Методическая разработка "Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста"
Методическая разработка "Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста"
В наше время глобальной компьютеризации и телевидения, огромной загруженности родителей на работе, обособленности и изолированности детей друг от друга возникла огромная проблема: дети не умеют общаться друг с другом и с взрослыми. Но именно в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей привычку правильной разговорной речи. И одним из важных звеньев этого процесса является освоение ребенком грамматического строя языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста"»
Развитие грамматического строя речи
у детей старшего дошкольного возраста
Содержание
Введение 3
Глава 1. Современное состояние проблемы 5
формирования грамматического строя речи у
детей старшего дошкольного возраста через
игровую деятельность
1.1. Особенности формирования грамматического 5
строя речи у детей дошкольного возраста
1.2. Роль игровой деятельности в развитии 9 грамматического строя речи у детей
дошкольного возраста
1.3. Особенности организации коррекционной 14
помощи в комбинированной группе
Глава 2. Эмпирическое исследование грамматического 17
строя речи у детей дошкольного возраста
2.1. Организация и содержание эмпирического 17
исследования
2.2. Обработка и анализ полученных результатов 23
Заключение 25
Список литературы 27
Приложение 32
Введение
Дошкольный возраст – это возраст, при котором игра приобретает наибольшее влияние на психоречевое развитие ребёнка и получает наибольшую педагогическую ценность. Так, у ребёнка в этом возрасте усваиваются грамматические формы и словарный состав речи; происходит усложнение и углубление познавательной деятельности, изменяется отношение к окружающему и к самому себе, совершенствуется деятельность ребёнка.
В наше время глобальной компьютеризации и телевидения, огромной загруженности родителей на работе, обособленности и изолированности детей друг от друга возникла огромная проблема: дети не умеют общаться друг с другом и с взрослыми. Но именно в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей привычку правильной разговорной речи. И одним из важных звеньев этого процесса является освоение ребенком грамматического строя языка.
Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. В повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.
Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. Известно, что дидактические игры и упражнения – лучшее средство для формирования грамматически правильной речи. Благодаря дидактическим играм, их динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять в повторении нужных словоформ.
Проблема заключается в том, что уровень формирования грамматического строя речи старших дошкольников не всегда соответствует норме речевого развития.
Таким образом, проблема состоит в совершенствовании традиционных приемов и методов, а также в поиске более новых, более эффективных научнообоснованных путей развития и развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Поэтому, цель нашего исследования: на основе теоретического анализа игровых методик сделать отбор дидактических игр для развития грамматического строя речи и доказать эффективность их использования на индивидуальных занятиях.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме для обобщения представлений о сущности дидактической игры и возможностях её использования для развития грамматического строя речи.
2. Выявить особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать и апробировать игры, используемые на индивидуальных занятиях в подготовительной группе.
4. Интерпретировать и обобщить результаты эмпирического исследования грамматического строя речи у детей.
Работа проводилась поэтапно. На первом этапе работы были рассмотрены теоретические основы игровой деятельности, проанализирована психолого-педагогическая, логопедическая, методическая литература по теме исследования. На втором этапе работы в ходе апробации дидактических игр, используемых на индивидуальных занятиях в подготовительной группе, были подобраны игры для развития грамматического строя речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобранные нами дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, могут представлять интерес не только для логопедов, но и для дефектологов, воспитателей и родителей детей дошкольного возраста.
Исследование включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Глава 1. Современное состояние проблемы
формирования грамматического строя речи у
детей старшего дошкольного возраста через
игровую деятельность
1.1. Особенности формирования грамматического
строя речи у детей дошкольного возраста
Формирование правильной речи ребёнка – одна из основных задач дошкольного образования.
Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно развивается грамматический строй ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.
Развитие словаря и грамматического строя речи происходит постепенно. Сначала дети в повседневной речи не употребляют предлогов, могут неправильно ставить ударение и путать род существительного. Но в процессе нормального развития речи происходит обогащения словаря, ребенок получает больше знаний об окружающем мире через общение, в результате чего он может правильно строить предложения.
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста ведется по нескольким задачам:
Формирование структуры предложения. Эта задача решается при помощи детских сказок. Педагог рассказывает сказку, ребенок внимательно слушает, после чего он должен составить краткий пересказ услышанного. Другой способ – составление рассказа по одной или серии картинок.
Развитие словообразования. В решении этой задачи хорошо помогают дидактические игры. К примеру, упражнение «Домашние животные». Дети должны определить, как называют детенышей тех или иных животных, рассказать, чем они полезны в домашнем хозяйстве и т.д.
Развитие связной речи. В этом случае используются сюжетно-ролевые игры. В них дети учатся диалогу, новым приемам и средствам общения.
Хорошая речь является важнейшим условием комплексного развития ребенка. Чем богаче словарный запас, тем детям проще высказывать свои мысли.
Для формирования грамматического строя очень важно общение ребенка с его сверстниками и взрослыми. Общение с окружающими людьми происходит постепенно: оно включает понимание речи и ее активное использование с учетом фонетического и грамматического оформления.
Требования к речи дошкольника разные, в зависимости от его возраста:
3-4 года. Ребенок должен повторять за преподавателем небольшой рассказ (составленный по картинке, серии изображений), согласовывать слова в числе, роде и падеже.
4-5 лет. Ребенок должен сам составлять небольшой рассказ, пересказывать несложные тексты. Он должен понимать и пользоваться словами с обобщающим значением.
5-6 лет. Дети должны строить простые и сложные предложения, грамматически правильно оформляя их. Они должны рассказывать о картинке, предмете, использовать прямую и косвенную речь.
К сожалению, многие дети испытывают сложности при формировании собственных речевых высказываний. Основная проблема заключается в том, что детям сложно давать развернутые ответы на вопросы, им трудно составлять рассказы или пересказывать их содержание. Поэтому проблема развития лексико-грамматического строя речи очень актуальна.
В наше время глобальной компьютеризации и телевидения, огромной загруженности родителей на работе, обособленности и изолированности детей друг от друга возникла огромная проблема: дети не умеют общаться друг с другом и с взрослыми. Но именно в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей привычку правильной разговорной речи. И одним из важных звеньев этого процесса является освоение ребенком грамматического строя языка.
При исследовании устной речи дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи II-IV уровня, можно говорить о нескольких группах ошибок:
орфоэпические,
акцентологические,
словообразовательные,
морфологические,
лексические,
синтаксические.
К орфоэпическим относятся ошибки, связанные с произношением, работу по их устранению проводит учитель-логопед на индивидуальных занятиях и воспитатели в ходе индивидуальных занятий. Акцентологические ошибки разнообразны, но не составляют большой процент по отношению к другим видам ошибок. (Наиболее распространенные ошибки в форме множественного числа: много сто`лов, куклы`, ку`сты и т д). Словообразовательные ошибки состоят в неоправданном словосочинительстве и в неверном употреблении приставок и корней. Наиболее обширную группу составляют морфологические ошибки.
По результатам мониторинга у детей старшего дошкольного возраста можно выделить следующие типичные ошибки:
Неправильные окончания имен существительных родительного падежа, множественного числа: с окончанием –ей - карандашов, дверёв, ушев, этажов, яблоков, матрешков, мышов (ошибки у 60% детей 5-6 лет) ; с нулевым окончанием: ночов, книгов, дверков, пуговицев (в основном у детей 5 лет); родительного падежа, единственного числа: у кукле, у маме, у сестре, (при обследовании выявлено у 10% детей 5-6 лет логопедической группы); предложного падежа неодушевленных имен существительных мужского рода: в лесе, в саде (10% у детей 5-6 лет);
Ошибки в склонении несклоняемых имен существительных: на палъте, на пианине, на тюле. (у 80% детей 5 лет).
Ошибки в образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: ягнёнки, котёнки, жеребенки, медвежонки. И в образовании множественного числа имен неодушевленных существительных (окны, стулы).
Неправильное образование притяжательных прилагательных (у 80% детей 6-7 лет были неверно указаны следующие притяжательные прилагательные: индюшачий (индюшевый, индюшный, индюшиный), львиный (львовый, львенковый), овечий (овчинный, овчий)).
Неправильное образование глагольных форм: повелительного наклонения: искай (ищи), exaй (езжай), дадишь (ошибки типичны для детей 5 лет).
Много ошибок у дошкольников при образовании сравнительной степени прилагательного: ярчее, чистее, хужее, красивше, хорошее (70% детей старшей группы).
Ошибки при склонении числительных: нет двоих домов, к два дома.
Синтаксические ошибки у дошкольников наблюдались в нарушении порядка слов в предложении: когда на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: «Кошку мама прогнала?». Неправильно оформляется союзная связь «Как мы пришли домой, мы играли с мячом». Неправильное употребление и понимание детьми предлогов было выявлено при выполнении детьми подготовительной группы следующих заданий: - дополни предложение по смыслу ( около 50 % не справились с заданием): Мы пошли в цирк, который…. (Ответы детей: там было весело, мы ходили с мамой). Автобус остановился, поэтому … (Ответы детей: он сломался, стало темно). Мама выключила свет , потому что (стало темно). Подбери нужный предлог: (по сюжетной картинке): варианты ответов: «Девочка выглядывает из занавески» (вместо из-за), «Котенок вылезает из шкафа» (вместо из-под шкафа).
При пересказе текста и описании предметов у многих дошкольников наблюдались такие ошибки как употребление в одном простом предложении двух подлежащих: «Мальчики они катались на лыжах», «Охотники они берут специальный кувшин».
Таким образом, перед специалистами дошкольного образовательного учреждения встаёт проблема создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей, одним из которых является учёт ведущего вида деятельности. В связи с этим, мы видим необходимость изучения роли игровой деятельности в речи дошкольников, в частности – в развитии грамматического строя речи.
1.2 Роль игровой деятельности в развитии грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Изучением игровой деятельности детей дошкольного возраста занимались многие авторы: Р.И.Жуковская, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, Д.В.Менджерицкая, Д.Б.Эльконин и другие.
Игровая деятельность – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью.
Значение игры в логопедической работе по коррекции речевого развития дошкольников вряд ли кто решится оспаривать. Этой проблеме посвящено достаточное количество исследований в области педагогики и психологии. Отметим один факт – по данным психологов эмоционально поданный материал запоминается детьми на 80%, в то время как нейтрально изложенный только на 4%.
Практически любой материал можно оформить в виде игры так, что самые сложные темы будут усваиваться детьми достаточно легко и прочно. Дети оказываются способными достаточно долго в процессе игры выполнять одни и те же упражнения. Поэтому руководство игрой со стороны воспитателя должно заключаться не только в том, чтобы предоставить ребенку материал и место для игры, но и в том, чтобы обогатить, уточнить его знания о предметах и явлениях окружающего мира, научить способам действия и умению выбирать эти способы, развить интерес к действиям и потребность воспроизводить их в игре, поскольку у детей ограничен сюжет игр, низкий запас знаний об окружающем мире[41].
Рассмотрим подробнее виды игр:
1. Дидактические игры являются игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представление об окружающей жизни.
2. Сюжетные игры, в основе которых всегда лежит превращение: вещей – в совсем другие вещи, самого себя – в кого-то другого, превращение – одушевление (обращение с куклой, как если бы это было живое существо).
3. Игры с правилами, в основе которых лежат особого рода предписания, определяющие функции каждого участника, последовательность и содержание их действий.
Сюжетные игры, как и игры с правилами, могут быть разделены на несколько подгрупп. Например, ребенок может сам превращаться в кого-то (в доктора, маму, бабу-ягу) – такие игры называют ролевыми. А может, не принимая на себя роли, управлять «превращенными» или одушевленными вещами (управлять жизнью кукольной семьи) – это режиссерские игры.
4. Творческие игры, содержание которых дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, своё понимание окружающего и отношение к нему. К творческим играм относятся игры – драматизации и строительно-конструктивные игры. Игра – драматизация строится на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определяются текстом произведения. В строительно-конструктивных играх дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают различные вещи, возводят здания, но в схематизированном виде.
Таким образом, несмотря на многообразие классификаций детских игр, общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие, и является непродуктивной деятельностью. Кроме этого, это особого рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром, явную (сюжетная игра) или скрытую (игра с правилами).
Логопеды уделяют большое внимание игровой деятельности, ибо она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека. Игра – это альтернатива действительности, и поэтому она обладает терапевтическим свойством, используется для коррекции состояния и поведения ребёнка. Но всё же главная функция игры – развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка.
Ещё К.Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры. Речь идёт о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приёмов. Многие учёные отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют расширять практический опыт ребёнка, закреплять его знания об окружающем мире.
Специфика дидактической игры заключается в её структуре, которая содержит и учебные задачи. Дошкольники практически овладевают игровым действием, более глубоко усваивают знания и готовятся к переходу к учебной деятельности.
Кроме дидактических игр также используются подвижные игры. Установлено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками у него развивается и координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствование движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Для детей проговаривание стихов и другого речевого материала одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизируется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.
На формирование речи влияют и такие факторы, как координационные способности, дыхание, осанка, фонематический слух (т.е. четкое представление ребенком звуковой структуры слова), четкость артикуляции (или звукопроизношения), зрительно-двигательная координация и мелкая моторика. Известно, что со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук и наоборот. Для усиления педагогического воздействия целесообразно сочетать движения пальцев рук с одновременным рассказыванием и показом. Формирование движений происходит при участии речи. А чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, скороговорок, потешек, способствует развитию координации, общей и тонкой моторики у детей. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными [31].
Таким образом, мы видим, что грамматические ошибки в речи дошкольников разнообразны и необходима систематическая работа по их преодолению. Для развития лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников можно наметить несколько конкретных задач: научить правильному образованию множественного числа существительных; образованию новых форм слова; образованию трудных форм повелительного наклонения глаголов; образованию притяжательных и относительных прилагательных; научить правильному согласованию существительных с прилагательными, числительными, местоимениями; научить правилам согласования слов в простых предложениях с использованием предлогов.