kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета как условие предупреждения и коррекции нарушений речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды

логопедического кабинета как условие

предупреждения и коррекции нарушений речи.

Учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад №7 «Вишенка»

 С.В Вдовина

На современном этапе все большую актуальность приобретают вопросы коррекции различных отклонений у детей дошкольного возраста. Исследования показывают, что самую многочисленную группу от всех детей дошкольного возраста, до 60%, составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Анализируя состояние речи детей детского сада, отметили, что наблюдается снижение уровня речевого развития дошкольников. При обследовании таких детей выделяются следующие виды речевой недостаточности: мимическая, эмоциональная, моторная, сенсорная и т.д. Что касается самой речи, то, как правило, «страдают» не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи, а также речевой аппарат. Для обеспечения поддержки ребенка с речевыми нарушениями необходимо обеспечить комфортные, во всех отношениях, условия развития, воспитания и обучения и создать среду психолого-педагогической поддержки дошкольника. Максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей детей имеет развивающая предметно - пространственная  среда.

Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно - пространственной среде определённые требования. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно-развивающей среды в дошкольных учреждениях. В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда должна обеспечивать: игровую и познавательную деятельность, двигательную активность (развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики), эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей.

Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом кабинете МАДОУ «Детский сад №7 «Вишенка»  создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам и потребностям детей-логопатов.

Условно логопедический кабинет разделён на следующие сферы:

  1. Учебная. Ориентирована на  подгрупповую деятельность. Здесь находится: столы и стулья на подгруппу детей в количестве 8 человек, а также  доска, лазерные указки, индивидуальные зеркала, магнитные буквы и настенная азбука, логопедические тетради и другие пособия.
  2. Сфера коррекции звукопроизношения: оборудована настенным зеркалом, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков, а  также пособиями для развития артикуляционной и мелкой моторики, коррекции речевого дыхания
  3. Рабочая сфера учителя-логопеда оборудована столом, стулом, ноутбук и другая оргтехника для логопедической работы. В работе используются компьютерные игры «Учись говорить правильно», «Игры для тигры»
  4.  В сфере хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, литература  и периодические издания по постановке, автоматизации и дифференциации звуков; развитию фонематического слуха, связной речи,  расширению и обогащению словаря детей.
  5. Сфера развития мелкой моторики: нестандартный материал для развития моторики  детей с речевыми нарушениями (прищепки, массажоры. коллекция мячиков. эспандеры, щетки. массажные дрожки.).
  6. Сфера релаксации. Имеются  мягкие подушки и игрушки, «Сухой бассейн» с разными наполнителями (фасоль, киндер-колпачки, пробки, бобы, макароны, мячики), коллекция «Мячики-комочки». Применение бассейна многофункционально. Он способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей.
  7. Консультативная сфера  включает в себя:  информационные стенды с материалами для родителей воспитанников,  периодические  издания по речевому развитию, наглядная информация по лексической  теме недели.

Мы считаем, что развивающая среда должна иметь проектировочный  характер. Ведь в работе должен присутствовать материал и для изучения. И для повторении. Содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка. Для нас приемлемо определение В.Л. Беспалько этапов построения развивающей среды: узнавание, воспроизведение, применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творчество и перенос в другие виды деятельности.

Таким образом, мы считаем, что необходимо обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности за счет проектирования развивающей среды. Тем самым, мы обеспечиваем самостоятельную работу дошкольников по «добыче» знаний в среде, которую проектирует для него взрослый.

Проектирование развивающей среды логопедического кабинета это способ организации  образовательного процесса, основанный на взаимодействии воспитанника с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность дошкольника по достижению поставленной цели.     

Исходя из вышеизложенного, установили, что логопедический кабинет не должен быть похож на официальный кабинет. Это комната, в которой нет места строгому стилю. В ней всё: шторы, игрушки, мебель – должно быть проникнуто теплом и уютом домашнего, «дружелюбного» мира, в котором ребёнок не чувствует себя скованным, зажатым.

Планирование работы по оснащению развивающей предметно-пространственной среды осуществляем в соответствии с  лексической темой недели. Например, тема – осень, в сфере индивидуальной работы появляются Зонтик с листьями (развитие речевого дыхания), игра «С какого дерева лист» (развитие внимания, мелкой моторики), сюжетные картинки для образования притяжательных прилагательных. В сфере подгрупповой работы – картинный материал по теме, схемы-признаки осени, работа со схемой звукового анализа, составление слогов. В сфере рабочего места логопеда – планирование коррекционной работы по теме, подбор иллюстративного материала, дидактических игр, игрушек по теме, оформление рекомендаций для родителей  в индивидуальной тетради ребенка, задания для воспитателей по развитию лексики и грамматики по теме «Осень». В консультативной сфере – планшет «Развиваемся играя», альбом «Речевые занимашки». Стенд «Логопедический вестник». Совместно с детьми выпускается лэпбук по теме.

Используемая литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт
  2. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектирование развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета как условие предупреждения и коррекции нарушений речи. »

Развиваемся играя…    Проектирование развивающей  предметно-пространственной среды  логопедического кабинета как условие  предупреждения и коррекции нарушений речи.  Учитель-логопед  МАДОУ «Детский сад №7 «Вишенка»  С.В Вдовина

Развиваемся играя…

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета как условие предупреждения и коррекции нарушений речи. Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №7 «Вишенка» С.В Вдовина

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ 60%

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

60%

Виды речевой недостаточности МИМИЧЕСКАЯ МОТОРНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СЕНСОРНАЯ

Виды речевой недостаточности

МИМИЧЕСКАЯ

МОТОРНАЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

СЕНСОРНАЯ

В соответствии с ФГОС ДО  развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

В соответствии с ФГОС ДО

развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

ИГРОВАЯ деятельность Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ деятельность ДВИГАТЕЛЬНАЯ активность ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ благополучие

ИГРОВАЯ деятельность

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ деятельность

ДВИГАТЕЛЬНАЯ активность

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ благополучие

УЧЕБНАЯ

УЧЕБНАЯ

Сфера коррекции звукопроизношения

Сфера коррекции звукопроизношения

Рабочая сфера

Рабочая сфера

Сфера хранения наглядно-дидактических пособий

Сфера хранения наглядно-дидактических пособий

Сфера развития мелкой моторики

Сфера развития мелкой моторики

Сфера релаксации

Сфера релаксации

Консультативная сфера

Консультативная сфера

Этапы построения развивающей среды: В.Л Беспалько УЗНАВАНИЕ Творчество и перенёс в другие виды деятельности ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ Применение знаний в знакомой ситуации Применение знаний в незнакомой ситуации

Этапы построения развивающей среды:

В.Л Беспалько

УЗНАВАНИЕ

Творчество и перенёс в другие виды деятельности

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Применение знаний в знакомой ситуации

Применение знаний в незнакомой ситуации

Проектирование развивающей среды логопедического кабинета это способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии воспитанника с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность дошкольника по достижению поставленной цели.     
  • Проектирование развивающей среды логопедического кабинета это способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии воспитанника с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность дошкольника по достижению поставленной цели.     
Лексическая тема «Осень»

Лексическая тема «Осень»

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!!!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Вдовина Светлана васильевна

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 244062


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства