ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.
Грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.
Словарь - это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления действия и признаки окружающей действительности.
Грамматический строй - система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический - умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
При нормальном речевом развитии дети к концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка. Тогда как у детей с речевыми нарушениями отмечается разной степени выраженности недоразвитие лексико-грамматической стороны речи.
Трудность в овладении грамматической стороной речи в том, что ребенок не осознает этих значений, употребляет их интуитивно. Анализ детских высказываний, как при нормальном речевом развитии, так и при нарушениях речи, показывает, что в воспринимаемом и воспроизводимом речевом материале ребенок до определенного момента вычленяет только план общего содержания, сосредоточивая внимание лишь на общем смысле слова, лексическом его значении. Грамматические же средства языка остаются вне сферы его восприятия.
У детей с той или иной речевой патологией, как правило, понижена способность воспринимать различия лексико-грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе речевого высказывания. Основа слова очень медленно обогащается необходимыми грамматическими элементами. Даже если ребенок воспринимает их, длительное время использует неправильно.
Из-за своеобразного понимания служебных слов и недостаточного развития пространственных отношений дети с патологией речевого развития часто искажают предложно-падежные конструкции.
Использую в работе "Домашние задания для детей 5-7 лет" Н.Э.Теремковой, которые представлены в комплекте из четырех альбомов. Красочные иллюстрации помогают поддерживать интерес ребенка к занятиям. Система упражнений, предложенная в данных альбомах, основана на принципе постепенного усложнения заданий. В процессе работы дети усваивают лексико-грамматический материал по всем лексическим темам.
На одном индивидуальном логопедическом занятии можно сочетать работу как над разными сторонами речи ребенка, так и отдельно над лексикой, грамматикой, связной речью. Например, в игровом упражнении "Домик" - можно учить правильно, употреблять в речи некоторые грамматические категории:
- предлоги: от, к, над, между, в, из-за, у, перед;
- приставочные глаголы :пришел, отошел, вошел, вышел, зашел;
- наречия: далеко, близко, быстро, медленно.
На своих занятиях использую картотеку дидактических игр по формированию грамматического строя речи под редакцией Р.И. Лалаевой, Н.В.Серебряковой «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников» (формирование лексики и грамматического строя речи).
Данный дидактический материал содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, а также развитие связной речи. В нем содержатся задания, направленные на пополнение словарного запаса различными частями речи - существительными, прилагательными, глаголами, наречиями, формирование различных способов словообразования и словоизменения;материалы Т. А. Ткаченко по проблеме формирования лексико-грамматических представлений.
Игра - основной вид деятельности дошкольника. Являясь соединительным звеном между конкретным опытом и наглядным мышлением , игровая деятельность связана с условностями, выступая средством познания реальности.
Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения.
Предлагаемые наглядно-игровые средства способствуют развитию лексико-грамматической стороны речи и пополнению словарного запаса.