Методы обучения чтению в начальных классах.
Задачи обучения чтению:
*Развивать интерес к чтению, расширять круг чтения;
*Воспитывать средствам чтения активное отношение к читаемому;
*Сформировать у учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в среднем звене школы;
*Обеспечить полноценное восприятие художественных и научно – познавательных текстов;
*Научить работать с учебной и детской книгой.
*Качество чтения детей младшего школьного возраста будет зависеть от применения учителем в работе по обучению чтению разнообразных приемов и методов.
*Методы обучения чтению:
*1. Фонетический метод.
*2. Лингвистический метод.
*3. Метод целых слов.
*4. Метод целого текста.
*1. Фонетический метод.
* Основан на алфавитном принципе. В основе – обучение произношению букв и звуков, а когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит к слогам, а потом и к целым словам.
К этому методу можно отнести такие игры и упражнения как:
- «Буквы спрятались»
- «Стилизованные буквы»
*2. Лингвистический метод.
*
Дети приходят в школу с большим запасом слов, и этот метод предлагает начинать обучение на тех словах, которые часто используется, а также на тех, которые начинаются так как пишутся. Именно на примере последних ребенок усваивает соответствие между буквами и звуками.
К этому методу можно отнести такие игры и упражнения как:
-«Покатаемся на горках»
-« Слоговые таблицы»
-«Марсианские стихотворения»
-«Чтение слогов напечатанных
-стилизованными буквами»
3. Метод целых слов.
Здесь обучают детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. После того как выучено 50-100 слов, ему дают текст. В котором эти слова часто встречаются.
*
К этому методу можно отнести такие игры и упражнения:
- «Чтение слогов с пропущенными буквами»
- «Слово закружилось»
- «Разорви цепочку букв»
- «Чтение столбиков слов,
имеющих одинаковую концовку» .
4. Метод целого текста.
Этот метод в чем то схож с методом целых слов, но больше опирается на языковый опыт ребенка. Например, дается книга с увлекательным сюжетом. Ребенок читает, встречает незнакомые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью контекста или иллюстраций. При этом поощряется не только чтение, но написание собственных сказок.
К этому методу можно отнести такие игры и упражнения:
-«Чтение словосочетаний и текстов напечатанных разными
-шрифтами» .
Что же такое чтение?
*Это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе, периодике; это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств; это и то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов.
В интерактивной методике, как и в любой другой методике преподавания, существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе. Эти приемы можно классифицировать следующим образом:
*Сходства/различия
*Ранжирование
*Поиск соответствий
*Рейтинг
*Классификация
*Обобщение
*Верно/неверно
*Правильно или требует изменений
*Преимущества и недостатки
*Выявление последствий
*Как вы думаете?
*Исследование и отчет
*Ролевая игра
*Мозговой штурм
*Дебаты .
Вывод:
Как показывает практика, учителя начальных классов недостаточное внимание уделяют роли ученика в учебном процессе. «Существующий стан обучения младших школьников свидетельствует, что около 80 % детей остаются на уроке пассивными, и эта пассивность наблюдается на протяжении последующих лет обучения. Иными словами, дети «отсиживают» уроки»- утверждает И.Шевчук. кандидат педагогических наук, доцент Уманского государственного университета, имени П.Тычины. Воздействовать на процесс обучения, повысить его эффективность может использование интерактивных и проектных технологий в обучении младших школьников.
Сам ученик должен стать центральной фигурой на уроке и внеурочной учебной деятельности. От творческой активности школьника, его умения доказательно мыслить, обобщать и высказывать свои мысли, умения общаться с одноклассниками, с учителем зависит результативность урока.
Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, творчески мыслить, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Таким образом, интерактивные и проектные технологии позволяют включить в учебный процесс каждого ученика, создают условия для всестороннего развития личности, значительно повышают успешность и результативность обучения.