Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с дошкольниками».»
«Использование пальчиковой гимнастики в работе с дошкольниками»
Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе?
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание, внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во вторых, готовят к овладению навыками письма.
Развивать мелкую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. На примере простых упражнений на развитие мелкой моторики. Можно научить ребенка выслушивать и запоминать, а потом и выполнять инструкции.
С одной стороны - двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны - формирование движений происходит при участии речи.
Тексты упражнений - это рифмованные подсказки к заданным движениям, которые легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают его на игру. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.
Широко используются те художественные тексты, которые традиционно входят в круг чтения дошкольников, привлекают своей живостью и эмоциональностью - народные песенки и потешки, стихи известных детских поэтов.
Упражнения по развитию мелкой моторики делятся на этапы. Именно соблюдение поэтапности, поможет развивать ребенка.
I этап. Развитие общей моторики, подвижности стоп и кистей (хлопки в ладоши по твердой поверхности и своему телу; ходьба на носках, пятках, внешней и внутренней сторонах стопы, ходьба маршевым шагом).
II этап. Продолжение развития общей моторики, подвижности стоп ног и кистей рук, начало развития подвижности пальцев рук и ног (сжимать и разжимать пальцы рук в кулак, движение кулачками, постукивание ребром ладони по поверхности стола).
III этап. Развитие подвижности пальцев (развитие указательного и большого пальцев рук, выполнение разнообразных « притопов», «дробей»).
IV этап. Дальнейшее развитие подвижности пальцев (выполнение движений «пальчики здороваются», «пальчики кланяются», а так же движений предыдущих этапов).
V этап. Дальнейшее развитие подвижности пальцев рук указательного, среднего и мизинца).
VI этап. Совершенствование мелких движений рук (выполнение движений всеми пальцами рук и каждым в отдельности: соединение и разъединение пальцев, «построение» разнообразных фигур).
Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, нужно учесть четыре принципа проведения заданий:
Принцип деятельности.
Следует неоднократно показать ребенку, как выполнять упражнения, чтобы он научился понимать и запоминать.
Принцип дробления.
Объем внимания у детей ограничен. Поэтому необходимо ставить перед ребенком, только одну задачу. Если задача будет для него непосильной, то она может отбить желание заниматься.
Принцип нагрузки.
Необходимо получать максимальный тренировочный эффект, с помощью предельной для данного уровня развития ребенка нагрузки.
Принцип целостности.
Этот принцип обратный принципу дробления. Сочетание текста и выполнение разных упражнений позволит добиться максимального тренировочного эффекта.
Сначала необходимо показать ребенку упражнение и объяснить. Как его делать, потом читается текст упражнения вслух. Пусть дети слушают. Запоминают и выполняют соответствующие движения. Если в тексте встречаются слова и выражения, непонятные детям, надо объяснить их по ходу игры. А уже после этого предложить ребенку выполнить движения без вашего участия. Затем текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.
«Не замечайте», если ребенок поначалу делает что-то не правильно, обращайте внимание на то, что у него получается.
Никогда не принуждайте ребенка к игре.
Варианты пальчиковых игр, выполняемых в комплексе с общеразвивающими упражнениями, могут проводиться (с музыкальным сопровождением и без него) на праздниках, на физкультурных занятиях, на прогулках и дома, во время проведения зарядок и физкультминуток.
Чем же нужно заниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?
• Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки.
• Зашнуровывать, расшнуровывать ботинки, туфли.
• Закручивать шурупы, гайки, крышки.
• Завязывать и развязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
• Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец в колечко, спираль (под контролем взрослых).
• Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
• Запускать пальцами мелкие волчки.
• Разминать пальцами пластилин, глину.
• Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
• Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался).
• Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать, и, в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
• Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.
• Показать отдельно только один палец - указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
• Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
• Махать в воздухе только пальцами.
• Кистями рук делать «фонарики». Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
• Собирать пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались).
• Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
• Складывание матрешек.
• Рисование в воздухе.
• Игры с песком, водой
• Мять руками поролоновые шарики, губку.
• Шить, вязать на спицах, резать ножницами.
Литература:
1. «Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать». С.Е Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Щербинина, Н.Л.Топоркова. И. « Академия - развития», Ярославль, 2002.
2. «Игры и забавы по развитию мелкой моторики у детей». О.Н.Громова, Т.А.Прокопенко. Издательство «Гном-и Д». Москва. 2002.