kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: автоматизация звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Автоматизация звука [
ш] в слогах, словах, фразовой речи
Работа состоит из конспекта + презентации. Вызывает заинтересованность у дошкольников, что повышает эффективность занятия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия»

5


Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи


Цель: учить правильно произносить звук [ш] в слогах, словах и фразовой речи

Задачи:

1. Образовательные:

‒ закрепление знаний об акустико-артикуляционном образе звука [Ш];

‒ закрепление звука [Ш] в отраженном повторении за логопедом и самостоятельно.

2. Коррекционные:

‒ закрепление кинестетических ощущений при произнесении звука [Ш];

‒ развитие фонематического слуха (упражнения направленные на умение воспринимать и выделять звук [Ш] из потока слогов и слов);

‒ формирование навыков фонематического анализа (применение схемы);

‒ развитие моторики артикуляционного аппарата (артикуляционные упражнения);

‒ закрепление звука в изолированном виде, в слогах, словах и фразовой речи (повторение чистоговорок);

‒ развитие силы голоса (игры на подражание);

‒ развитие тонкой моторики (пальчиковая гимнастика);

‒ развитие мыслительной деятельности;

‒ формирование умения правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа.

3. Воспитательные:

‒ развитие стремления говорить красиво и правильно;

‒ воспитание ответственности, инициативности.

Ход занятия

I. Организационный момент

  • Какой большой воздушный шар прилетел за нами. Посмотри! На нем мы отправимся в волшебную страну звуков. Ты готов отправиться в интересное путешествие? Тогда отправляемся в полёт.

  • Прилетел к нам большой воздушный шар, приглашает нас в полет. Если хочешь с ним летать, нужно только «Да» сказать. Ну что, ты готов отправиться в путешествие? (Да) Тогда отправляемся в полёт.

II. Сообщение темы занятия

А вот в страну какого звука мы попадём, ты сможешь узнать, если будешь внимательно слушать стихотворение:

В темноте шумел камыш.

Кошка думала, что мышь.

Прибежала в камыши,

В камышах нет ни души.. (Логопед утрированно произносит звук [Ш])

Ты понял, в страну какого звука мы отправимся сегодня в гости? (Ребёнок – Да, в страну звука [Ш])

III. Основная часть

1. Пальчиковая гимнастика

Звук [Ш] встречает нас в своей стране с первым заданием. (Логопед достаёт письмо и читает задание) . Для того, чтобы ваши пальчики были умелыми, подвижными, надо их чуть – чуть размять. Давай сделаем зарядку для пальчиков. 

Дружные пальчики.

Эти пальчики щипают, Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).

Эти пальчики гуляют, Указательный и средний "идут" по другой руке.

Эти - любят поболтать, Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).

Эти - тихо подремать, Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.

А большой с мизинцем братцем

Могут чисто умываться. Крутим большим пальцем вокруг мизинца.

2. Артикуляционная гимнастика

Мне кажется, мы забыли сделать что-то очень важное. Зарядку для пальчиков мы сделали, а про какую зарядку мы забыли? (Ребёнок – зарядку для языка) Правильно, а для чего нам надо делать артикуляционную гимнастику? (Ребёнок – чтобы говорить красиво и правильно)

Совершенно верно, давай начнём зарядку с упражнений для губ (выполнять 5-10 раз, удерживать 10-15 секунд):

«Заборчик»: губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы.

«Трубочка»: губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед.

«Рупор»: зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты, как при звуке [о], верхние и нижние резцы видны.

«Заборчик-трубочка» ‒ чередование положений губ

Теперь выполним зарядку для язычка:

«Качели»: Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зу­бы.

«Скачем на лошадке»: Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с  изменени­ем темпа (медленно ‒ быстрее ‒ очень быстро). 

«Вкусное варенье»: Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать.

«Чашечка»: Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), бо­ковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам.

«Грибок»: Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю че­люсть. 

3. Произнесение изолированного звука

  • Логопед кладёт на стол картонного гуся. Посмотри, какая птица! Ты знаешь, как она называется? (Ребёнок ‒ Да, это гусь). Правильно, это гусь, покажи мне, как шипит гусь (ш-ш-ш). Теперь шипи, как большой гусь ‒ громко. Теперь представь, что ты маленькиё гусёнок ‒ шипи тихо.

  • Помоги змейке добраться до своего домика. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо ш-ш-ш. Помоги добраться домой маме-змее (шипи громко), помоги добраться детенышу змеи (шипи тихо).

4. Анализ артикуляции с помощью схемы

Теперь я предлагаю посмотреть схему, на которой изображено нужное положение органов артикуляции. Скажи, когда мы произносим звук [Ш] в каком положении находятся губы? (в положении рупора). А где находится язычок и какую форму он принимает? (язычок приподнят к верху, принимает форму чашечки). Какой воздух мы выдыхаем? (воздушная струя теплая). Моторчик работает или нет? (моторчик – не работает).

5. Характеристика звука

Давай вспомним, что мы знаем о звуке [Ш]. Мы можем его пропеть? (нет), значит какой это звук? (согласный). А согласный звук [Ш] твердый или мягкий? А бывает мягким? Каким цветом обозначается? (нет, он всегда твердый, у него нет мягкой пары, если он будет мягким, то получится звук [Щ]). При произнесении звука [Ш] моторчик не работает, значит какой это звук? (глухой).

6. Развитие фонематического слуха

  • Наш звук предлагает нам поиграть в игру “Поднимайка”. Сейчас я буду произносить различные слоги и слова, а ты поднимай руку (флажок) только, если услышишь:

1) слоги со звуком [Ш]: ША, БА, ПО, ШО, ШИ, РА, ДО, ШО, КУ, ШУ

2) слова со звуком [Ш]: Шапка, дом, шуба, кот, шок, грибок, фокус, шарф

  • «Хлопни, если услышишь»

7. Повторение чистоговорок

Давай покажем нашему звуку как, мы научились его произносить. Повторяй за мной:

Ши — ши- ши — что-то шепчут камыши.

Ше — ше — ше — это утка в камыше.

Ша — ша — ша — выходи из камыша!

Ше — ше — ше — нет уж утки в камыше.

Ши — ши — ши — что же шепчут камыши?

Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.

Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.

Ши-ши-ши – ее любят малыши.

Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.

8. Физминутка «Мишка»

Топай, мишка, (топаем ногами)

Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши )

Приседай со мной, братишка, (приседаем)

Лапы вверх, вперед и вниз, ( движения руками )

Улыбайся и садись.

9. Закрепление звука в слова, развитие мышления и логики

Мне кажется звук [Ш] пытается нам что-то сказать. Он передал конверт, в котором лежат разные картинки. Давай их посмотрим. (Логопед достаёт из конверта картинки (шарф, шайба, шапка, шуба, камыш, шорты, душ, шляпа, каша, мешок, крыша, шипы, шина, мыши, уши, шишка) и раскладывает их перед ребёнком и просит назвать).

А теперь, отбери из этих картинок ‒ одежду, раздели эти вещи на две группы. Объясни, почему сделал именно так.

10. «Четвертый лишний»

Назови картинки в каждом ряду и определи, какая из них лишняя. Объясни почему. (вишня (фрукт) шапка (зимняя одежда) шило (инструмент), кошка (домашнее животное).

11. Звукослоговой анализ слов с использованием схемы

Подбери к словам шуба, каша, душ нужную схему. Логопед предлагает три варианта схемы, в которых звук стоит в начале, середине и в конце слова. Задача ребёнка подобрать к каждому слову подходящую схему. А затем, с помощью другой схемы определить количество слогов в слове.

12. Игра «Один-много»

Посмотри на картинки, я буду называть предмет один, а ты много.

Один шар – много шаров

Одна шапка – много шапок

Один шарф – много шарфов

Одна шляпа – много шляп

Одна шишка – много шишек

Одна шина – много шин

III. Подведение итогов

Скажи, к какому звук мы сегодня ходили в гости? Какая игра тебе понравилась? Какое задание было для тебя трудным? Давай вспомним артикуляцию звука [Ш]. В каком положении находятся губы, язык, струя, моторчик?

Сегодня у тебя было хорошее произношение. Ты правильно выполнял задания, Молодец. Получаешь за сегодняшнее занятие наклейку.

Список литературы:

1. Т. А. Куликовская «Язычок шипит»

2. А.И. Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми»

Просмотр содержимого презентации
«Конспект индивидуального логопедического занятия»

Конспект индивидуального логопедического занятия  Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи   Подготовила учитель-логопед: Хачатрян С.К. МАДОУ  Детский сад №  6 «Веснушки» Ростовская обл, г.  Таганрог

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи

Подготовила учитель-логопед:

Хачатрян С.К.

МАДОУ  Детский сад №  6 «Веснушки» Ростовская обл, г.  Таганрог

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика  для губ «Заборчик»

Артикуляционная гимнастика для губ

  • «Заборчик»

Артикуляционная гимнастика  для губ

Артикуляционная гимнастика для губ

  • «Трубочка»
Артикуляционная гимнастика  для губ

Артикуляционная гимнастика для губ

  • «Рупор»
Артикуляционная гимнастика  для губ

Артикуляционная гимнастика для губ

  • «Заборчик-Трубочка»
Артикуляционная гимнастика  для языка

Артикуляционная гимнастика для языка

  • «Качели»
Артикуляционная гимнастика  для языка

Артикуляционная гимнастика для языка

  • «Лошадка»
Артикуляционная гимнастика  для языка

Артикуляционная гимнастика для языка

  • «Вкусное варенье»
Артикуляционная гимнастика  для языка

Артикуляционная гимнастика для языка

  • «Чашечка»
Артикуляционная гимнастика  для языка

Артикуляционная гимнастика для языка

  • «Грибок»
Как шипит гусь?

Как шипит гусь?

Помоги добраться до дома

Помоги добраться до дома

«Расскажи о звуке»

«Расскажи о звуке»

«Расскажи о звуке»

«Расскажи о звуке»

Назови

Назови

Назови

Назови

Назови

Назови

Назови

Назови

Назови

Назови

Назови

Назови

Назови

Назови

Назови

Назови

«Четвёртый лишний»

«Четвёртый лишний»

Определи место звука в слове Ш Ш Ш Каша Шуба Душ

Определи место звука в слове

Ш

Ш

Ш

Каша

Шуба

Душ

Определи сколько слогов в слове Каша Шуба Душ

Определи сколько слогов в слове

Каша

Шуба

Душ

Один - много

Один - много

Один - много

Один - много

Один - много

Один - много

Один - много

Один - много

Один - много

Один - много

Один - много

Один - много

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хачатрян Светлана Камоевна

Дата: 15.11.2023

Номер свидетельства: 639925


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства