Организационный момент. Стук в дверь. Пришли в гости игрушечный лев и собачка. -Что с вами? -Мы простыли и не умеем теперь рычать. -Дети, поможем нашим гостям? Дадим им таблетку (имитирую, как будто даю таблетку) и поможем громко, выразительно зарычать. И чтобы рычание было правильным, я напомню артикуляцию этого звука. Логопед напоминает артикуляцию звука Р. -Таня, помоги льву, пожалуйста, порычи, как ты научилась. - Костя, а ты сможешь помочь собачке? - Молодец! - Гости довольны вашей помощью. Спасибо. Давайте предложим им остаться у нас на занятии. | Р-р-р-р произносят дети. Таня рычит. Логопед наблюдает за рычанием Тани. Попробуй, порычи. |
Вывешиваю символы звука Р (синий круг). -Что обозначает синий круг, мы уже знаем. - Что мы знаем о звуке Р? - Он твёрдый или мягкий? - На доске несколько картинок. Назовите картинки, в названии которых слышен звук Р. - У кого картинка начинается со звука Р? Таня, скажи. - У Вовы какая картинка, назови. Логопед ещё чётко проговаривает эти слова и предлагает повторить тем детям, у которых звук автоматизируется в словах. Д/и « Волшебный мешочек». Дети, достаёте игрушку из мешочка и проговариваете слово тихо, а мы попробуем его угадать.. - А что он обозначает? Посуду, мебель? - Катя достала рыбку. - Ещё где плавает рыба? Молодцы. Много знаете о рыбах. - Какой первый звук в слове рыба? - Сколько всего звуков, послушайте, р, ы, б, а. - Молодцы. Составьте их разрезной азбуки слово РЫБА. Логопед проверяет, проговаривая, ры ба. - Давайте отпрыгаем это слово. Дети по очереди прыгают на двух ногах и проговаривают . - Что делает рыба? - Какая бывает рыба? - Кто помнит, как называлась рыбка в знакомой вам сказке. | Это звук Р. Он согласный, он рычит, звенит. Он согласный. Р твёрдый. Рыба. Рубашка. Рак. Робот. Это игрушка. С ним играют. Рыба. Она плавает в речке. В океане, в море. Первый звук Р. Рыба -4 звука. Дети составляют слово рыба. Ры ба. Плывёт, смотрит, открывает рот. Большая, красивая, длинная, жареная, варёная, солёная. Пусть дети называют много слов. Золотая. |
Составление целого из частей. Картинки перевёрнуты. Картинки из 2х,3х,4х частей. - Мне Женя отдал и Катя отдала вот эти картинки. Почему? Никак не пойму. Они некрасивые? | Дети составляют картинку и произносят, что у них получилось. Образцы целого были даны. Мяч. Там нет звука Р. Лодка, там тоже нет РРР. |
Чтение чистоговорки. Читаем, не торопимся, проговариваем слова. Ра ра ра вот высокая гора. Ру ру ру быстро прыгнет кенгуру. Спрашиваю детей, кто такой кенгуру. Или логопед детям расскажет о кенгуру. | Дети отвечают то, что знают. |
Дети, приглашаем наших гостей в игру. Пусть они поучатся вместе с нами, как нужно правильно, вежливо общаться. Речевая игра «Магазин». Покупатели- дети. Продавец- самый активный, шустрый ребёнок. 9научен, как правильно нужно разговаривать, что и как спрашивать). Логопед –первый покупатель. Он образец для детей. - Какую игрушку вам показать?- спрашивает ученик-продавец покупателя- ребёнка. - Возьмите эту кастрюлю, она большая, красивая. ит.д. Дети раскупают все игрушки. Осталась кукла и диван кукольный. - Почему эти игрушки никто не купил? - Какие вы внимательные! Молодцы! Предлагаю взять все игрушки и вместе с нашими гостями им порычать. | Подайте, пожалуйста крокодила. Спасибо. «Покупатель» спрашивает о кастрюле. Она какого цвета? Мне не видно. Дети объясняют. Рррррр. |
Игра на внимание и развитие памяти. Игрушки, с которыми играли дети расставляют перед ними. Запомните все игрушки. Я уберу игрушку, а какую вы скажете. - Правильно. Убежали наши гости ,ведь они научились произносить ррр. Вы этому их научили и ещё их вылечили. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся 2 игрушки. С этими игрушками дети составляют предложения. | Нет собачки и льва. |