Логопедическая работа по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Логопедическая работа по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Cравнительное изучение особенностей нарушений лексики у детей с общим недоразвитием речи различного генеза и разработка дифференцированных методов их коррекции является актуальной проблемой в теории и практике логопедии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Логопедическая работа по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Логопедическая работа по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием его познавательной деятельности. Овладение словом отражает, прежде всего, процесс соотношения мышления и речи в сознании ребенка и во многом определяется уровнем его интеллектуального развития, тесно связано с формированием восприятия, памяти и других психических процессов. В свою очередь лексическая система речи оказывает существенное влияние не только на речевое развитие в целом, но и на формирование познавательной деятельности ребенка, так как именно значение слова, по мнению Л.С. Выготского (1934), является единицей речевого мышления.
Формирование лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений об окружающей действительности. Расширение представлений ребенка об окружающем мире происходит при взаимодействии с реальными объектами и явлениями в процессе неречевой и речевой деятельности, а также посредством общения со взрослыми. Речевая деятельность взрослых, их общение с ребенком является важнейшим условием его психического развития. Одним из значимых факторов успешности речевого общения является сформированность лексики.
Нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение, сотрудничество ребенка со взрослым, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служит препятствием при овладении школьной программой.
Особенности нарушений лексики отмечаются у детей с различными формами речевой патологии: у детей с алалией (М. Брыла, 1989; В.К. Воробьева, 1973, 1983; Б.М. Гриншпун, 1979; Г.В. Гуровец, 1973; В.А. Ковшиков, 1994; Л.Ф. Спирова, 1980; С.Н. Шаховская, 1975), со стертой дизартрии (Л.В. Лопатина, 1994, 2001; Н.В. Серебрякова 1989, 1993), с дизартрией при ДЦП (Н.Н. Малофеев, 1995; Н.В. Симонова, 1985; Л.Б. Халилова, 1984, 1986); с задержкой психического развития (Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина, 2003). Однако сравнительных исследований нарушений лексики и особенностей формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи различного генеза в настоящее время недостаточно. В то же время сравнительное изучение особенностей словаря дошкольников с ОНР имеет большое значение для дифференциальной диагностики нарушений речи, а также для совершенствования дифференцированного подхода в процессе коррекционно-логопедической работы с этими детьми.
Таким образом, сравнительное изучение особенностей нарушений лексики у детей с общим недоразвитием речи различного генеза и разработка дифференцированных методов их коррекции является актуальной проблемой в теории и практике логопедии.