kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОРМИРОВАНИЕ   ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ  СТОРОНЫ  РЕЧИ.

Грамматический  строй  речи  усваивается  ребенком  постепенно, самостоятельно,  путем  подражания речи   взрослых,  в  процессе общения  и  разнообразной  речевой  практики.  Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Словарь - это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления действия и признаки окружающей действительности.

Грамматический строй - система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический - умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

При нормальном речевом развитии дети к концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка. Тогда как у детей с речевыми нарушениями отмечается разной степени выраженности недоразвитие лексико-грамматической стороны речи.

Трудность  в  овладении  грамматической  стороной  речи  в  том,  что  ребенок  не  осознает  этих  значений, употребляет  их  интуитивно.  Анализ  детских  высказываний, как  при  нормальном  речевом  развитии,  так и при  нарушениях  речи,  показывает,  что  в воспринимаемом  и  воспроизводимом  речевом  материале  ребенок  до  определенного  момента  вычленяет  только   план  общего  содержания,  сосредоточивая внимание  лишь  на  общем  смысле  слова,  лексическом  его значении.  Грамматические же  средства  языка  остаются  вне  сферы  его  восприятия.

У  детей  с  той  или  иной  речевой  патологией, как правило, понижена  способность  воспринимать  различия  лексико-грамматических  элементов  речи,  что  ограничивает  их  возможности  и  способности, необходимые  для продуктивного  и  творческого  применения  конструктивных  элементов   языка  в  процессе  речевого  высказывания. Основа  слова  очень  медленно  обогащается необходимыми  грамматическими элементами. Даже  если  ребенок  воспринимает  их,  длительное  время   использует  неправильно.

Из-за своеобразного  понимания  служебных  слов  и недостаточного  развития  пространственных  отношений  дети  с  патологией  речевого  развития  часто искажают  предложно-падежные  конструкции.

Использую  в работе "Домашние задания для детей 5-7 лет" Н.Э.Теремковой, которые представлены в комплекте из четырех альбомов. Красочные иллюстрации помогают поддерживать интерес ребенка к занятиям. Система упражнений, предложенная в данных альбомах, основана на принципе постепенного усложнения заданий. В процессе работы дети усваивают лексико-грамматический материал по всем лексическим темам.

На одном индивидуальном логопедическом занятии можно сочетать работу как над разными сторонами речи ребенка, так и отдельно над лексикой, грамматикой, связной речью. Например, в игровом упражнении "Домик" - можно учить правильно, употреблять в речи некоторые грамматические категории:

- предлоги: от, к, над, между, в, из-за, у, перед;

- приставочные глаголы :пришел, отошел,  вошел,  вышел, зашел;

- наречия: далеко, близко, быстро, медленно.

      На  своих  занятиях   использую картотеку дидактических  игр по формированию грамматического строя речи  под  редакцией Р.И.  Лалаевой, Н.В.Серебряковой «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников» (формирование лексики и грамматического строя речи).

Данный дидактический материал содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, а также развитие связной речи. В  нем содержатся задания, направленные на пополнение словарного запаса различными частями речи - существительными, прилагательными, глаголами, наречиями, формирование различных способов словообразования и словоизменения;материалы  Т. А. Ткаченко  по проблеме формирования лексико-грамматических представлений.

Игра -  основной  вид  деятельности  дошкольника. Являясь соединительным  звеном  между конкретным  опытом  и  наглядным  мышлением ,  игровая деятельность   связана  с  условностями, выступая  средством  познания  реальности.

Наглядно-игровые  средства представляют,  с  одной  стороны,  наглядное  пособие,  с  другой – дидактическую  игру  со  своим  содержанием,  организацией  и  методикой  проведения.

Предлагаемые  наглядно-игровые  средства способствуют  развитию лексико-грамматической стороны речи   и  пополнению  словарного  запаса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ. »

Использование авторизированных дидактических игр для обогащения словаря и формирования лексико-грамматического строя речи в работе с дошкольниками. Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 203» г. Пермь Шишмакова М. А.

Использование авторизированных дидактических игр для обогащения словаря и формирования лексико-грамматического строя речи в работе с дошкольниками.

Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 203» г. Пермь

Шишмакова М. А.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.    Грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.  Словарь  - это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления ,действия и признаки окружающей действительности.  Грамматический строй - система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический - умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

Грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Словарь  - это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления ,действия и признаки окружающей действительности.

Грамматический строй - система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический - умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Дидактическая игра Дидакти́ческие и́гры  — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Авторская игра  - игра, созданная автором либо группой авторов. Для авторской игры характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской игры предшествует ее экспертиза и апробация. Авторизированная игра  – большая часть игры создана автором (концепция, подходы, м.б. др.), а остальное дорабатывает педагог.

Дидактическая игра

Дидакти́ческие и́гры  — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Авторская игра - игра, созданная автором либо группой авторов. Для авторской игры характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской игры предшествует ее экспертиза и апробация.

Авторизированная игра – большая часть игры создана автором (концепция, подходы, м.б. др.), а остальное дорабатывает педагог.

Дидактические игры  « Новогодняя елка»  «Назови картинку»  «Веселая рыбалка»  «Волшебный сундучок»  « Домик»  «Кукольный театр на прищепках»

Дидактические игры

« Новогодняя елка»

«Назови картинку»

«Веселая рыбалка»

«Волшебный сундучок»

« Домик»

«Кукольный театр на прищепках»

Игра «Новогодняя елка» Цели: Формировать навык употребления имен существительных в винительном и творительном падежах. Развивать мелкую моторику.  Пособие- елка( металлическая коробка в форме елки), картинки-игрушки для елки, которые крепятся при помощи магнитов. ( Это конфета. Украсим елку конфетой. Повесим на елку конфету.) Игра продолжается до тех пор, пока не будет украшена вся елка. Важно четко произносить падежные окончания.

Игра «Новогодняя елка»

Цели:

Формировать навык употребления имен существительных в винительном и творительном падежах.

Развивать мелкую моторику.

Пособие- елка( металлическая коробка в форме елки), картинки-игрушки для елки, которые крепятся при помощи магнитов.

( Это конфета. Украсим елку конфетой. Повесим на елку конфету.)

Игра продолжается до тех пор, пока не будет украшена вся елка.

Важно четко произносить падежные окончания.

Игра «Назови картинку» Цель: *Закреплять у детей понятия «живой» — «неживой», умение задавать вопросы кто? и что? * дать детям понятие «слово, обозначающее живой или неживой предмет». Оборудование: Картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами.  Красивое ведерко с щипчиками для льда.  Описание игры: Вариант 1. Педагог кладет картинки в ведерко и просит детей по очереди доставать предметные картинки щипчиками. Задание: 1) называть картинки с изображением живых предметов, поставить к этим словам вопрос; 2) называть картинки с изображением неживых предметов, поставить вопрос. Например: стол (что это?), кошка (кто это?). Вариант 2. Игра проводится без опоры на предметные картинки. Логопед подбирает разные слова (одушевлённые и неодушевлённые) и называет их вперемешку. Дети должны к этим словам поставить вопросы «кто это?» или «что это?». Наиболее активные дети отмечаются педагогом в конце игры.

Игра «Назови картинку»

Цель:

*Закреплять у детей понятия «живой» — «неживой», умение задавать вопросы кто? и что? *

дать детям понятие «слово, обозначающее живой или неживой предмет».

Оборудование: Картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами. Красивое ведерко с щипчиками для льда.

Описание игры:

Вариант 1. Педагог кладет картинки в ведерко и просит детей по очереди доставать предметные картинки щипчиками. Задание: 1) называть картинки с изображением живых предметов, поставить к этим словам вопрос; 2) называть картинки с изображением неживых предметов, поставить вопрос. Например: стол (что это?), кошка (кто это?).

Вариант 2. Игра проводится без опоры на предметные картинки. Логопед подбирает разные слова (одушевлённые и неодушевлённые) и называет их вперемешку. Дети должны к этим словам поставить вопросы «кто это?» или «что это?». Наиболее активные дети отмечаются педагогом в конце игры.

Игра «Веселая рыбалка». Цель : выучить названия дней недели и порядок следования. Оборудование:  ведерко, удочки, рыбки с цифрами. Ход игры: - Ребенку предлагается вытащить одну рыбку. Рыбки находятся под номерами. Если ребенок достает рыбку под номером 3, ему предлагается назвать день недели стоящий по счёту третьим. И так с каждой рыбкой. После того, как ребенок назвал все дни недели, ему предлагается выложить их и назвать в определённой последовательности, при этом проговаривая текст: - В понедельник рыбка красная, рыбка красная – прекрасная. - А во вторник- голубая - вот красивая какая. - В среду – желтая к обеду, угостим мы им соседа. - В четверг рыбачить нам не лень, потому что рыбный день. - В пятницу уху сварили и друзей всех угостили. - А в субботу на крючок налим попался толстячок. - В воскресенье -сонный сом, несем сомика мы в дом. - Всю неделю рыб ловили, дни недели разучили.

Игра «Веселая рыбалка».

  • Цель : выучить названия дней недели и порядок следования.
  • Оборудование:  ведерко, удочки, рыбки с цифрами.
  • Ход игры:
  • - Ребенку предлагается вытащить одну рыбку. Рыбки находятся под номерами. Если ребенок достает рыбку под номером 3, ему предлагается назвать день недели стоящий по счёту третьим. И так с каждой рыбкой. После того, как ребенок назвал все дни недели, ему предлагается выложить их и назвать в определённой последовательности, при этом проговаривая текст:
  • - В понедельник рыбка красная, рыбка красная – прекрасная.
  • - А во вторник- голубая - вот красивая какая.
  • - В среду – желтая к обеду, угостим мы им соседа.
  • - В четверг рыбачить нам не лень, потому что рыбный день.
  • - В пятницу уху сварили и друзей всех угостили.
  • - А в субботу на крючок налим попался толстячок.
  • - В воскресенье -сонный сом, несем сомика мы в дом.
  • - Всю неделю рыб ловили, дни недели разучили.

«Игра «Волшебный сундучок»     Игра на согласование местоимений с существительными в роде и обогащение речи словами, обозначающими признаки предметов). Вариант 1. Цель игры: правильно назвать предметы и ответить на вопрос «Чей? Чья? Чье?» Ребенок достает картинку из сундучка и отвечает: мой огурец, моя кукла, мое яблоко.  За верный ответ ребенок получает фишку.

«Игра «Волшебный сундучок»

Игра на согласование местоимений с существительными в роде и обогащение речи словами, обозначающими признаки предметов).

Вариант 1.

Цель игры: правильно назвать предметы и ответить на вопрос «Чей? Чья? Чье?»

Ребенок достает картинку из сундучка и отвечает: мой огурец, моя кукла, мое яблоко.

За верный ответ ребенок получает фишку.

Вариант 2.   Цель игры: использовать в речи подходящее слово: он, она, оно.  Обогащать речь словами, обозначающими признаки предметов.  Это мой шарик . Он воздушный, красный.  Это моя груша . Она сочная, желтая.  Это мое мыло. Оно душистое.  Выигрывает тот, кто больше подберет прилагательных

Вариант 2.

Цель игры: использовать в речи подходящее слово: он, она, оно.

Обогащать речь словами, обозначающими признаки предметов.

Это мой шарик . Он воздушный, красный.

Это моя груша . Она сочная, желтая.

Это мое мыло. Оно душистое.

Выигрывает тот, кто больше подберет прилагательных

«Домик»   Цель : формировать навык употребления предлогов в речи. Развивать навык употребления предлогов с глаголами , образованными приставочным способом. Пособие :домик с дверцей, сказочные герои или персонажи мультфильмов. Дети рассказывают, какие действия выполняет герой: подошел к домику, вошел в домик, вышел из домика, зашел за домик.

«Домик»

Цель : формировать навык употребления предлогов в речи. Развивать навык употребления предлогов с глаголами , образованными приставочным способом.

Пособие :домик с дверцей, сказочные герои или персонажи мультфильмов.

Дети рассказывают, какие действия выполняет герой: подошел к домику, вошел в домик, вышел из домика, зашел за домик.

Кукольный театр на прищепках. Для чего нужен кукольный театр? Игры с кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению словарного запаса.

Кукольный театр на прищепках.

Для чего нужен кукольный театр?

Игры с кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению словарного запаса.

Игра - основной вид деятельности дошкольника.

Игра - основной вид деятельности дошкольника.

  • Являясь соединительным звеном между конкретным опытом и наглядным мышлением , игровая деятельность связана с условностями, выступает средством познания реальности.
  • Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения.
  • Предлагаемые наглядно-игровые средства способствуют развитию лексико-грамматической стороны речи и пополнению словарного запаса.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

Автор: Шишмакова Марина Анатольевна

Дата: 04.05.2015

Номер свидетельства: 208228


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства