kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование метода мнемотехники в коррекции коммуникативной компетентности у детей с общим недоразвитием речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование метода мнемотехники в коррекции коммуникативной компетентности у детей с общим недоразвитием речи.

Г.Астана, ясли/сад № 22 «АЛЕМ»

Учитель-логопед ГЕЛЕВЕРЯ О. А.

Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведение и социализацию ребенка в обществе. Патология снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.

Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

Все большее внимание уделяется психологически ориентированному обучению, когда весь коррекционный процесс планируется «от ребенка», а не «от дефекта» и в программе работы с ребёнком учитывается не только структура дефекта, но и его психологические особенности, предпочитаемые им стили общения, каналы получения информации и способы действий.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка с ограниченными возможностями.
Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая: дети пропускают смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений. Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Дидактический материал в виде мнемотаблиц, схем - моделей можно использовать при пересказе, заучивании стихов, при составлении описательных и творческих рассказов.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается    схематическая мнемотаблица.

Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Заучивание стихов детям с ограниченными возможностями можно значительно упростить заучивание стихов, если использовать мнемотаблицы. Это помогает детям запомнить логическую последовательность элементов рассказывания.

Занятие состоит из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа опорой на образы, то есть происходит отработка метода запоминания.

Через мнемотаблицы можно познакомить детей с сезонными явлениями природы. Здесь вводятся цветовые буквенные обозначения времен года: осень - желтая или оранжевая буква «О», зима - синяя или голубая буква «3», весна - зеленая буква»В», лето - красная буква «Л».
Работа с мнемотаблицами требует определенной предварительной работы как от педагога, так и от детей:

  • наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы);
  • раздаточный материал;
  • обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы;
  • выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Литература:

  1. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
  2. Большева, Т. В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники», 2001.
  3. Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.
  4. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.
  5. Белоусова, С. «Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников», 2005.
  6. Белоусова, Л. Е. «Весёлые встречи», 2003.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование метода мнемотехники в коррекции коммуникативной компетентности у детей с общим недоразвитием речи.»

Использование метода мнемотехники в коррекции коммуникативной компетентности у детей с общим недоразвитием речи.


Г.Астана, ясли/сад № 22 «АЛЕМ»

Учитель-логопед ГЕЛЕВЕРЯ О. А.

Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведение и социализацию ребенка в обществе. Патология снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.

Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

Все большее внимание уделяется психологически ориентированному обучению, когда весь коррекционный процесс планируется «от ребенка», а не «от дефекта» и в программе работы с ребёнком учитывается не только структура дефекта, но и его психологические особенности, предпочитаемые им стили общения, каналы получения информации и способы действий.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка с ограниченными возможностями.
Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая: дети пропускают смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений. Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Дидактический материал в виде мнемотаблиц, схем - моделей можно использовать при пересказе, заучивании стихов, при составлении описательных и творческих рассказов.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается    схематическая мнемотаблица.

Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Заучивание стихов детям с ограниченными возможностями можно значительно упростить заучивание стихов, если использовать мнемотаблицы. Это помогает детям запомнить логическую последовательность элементов рассказывания.

Занятие состоит из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа опорой на образы, то есть происходит отработка метода запоминания.

Через мнемотаблицы можно познакомить детей с сезонными явлениями природы. Здесь вводятся цветовые буквенные обозначения времен года: осень - желтая или оранжевая буква «О», зима - синяя или голубая буква «3», весна - зеленая буква»В», лето - красная буква «Л».
Работа с мнемотаблицами требует определенной предварительной работы как от педагога, так и от детей:

  • наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы);

  • раздаточный материал;

  • обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы;

  • выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

  • словарный запас выходит на более высокий уровень;

  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Литература:

  1. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

  2. Большева, Т. В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники», 2001.

  3. Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.

  4. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.

  5. Белоусова, С. «Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников», 2005.

  6. Белоусова, Л. Е. «Весёлые встречи», 2003.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Гелеверя Ольга Анатольевна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 253997


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства