kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация "Использование дидактического синквейна в логопедической работе с дошкольниками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация «  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ   ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА         В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ          РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

                                                                                                   Уразбаева Г.З.,

                        Учитель-логопед МДОБУ ЦРР – детский сад «Аленушка»

Правильная речь занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка. Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь.

Родной язык – это средство общения, выражения и формирования мыслей  «активное могучее средство всестороннего развития личности ребенка» (А.И. Сорокина). Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем содержательнее его общение со сверстниками, взрослыми.

В настоящее время наблюдается огромный рост детской речевой патологии, поэтому  устранение  нарушений  речи необходимо начинать как можно раньше. Эффективность устранения речевых нарушений определяется во многом уровнем развития логопедии как науки.

В современном образовательном процессе используются разнообразные виды педагогических технологий. Учителя – логопеды в коррекционной работе применяют как общепринятые технологии, так и нетрадиционные.

К одной из таких новых технологий относится дидактический синквейн. Эта технология органично вписывается в работу по совершенствованию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников. Ведь, как известно, речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи ограничена, она характеризуется бедностью словаря, нарушением лексико – грамматических категорий, низким  уровнем  сформированности  связной речи. Исходя из  опыта работы с такими детьми, можно сказать, что им требуется больше усердий на то, чтобы изложить правильно свои мысли.

Актуальность и целесообразность использования синквейн-технологии в коррекционной работе объясняется тем, что:

- новая технология открывает новые возможности;

- не нарушается общепринятая система воздействия на речевую патологию и обеспечивает ее логическую завершенность;

- данная технология благоприятно влияет на развитие высших психических функций;

- синквейн можно использовать при диагностическом исследовании дошкольников.

Что такое синквейн?

Синквейн с французского языка переводится ㅤкак «пять ㅤстрок», т.е. ㅤпятистрочная строфа ㅤстихотворения. Форма синквейна была разработана амереканской  поэтессой  Аделаидой  Крепси. Синквейн – это необычный текст, он написан в соответствии с определенными правилами.

 ㅤДидактический синквейн основывается на ㅤсодержательной ㅤстороне и ㅤсинтаксической ㅤзаданности ㅤкаждой ㅤстроки. ㅤСоставление ㅤдидактического ㅤсинквейна ㅤявляется ㅤформой ㅤсвободного ㅤтворчества, ㅤтребующей от ㅤавтора ㅤумения ㅤнаходить в ㅤинформационном ㅤматериале ㅤнаиболее ㅤсущественные ㅤэлементы, ㅤделать ㅤвыводы и ㅤкратко их ㅤформулировать. В ㅤнастоящее ㅤвремя ㅤтехнология ㅤсоставления ㅤсинквейна ㅤактивно ㅤиспользуется в ㅤпсихологии и в ㅤработе ㅤучителей – логопедов. Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.Синквейны часто используются  современными педагогами для занятий в детском саду.Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале  главные  элементы,  делать  выводы  и  заключения,  высказывать свое мнение, анализировать, обобщать, объединять и кратко излагать.Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале существенные элементы, делать выводы  и  кратко их  формулировать.ㅤ

ㅤПравила ㅤнаписания ㅤ ㅤсинквейна. Синквейн состоит из 5 строк. Его форма напоминает елочку. Что пишется в каждой строке ?

В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет,о котором идет речь.Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово и отвечает на вопросы: Кто? Что?

Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания,которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления,отвечающие на вопросы: Какой? Какая?

В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта, отвечающие на вопрос: Что делает?

В четвертой строке – ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме.Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четерех слов.

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание, отражающее  суть предмета или явления, о котором говориться в дидактическом синквейне и отвечает на вопрос: Кто? Что?

Дети очень ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы.А темы могут быть самыми  разнообразными. Это зависит от того,на каком занятии предложено задание, какая тема изучается.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чем же эффективтивность и значимость? Во-первых,его простата.Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные вожможности. В –третьих,синквейн является игровым приемом. В- четвертых, составление синквейна используются как заключительное задание по пройденному материалу. В- пятых составление синквейна используются для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной  информации.

Примеры синквейнов:

Детский сад.

Родной,шумный

Учит,воспитывает,удивляет.

Я люблю свой детский сад.

Друзья.

Сказка.

Мудрая,полезная.

Читаем,узнаем,размышляем.

Сказка – мой лучший друг.

Учитель.

Из приведенного примера видно следующее: для того чтобы правильно составить синквейн, ребенку  необходимо  иметь  достаточный словарный запас, знать  обобщающие  слова, как  слово-предмет ( живой не живой ), слово-действие, слово-признак.  Дошкольники  должны уметь слышать вопросы и давать правильные на них ответы. Отсюда следует, что перед составлением синквейна учителем-логопедом должна быть проведена предварительная работа по созданию речевой базы.

Работа  начинается  с  уточнения, расширения  и совершенствования словаря. При знакомстве детей с понятиями «слово,обозначающее предмет», «слово,обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета», готовится  основа  накапливается материал для последующей работы над предложением.Дети овладевают понятиями «живой» и «неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. В этой работе используются различные  картинки, предметы. Детям предлагается назвать слова, которые обозначают  живые  предметы, затем – неживые, называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос. Затем предлагается назвать несколько действий, которые могут производить изображенные предметы. Дети называют  несколько признаков  к одному предмету.После того как у детей сформировалось представление о словах,обозначающих предмет и его действия,их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. В первую очередь дети учатся составлять простое  нераспространенное предложение разной структуры. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, дополнения. Дается понятие о коротких словах (предлогах ), их употреблении в речи.

Завершается работа формированием умения строить распространенные предложения  разных  структур. Предварительная  работа  по созданию речевой базы для создания синквейна не противоречит программе Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В. и той ее части, которая касается развития лексико- грамматических категорий у  детей с ОНР 3 уровня и служит средством оптимизации процесса.

Синквейн может использоваться индивидуально и в подгруппах. Целесообразно использовать  синквейн  для закрепления изученной лексической темы; для развития связной речи; используя  слова из синквейна, придумать рассказ; для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке  к  обучению  грамоте. При  творческом использовании в совместной  деятельности  синквейн  воспринимается  детьми как увлекательная игра,как возможность выразить свое мнение.Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его. Составление  синквейнов  облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации  словарного запаса. Использование дидактического синквейна в логопедической практике позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной,  деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно  актуально в  условиях  работы  с детьми с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, технология «Дидактический синквейн» может успешно применяться в логопедической практике.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
  2. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).
  3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Использование дидактического синквейна в логопедической работе с дошкольниками"»

Консультация «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

Уразбаева Г.З.,

Учитель-логопед МДОБУ ЦРР – детский сад «Аленушка»

Правильная речь занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка. Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь.

Родной язык – это средство общения, выражения и формирования мыслей «активное могучее средство всестороннего развития личности ребенка» (А.И. Сорокина). Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем содержательнее его общение со сверстниками, взрослыми.

В настоящее время наблюдается огромный рост детской речевой патологии, поэтому устранение нарушений речи необходимо начинать как можно раньше. Эффективность устранения речевых нарушений определяется во многом уровнем развития логопедии как науки.

В современном образовательном процессе используются разнообразные виды педагогических технологий. Учителя – логопеды в коррекционной работе применяют как общепринятые технологии, так и нетрадиционные.

К одной из таких новых технологий относится дидактический синквейн. Эта технология органично вписывается в работу по совершенствованию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников. Ведь, как известно, речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи ограничена, она характеризуется бедностью словаря, нарушением лексико – грамматических категорий, низким уровнем сформированности связной речи. Исходя из опыта работы с такими детьми, можно сказать, что им требуется больше усердий на то, чтобы изложить правильно свои мысли.

Актуальность и целесообразность использования синквейн-технологии в коррекционной работе объясняется тем, что:

- новая технология открывает новые возможности;

- не нарушается общепринятая система воздействия на речевую патологию и обеспечивает ее логическую завершенность;

- данная технология благоприятно влияет на развитие высших психических функций;

- синквейн можно использовать при диагностическом исследовании дошкольников.

Что такое синквейн?

Синквейн с французского языка переводится ㅤкак «пять ㅤстрок», т.е. ㅤпятистрочная строфа ㅤстихотворения. Форма синквейна была разработана амереканской поэтессой Аделаидой Крепси. Синквейн – это необычный текст, он написан в соответствии с определенными правилами.

ㅤДидактический синквейн основывается на ㅤсодержательной ㅤстороне и ㅤсинтаксической ㅤзаданности ㅤкаждой ㅤстроки. ㅤСоставление ㅤдидактического ㅤсинквейна ㅤявляется ㅤформой ㅤсвободного ㅤтворчества, ㅤтребующей от ㅤавтора ㅤумения ㅤнаходить в ㅤинформационном ㅤматериале ㅤнаиболее ㅤсущественные ㅤэлементы, ㅤделать ㅤвыводы и ㅤкратко их ㅤформулировать. В ㅤнастоящее ㅤвремя ㅤтехнология ㅤсоставления ㅤсинквейна ㅤактивно ㅤиспользуется в ㅤпсихологии и в ㅤработе ㅤучителей – логопедов. Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.Синквейны часто используются современными педагогами для занятий в детском саду.Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать свое мнение, анализировать, обобщать, объединять и кратко излагать.Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.ㅤ

ㅤПравила ㅤнаписания ㅤ ㅤсинквейна. Синквейн состоит из 5 строк. Его форма напоминает елочку. Что пишется в каждой строке ?

В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет,о котором идет речь.Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово и отвечает на вопросы: Кто? Что?

Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания,которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления,отвечающие на вопросы: Какой? Какая?

В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта, отвечающие на вопрос: Что делает?

В четвертой строке – ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме.Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четерех слов.

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание, отражающее суть предмета или явления, о котором говориться в дидактическом синквейне и отвечает на вопрос: Кто? Что?

Дети очень ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы.А темы могут быть самыми разнообразными. Это зависит от того,на каком занятии предложено задание, какая тема изучается.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чем же эффективтивность и значимость? Во-первых,его простата.Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные вожможности. В –третьих ,синквейн является игровым приемом. В- четвертых, составление синквейна используются как заключительное задание по пройденному материалу. В- пятых составление синквейна используются для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Примеры синквейнов:

Детский сад.

Родной,шумный

Учит,воспитывает,удивляет.

Я люблю свой детский сад.

Друзья.

Сказка.

Мудрая,полезная.

Читаем,узнаем,размышляем.

Сказка – мой лучший друг.

Учитель.

Из приведенного примера видно следующее: для того чтобы правильно составить синквейн, ребенку необходимо иметь достаточный словарный запас, знать обобщающие слова , как слово-предмет ( живой не живой ) , слово-действие, слово-признак. Дошкольники должны уметь слышать вопросы и давать правильные на них ответы. Отсюда следует, что перед составлением синквейна учителем-логопедом должна быть проведена предварительная работа по созданию речевой базы.

Работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. При знакомстве детей с понятиями «слово,обозначающее предмет», «слово,обозначающее действие предмета», «слово , обозначающее признак предмета», готовится основа накапливается материал для последующей работы над предложением.Дети овладевают понятиями «живой» и «неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. В этой работе используются различные картинки, предметы. Детям предлагается назвать слова, которые обозначают живые предметы, затем – неживые, называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос. Затем предлагается назвать несколько действий, которые могут производить изображенные предметы . Дети называют несколько признаков к одному предмету.После того как у детей сформировалось представление о словах,обозначающих предмет и его действия,их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. В первую очередь дети учатся составлять простое нераспространенное предложение разной структуры. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, дополнения. Дается понятие о коротких словах (предлогах ), их употреблении в речи.

Завершается работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур. Предварительная работа по созданию речевой базы для создания синквейна не противоречит программе Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В. и той ее части, которая касается развития лексико- грамматических категорий у детей с ОНР 3 уровня и служит средством оптимизации процесса.

Синквейн может использоваться индивидуально и в подгруппах. Целесообразно использовать синквейн для закрепления изученной лексической темы; для развития связной речи; используя слова из синквейна, придумать рассказ; для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте. При творческом использовании в совместной деятельности синквейн воспринимается детьми как увлекательная игра ,как возможность выразить свое мнение.Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его. Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса. Использование дидактического синквейна в логопедической практике позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, технология «Дидактический синквейн» может успешно применяться в логопедической практике.









Список литературы

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.

  2. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).

  3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.


































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Уразбаева Гузель Закировна

Дата: 12.02.2019

Номер свидетельства: 499487


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства