моторной координации;
сукцессивных способностей;
произвольного внимания.
Упражнение «Разноцветные точки»
Для выполнения упражнения используется рабочая карточка, представляющая собой лист плотной бумаги, на котором строчками наклеены выбитые из цветной бумаги "точки". Число используемых цветов не должно быть меньше трех и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строке. Ребенок должен называть точки по порядку, читать их в том направлении, которое задаст ведущий: слева — направо, справа — налево, сверху — вниз, снизу — вверх. Ведущий активно руководит работой, следит за тем, чтобы:
ребенок правильно начал чтение, т.е. за тем, какая точка названа первой;
заданное направление сохранилось во время чтения;
соблюдалась последовательность произнесения точек на строке.
Упражнение ПОИСК ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
Впиши в пустой квадратик номер подходящей фигуры
Упражнение НАЙДИ ПАРУ
Внимательно рассмотри рисунок и найди в каждом ряду по две одинаковые фигуры.
Упражнение ЧАСЫ
Сосчитай количество часов, показывающих то или иное время. Запиши результат рядом с вопросом.
Если ребенок не может сам записать число, сделайте это за него.
Если он затрудняется считать больше чем до 10-15, ограничьте поиск половиной таблицы.
?
?
Упражнение ЗАПОМНИТЬ И ПОКАЗАТЬ
Закрыв правую часть рисунка, дайте инструкцию:
Запомни все фигуры, чтобы затем найти их на другом рисунке.
Показывайте фигуры в рамке 5-6 секунд, затем закройте их и откройте правую часть рисунка. Ребенок должен найти и показать на нем запомнившиеся фигуры.
Запишите, сколько фигур найдено верно .
Упражнение КОЛЬЦА
Посчитай в таблице количество фигур № 1, затем № 2, не помогая себе пальцем или карандашом. Считать нужно как можно быстрее.
После этого посчитайте сами и сравните результат.
Упражнение 3 Цифровая пирамида
Удерживая взгляд на цифрах, находящихся в центре пирамиды (начиная сверху) и не двигая глазами в стороны, постарайся увидеть сразу обе боковые цифры. Не спеша перемещай взгляд вниз. Отметь тот ряд, который не охватывается взглядом.
Упражнение Таблицы Шульте
Старайся смотреть в центр таблицы и, не отрывая взгляда от центра, попробуй увидеть всю таблицу целиком. Удерживая взгляд в центре таблицы, найди все цифры по порядку от 1 до 25.
Для детей 6-7 лет время поиска 45 секунд
4 | 20 | 11 | 24 | 7 |
18 | 15 | 5 | 17 | 14 |
2 | 22 | 16 | 10 | 21 |
12 | 9 | 19 | 13 | 8 |
25 | 1 | 6 | 3 | 23 |
Упражнение Таблица звуков
Читай звуками, проговаривая их четко; постепенно ускоряя темп чтения.
Проследите за дыханием. Дыхания должно хватать на полстроки или больше.
А Й Ц У К Е Н Г Ш Щ З Х Ъ Ф Ы В А П Р О Л Д
Ж Э Я Ч С М И Т Ь Б Ю Е П А Р О К Г Л З М Ы
Й Ц У К Е Н Г Ш Щ З Х Ъ Ф Ы В А П Р О Л Д Ж Э Я Ч С
М И Т Ь Б Ю Е С Я Ь Р А Ы Л Д Ж Е Ш У Н Ж Щ Г Э Е А
Я Ч С М И Т Ь Б Ю Е Ф Ы В А П Р О Л Д Ж Э Й Ц У К Е Н Г Ш Щ З Х Ъ
Э Ъ Х Ж Ю Щ Д Б Ш Л Ь Г О Т Н Р Т И П Е А М К В С Ц У Ы Ч Й Ф Я
Й Ц У К Е Н Г Ш Щ З Х Ъ Э Д Ж Л О Р П А В Ы Ф Я Ч С М И Т Ь Б Ю Й У Е Г Щ Х Ъ З Ш Н К
Я И Ь Ю Б Т М Ч Ф В Ы А В П А Р П О Р Л О Д Л Ж Д Э Ъ З Х Щ З Ш Г Н Е К У Ц Й Я С И М Ч В В К Е Р О Ы В Й
Ц У К Е Н Г Ш Щ З Х Ъ Э Ж Д Л О П А В Ы Ф Я С М И Т Ь Б Ь Ы У В С К А М Е И И Т Г О Ь Ш Л Б Щ Д Ю З Ж Х Э Ъ Е У Ы В А
Тренируем технику чтения на материале таблиц слогов и слов. Для тренировки используются три способа их прочтения: «Прятки», «Титры», «Скороговорки».
Способ «Прятки»
Положите перед собой таблицу и объясните ребёнку, что сейчас вы будите читать слоги столбиками сверху вниз. Покажите 1-ый столбик, затем возьмите небольшой листок бумаги и закройте им 1-ый слог первого столбика. На мгновение приоткройте и снова закройте первый слог, ребёнок должен успеть прочитать его. Если прочитано правильно, то же самое проделайте со следующим слогом и т.д. Если слог прочитан неправильно, откройте его ещё раз, если всё же снова допущена ошибка, то прочтите его сами и двигайтесь дальше. И так с каждым столбиком.
Способ «Титры»
Теперь 1-ый столбик нужно прочитать ещё раз, но уже по-другому. Листочек нужно положить сверху столбика и плавно вести вниз. Скорость движения зависит от возможностей ребёнка.
Кода ребёнок уже увидел слог и начал его читать, слог закрывается, ребёнок вынужден быстрее переключать внимание на следующий слог.
Если ребёнок допустил ошибку не акцентируйте на этом внимание, двигайтесь дальше. Но после того как столбик будет прочитан, вернитесь к ошибочно прочитанному слогу. Не говорите, что слог был прочитан неправильно, просто попросите ребёнка прочитать его ещё раз.
Если ошибок и пропусков слишком много, листочек нужно двигать медленнее. И наоборот, если читается без напряжения внимания –скорость нужно увеличить.
Способ «Скороговорки»
После этого нужно прочитать слоги первых пяти столбиков строчками каждая строка прорабатывается как скороговорка. Читать нужно быстро, четко, на одном дыхании.
Упражнение
Отработайте 1-й и 2-й столбики по схеме.
Таблица | | | |
АГА | ЯГА | ЯМА | ЯВА | ЯНА |
САД | СУД | СЕД | ДЕД | БЕД |
БАЙ | РАЙ | ЛАЙ | ЛЕЙ | ЛЕС |
САМ | ЭАМ | ТАМ | НАМ | НАШ |
ШАР | КАР | КУР | РУК | РАК |
ПАХ | ПАТ | МАТ | МАЛ | МАЙ |
АТУ | ТУШ | УШИ | ШИН | ШИТ |
АУТ | ШУТ | ШУБ | ШУМ | УМА |
БАЗ | БАЛ | БЕЛ | БЕГ | БЕС |
БЫК | БЫТ | БОТ | КОТ | ЛОТ |
БЭР | БОР | БУР | БУГ | БУС |
ВОН | ВОТ | ВОЗ | ВОЛ | ЭОЛ |
ВЫЯ | ВЫЛ | ВИЛ | ВАЛ | ДАЛ |
ГАЗ | ГАИ | УАЗ | АЗЫ | АЗУ |
ДАР | ДЫР | РЫБ | РАБ | РЫЛ |
ДОМ | ДОН | ДОК | ОКО | МОД |
БЕЙ | ПЕЙ | ПЕЛ | ПИЛ | ПИР |
ЕЛИ | ДЕЛ | МЕЛ | СЕЛ | ТЕЛ |
ЕМУ | ТЕМ | ТАМ | ТОМ | СОМ |
ЗЕЯ | ШЕЯ | ШЕИ | ШЕЮ | ШЕФ |
УЖЕ | ЕЖУ | ЕДУ | ЕЖИ | ЖИВ |
ЗАЛ | ЗАВ | ЗАМ | ЗАД | ЗУД |
ИВА | ИРА | РАФ | РИФ | РИС |
ТИК | ТАК | МАК | ЛАК | ТИТ |
ХИЛ | ВИЛ | ЖИЛ | ЗИЛ | БИЛ |
ЗИМ | ИМИ | ИДИ | ИЛИ | ИЛА |
ЛИФ | ЛИК | ЛУК | ЛУЧ | ЛУБ |
ТИХ | ТИС | ТИП | ТУП | ТОП |
БИЯ | ЯИК | ЯКИ | ЯГИ | ГИД |
КАР | ЖАР | ЖИР | ЖОР | ГОР |
ЛИХ | ТИХ | ТЕХ | МЕХ | МОХ |
ЛЮК | КЮИ | ЛУИ | ЛУЦ | ЛИЦ |
ЛЯП | ЛЭП | ЛИП | ЛИС | СИЛ |
МИФ | МИР | МОР | МУР | МУЗ |
МУЛ | ПУЛ | ЛУГ | ЛУЧ | КУЧ |
МЫС | МЫТ | МОТ | МОЁ | МОЙ |
МЭР | РЕМ | РОМ | РОС | РОЩ |
НАС | САН | САП | НЁС | СЕЛ |
НЕТ | НЕЁ | НЕЙ | НЁМ | НИМ |
НИЩ | НИВ | НОВ | НОГ | НОЙ |
Упражнение
Отработайте 1-й столбик по схеме.
Таблица
навернулась большущая слезища засадили в каталажку взбрело в голову ожесточённо почёсывая обнаружились затруднения взъерошенный мальчуган пришлёпал босиком примостившись у стола напряжённо думал ни о чем не расспрашивать блюдечко помутнело неприятностей не оберёшься царь хозяйственный погрузился в думы с прислужницей Фёклой распрощалась с ними перегораживал мастерскую кованый сундучок послышался перезвон кокошник с подвесками дубинка утихомирилась вытряхнула пятаки из любопытства большеголовый Домовой прикованный сидит доброго здоровьичка забормотал писарь далеко добираться всевозможные просторы поскрипывая брёвнами последние распоряжения по трое наведываются получше присматривай
хлопотать по хозяйству спрыгнул с крылечка вспрыгнул на крыльцо спустилась с пригорка возникла лохматая голова не родственник случайно? здоровенная дубинка выворачивай карманы со стуком распахнулась незадачливого грабителя опасливо поглядывая растаскивать деревья выпростав бороду прогрохотало за дверью холодное логовище знали о существовании сандаловое дерево благовонный дым лихо одноглазое перекатывалось яблочко ввалились дюжие стрельцы тростниковый водопровод неисправимый лентяй бесчисленными крылышками раскинувшиеся над ними волнуется и трепещет повстречайся мне волшебник действительно пропал разозлившись на Торопыжку доктор Пилюлькин совершил бескорыстно действительно кончилось совершенно переродился
Упражнение
Вычеркни заданную букву (слог, слово, цифру,число), в конце строки, укажите количество вычеркнутых вами букв (слогов….)
Цели: Закрепление зрительного образа определённой буквы, развитие внимания, зрительного анализа, расширение поля зрения.
Упражнение
Расшифруйте слова (фразы, пословицы…), используя ключ – порядковый номер букв русского алфавита.
Цели:
Развитие пространственно-временных ориентировок при переходе из цифровой системы в буквенную. Развитие памяти, мыслительных операций анализа и синтеза.
Упражнение
Развитие фонематического восприятия.
По первым (или последним) звукам названных учителем слов нужно отгадать задуманное слово. Например, учитель загадал сад. Он последовательно называет 3 слова: солнце, аист, дом.
Упражнение
Чтение текста из учебника «вверх ногами». Уточнение содержания прочитанного текста по вопросам учителя.
Упражнение
Чтение текста с прикрытой нижней (или верхней) половиной строчки.
Упражнение
Отделение слов от псевдослов. Записать на доске слова и бессмысленные буквосочетания. Дети должны разделить на 2 группы.
Упражнение «Возвращение к началу».
Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове — по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой- «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке.
Проверочная карточка — прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова.
Карточка – «проверялка»
Упражнение
Чтение текста из учебника. Дети должны мысленно разделить слово на 2 половины и озвучивать только вторую.
Упражнение
Чтение текста из учебника через слово (через 2-3 слова).
Упражнение
Чтение текста, восполняя пропуски букв в словах.
Упражнение «Магнитофон»
Учитель с паузами называет слоги, из которых ученики должны сложить слова.
Упражнение
Чтение текста из учебника с двукратным произнесением каждого слова.
Упражнение
Чтение текста из учебника, развёрнутого на 90 градусов (т.е. строчки ставятся столбиком).