5
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи
Цель: учить правильно произносить звук [ш] в слогах, словах и фразовой речи
Задачи:
1. Образовательные:
‒ закрепление знаний об акустико-артикуляционном образе звука [Ш];
‒ закрепление звука [Ш] в отраженном повторении за логопедом и самостоятельно.
2. Коррекционные:
‒ закрепление кинестетических ощущений при произнесении звука [Ш];
‒ развитие фонематического слуха (упражнения направленные на умение воспринимать и выделять звук [Ш] из потока слогов и слов);
‒ формирование навыков фонематического анализа (применение схемы);
‒ развитие моторики артикуляционного аппарата (артикуляционные упражнения);
‒ закрепление звука в изолированном виде, в слогах, словах и фразовой речи (повторение чистоговорок);
‒ развитие силы голоса (игры на подражание);
‒ развитие тонкой моторики (пальчиковая гимнастика);
‒ развитие мыслительной деятельности;
‒ формирование умения правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа.
3. Воспитательные:
‒ развитие стремления говорить красиво и правильно;
‒ воспитание ответственности, инициативности.
Ход занятия
I. Организационный момент
Какой большой воздушный шар прилетел за нами. Посмотри! На нем мы отправимся в волшебную страну звуков. Ты готов отправиться в интересное путешествие? Тогда отправляемся в полёт.
Прилетел к нам большой воздушный шар, приглашает нас в полет. Если хочешь с ним летать, нужно только «Да» сказать. Ну что, ты готов отправиться в путешествие? (Да) Тогда отправляемся в полёт.
II. Сообщение темы занятия
А вот в страну какого звука мы попадём, ты сможешь узнать, если будешь внимательно слушать стихотворение:
В темноте шумел камыш.
Кошка думала, что мышь.
Прибежала в камыши,
В камышах нет ни души.. (Логопед утрированно произносит звук [Ш])
Ты понял, в страну какого звука мы отправимся сегодня в гости? (Ребёнок – Да, в страну звука [Ш])
III. Основная часть
1. Пальчиковая гимнастика
Звук [Ш] встречает нас в своей стране с первым заданием. (Логопед достаёт письмо и читает задание) . Для того, чтобы ваши пальчики были умелыми, подвижными, надо их чуть – чуть размять. Давай сделаем зарядку для пальчиков.
Дружные пальчики.
Эти пальчики щипают, Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют, Указательный и средний "идут" по другой руке.
Эти - любят поболтать, Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти - тихо подремать, Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться. Крутим большим пальцем вокруг мизинца.
2. Артикуляционная гимнастика
Мне кажется, мы забыли сделать что-то очень важное. Зарядку для пальчиков мы сделали, а про какую зарядку мы забыли? (Ребёнок – зарядку для языка) Правильно, а для чего нам надо делать артикуляционную гимнастику? (Ребёнок – чтобы говорить красиво и правильно)
Совершенно верно, давай начнём зарядку с упражнений для губ (выполнять 5-10 раз, удерживать 10-15 секунд):
«Заборчик»: губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы.
«Трубочка»: губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед.
«Рупор»: зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты, как при звуке [о], верхние и нижние резцы видны.
«Заборчик-трубочка» ‒ чередование положений губ
Теперь выполним зарядку для язычка:
«Качели»: Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы.
«Скачем на лошадке»: Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно ‒ быстрее ‒ очень быстро).
«Вкусное варенье»: Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать.
«Чашечка»: Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам.
«Грибок»: Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть.
3. Произнесение изолированного звука
Логопед кладёт на стол картонного гуся. Посмотри, какая птица! Ты знаешь, как она называется? (Ребёнок ‒ Да, это гусь). Правильно, это гусь, покажи мне, как шипит гусь (ш-ш-ш). Теперь шипи, как большой гусь ‒ громко. Теперь представь, что ты маленькиё гусёнок ‒ шипи тихо.
Помоги змейке добраться до своего домика. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо ш-ш-ш. Помоги добраться домой маме-змее (шипи громко), помоги добраться детенышу змеи (шипи тихо).
4. Анализ артикуляции с помощью схемы
Теперь я предлагаю посмотреть схему, на которой изображено нужное положение органов артикуляции. Скажи, когда мы произносим звук [Ш] в каком положении находятся губы? (в положении рупора). А где находится язычок и какую форму он принимает? (язычок приподнят к верху, принимает форму чашечки). Какой воздух мы выдыхаем? (воздушная струя теплая). Моторчик работает или нет? (моторчик – не работает).
5. Характеристика звука
Давай вспомним, что мы знаем о звуке [Ш]. Мы можем его пропеть? (нет), значит какой это звук? (согласный). А согласный звук [Ш] твердый или мягкий? А бывает мягким? Каким цветом обозначается? (нет, он всегда твердый, у него нет мягкой пары, если он будет мягким, то получится звук [Щ]). При произнесении звука [Ш] моторчик не работает, значит какой это звук? (глухой).
6. Развитие фонематического слуха
Наш звук предлагает нам поиграть в игру “Поднимайка”. Сейчас я буду произносить различные слоги и слова, а ты поднимай руку (флажок) только, если услышишь:
1) слоги со звуком [Ш]: ША, БА, ПО, ШО, ШИ, РА, ДО, ШО, КУ, ШУ
2) слова со звуком [Ш]: Шапка, дом, шуба, кот, шок, грибок, фокус, шарф
7. Повторение чистоговорок
Давай покажем нашему звуку как, мы научились его произносить. Повторяй за мной:
Ши — ши- ши — что-то шепчут камыши.
Ше — ше — ше — это утка в камыше.
Ша — ша — ша — выходи из камыша!
Ше — ше — ше — нет уж утки в камыше.
Ши — ши — ши — что же шепчут камыши?
Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.
Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.
Ши-ши-ши – ее любят малыши.
Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.
8. Физминутка «Мишка»
Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши )
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, ( движения руками )
Улыбайся и садись.
9. Закрепление звука в слова, развитие мышления и логики
Мне кажется звук [Ш] пытается нам что-то сказать. Он передал конверт, в котором лежат разные картинки. Давай их посмотрим. (Логопед достаёт из конверта картинки (шарф, шайба, шапка, шуба, камыш, шорты, душ, шляпа, каша, мешок, крыша, шипы, шина, мыши, уши, шишка) и раскладывает их перед ребёнком и просит назвать).
А теперь, отбери из этих картинок ‒ одежду, раздели эти вещи на две группы. Объясни, почему сделал именно так.
10. «Четвертый лишний»
Назови картинки в каждом ряду и определи, какая из них лишняя. Объясни почему. (вишня (фрукт) шапка (зимняя одежда) шило (инструмент), кошка (домашнее животное).
11. Звукослоговой анализ слов с использованием схемы
Подбери к словам шуба, каша, душ нужную схему. Логопед предлагает три варианта схемы, в которых звук стоит в начале, середине и в конце слова. Задача ребёнка подобрать к каждому слову подходящую схему. А затем, с помощью другой схемы определить количество слогов в слове.
12. Игра «Один-много»
Посмотри на картинки, я буду называть предмет один, а ты много.
Один шар – много шаров
Одна шапка – много шапок
Один шарф – много шарфов
Одна шляпа – много шляп
Одна шишка – много шишек
Одна шина – много шин
III. Подведение итогов
Скажи, к какому звук мы сегодня ходили в гости? Какая игра тебе понравилась? Какое задание было для тебя трудным? Давай вспомним артикуляцию звука [Ш]. В каком положении находятся губы, язык, струя, моторчик?
Сегодня у тебя было хорошее произношение. Ты правильно выполнял задания, Молодец. Получаешь за сегодняшнее занятие наклейку.
Список литературы:
1. Т. А. Куликовская «Язычок шипит»
2. А.И. Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми»