Проектирование развивающей предметно-пространственной среды
логопедического кабинета как условие
предупреждения и коррекции нарушений речи.
Учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад №7 «Вишенка»
С.В Вдовина
На современном этапе все большую актуальность приобретают вопросы коррекции различных отклонений у детей дошкольного возраста. Исследования показывают, что самую многочисленную группу от всех детей дошкольного возраста, до 60%, составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Анализируя состояние речи детей детского сада, отметили, что наблюдается снижение уровня речевого развития дошкольников. При обследовании таких детей выделяются следующие виды речевой недостаточности: мимическая, эмоциональная, моторная, сенсорная и т.д. Что касается самой речи, то, как правило, «страдают» не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи, а также речевой аппарат. Для обеспечения поддержки ребенка с речевыми нарушениями необходимо обеспечить комфортные, во всех отношениях, условия развития, воспитания и обучения и создать среду психолого-педагогической поддержки дошкольника. Максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей детей имеет развивающая предметно - пространственная среда.
Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно - пространственной среде определённые требования. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно-развивающей среды в дошкольных учреждениях. В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда должна обеспечивать: игровую и познавательную деятельность, двигательную активность (развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики), эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей.
Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом кабинете МАДОУ «Детский сад №7 «Вишенка» создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам и потребностям детей-логопатов.
Условно логопедический кабинет разделён на следующие сферы:
- Учебная. Ориентирована на подгрупповую деятельность. Здесь находится: столы и стулья на подгруппу детей в количестве 8 человек, а также доска, лазерные указки, индивидуальные зеркала, магнитные буквы и настенная азбука, логопедические тетради и другие пособия.
- Сфера коррекции звукопроизношения: оборудована настенным зеркалом, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков, а также пособиями для развития артикуляционной и мелкой моторики, коррекции речевого дыхания
- Рабочая сфера учителя-логопеда оборудована столом, стулом, ноутбук и другая оргтехника для логопедической работы. В работе используются компьютерные игры «Учись говорить правильно», «Игры для тигры»
- В сфере хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, литература и периодические издания по постановке, автоматизации и дифференциации звуков; развитию фонематического слуха, связной речи, расширению и обогащению словаря детей.
- Сфера развития мелкой моторики: нестандартный материал для развития моторики детей с речевыми нарушениями (прищепки, массажоры. коллекция мячиков. эспандеры, щетки. массажные дрожки.).
- Сфера релаксации. Имеются мягкие подушки и игрушки, «Сухой бассейн» с разными наполнителями (фасоль, киндер-колпачки, пробки, бобы, макароны, мячики), коллекция «Мячики-комочки». Применение бассейна многофункционально. Он способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей.
- Консультативная сфера включает в себя: информационные стенды с материалами для родителей воспитанников, периодические издания по речевому развитию, наглядная информация по лексической теме недели.
Мы считаем, что развивающая среда должна иметь проектировочный характер. Ведь в работе должен присутствовать материал и для изучения. И для повторении. Содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка. Для нас приемлемо определение В.Л. Беспалько этапов построения развивающей среды: узнавание, воспроизведение, применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творчество и перенос в другие виды деятельности.
Таким образом, мы считаем, что необходимо обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности за счет проектирования развивающей среды. Тем самым, мы обеспечиваем самостоятельную работу дошкольников по «добыче» знаний в среде, которую проектирует для него взрослый.
Проектирование развивающей среды логопедического кабинета это способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии воспитанника с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность дошкольника по достижению поставленной цели.
Исходя из вышеизложенного, установили, что логопедический кабинет не должен быть похож на официальный кабинет. Это комната, в которой нет места строгому стилю. В ней всё: шторы, игрушки, мебель – должно быть проникнуто теплом и уютом домашнего, «дружелюбного» мира, в котором ребёнок не чувствует себя скованным, зажатым.
Планирование работы по оснащению развивающей предметно-пространственной среды осуществляем в соответствии с лексической темой недели. Например, тема – осень, в сфере индивидуальной работы появляются Зонтик с листьями (развитие речевого дыхания), игра «С какого дерева лист» (развитие внимания, мелкой моторики), сюжетные картинки для образования притяжательных прилагательных. В сфере подгрупповой работы – картинный материал по теме, схемы-признаки осени, работа со схемой звукового анализа, составление слогов. В сфере рабочего места логопеда – планирование коррекционной работы по теме, подбор иллюстративного материала, дидактических игр, игрушек по теме, оформление рекомендаций для родителей в индивидуальной тетради ребенка, задания для воспитателей по развитию лексики и грамматики по теме «Осень». В консультативной сфере – планшет «Развиваемся играя», альбом «Речевые занимашки». Стенд «Логопедический вестник». Совместно с детьми выпускается лэпбук по теме.
Используемая литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт
- «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»