Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Ш»
Конспект коррекционного занятия "Автоматизация звука (Ш) в словах, словосочетаниях, предложениях."
Цель: создать условия для формирования умения четко произносить звук [ш] в словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
Автоматизировать правильное произношение звука [ш] в словах, в словосочетаниях, предложениях. Учить образовывать словосочетания, педложения.
Развивать артикуляционную и мелкую моторику; функции словоизменения; мыслительные операции, зрительное и слуховое восприятие.
Формировать фонетические процессы, совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза. Обогащать и активизировать словарный запас по теме: «одежда». Работать над предупреждением дисграфии.
Способствовать воспитанию самоконтроля и взаимоконтроля в работе.
Формируемые УУД:
Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные: умение задавать вопросы; умение использовать язык для решения учебных задач; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; понимание необходимости учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.
Предметные: умение правильно, точно выполнять артикуляционные движения и удерживать артикуляционные позы; умение правильно (по возможности) произносить звук [ш] в словах, словосочетаниях, предложениях; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово; способность контролировать свои действия; умение проводить звуковой анализ; умение правильно произносить сочетания звуков, слогов, слоговых рядов; умение ставить ударение в словах; умение отвечать на вопросы.
Оборудование:
Презентация;
Предметные картинки – .
Сигналы, зеркала;
Елка и елочные украшения для оценивания.
Подарки
Ход занятия.
Организационный момент. (1слайд)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Подготовительная часть.
-Ребята, сейчас у нас подгрупповое логопедическое занятие.
- Чему мы учимся на этих занятиях? (Звуки слушать внимательно, произносить старательно, говорить, спокойно, внятно, чтобы было все понятно)
- Что помогает нам правильно и четко говорить? (органы речи: губы, зубы, язык, голосовые связки)
- Молодцы! Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)
- Сказку я вам расскажу,
В гости в сказку приглашу.
Слушайте, дети.
Жила семья на свете:
Муж, жена, 3 дочки с ними.
Дочки были уж большими.
Только 2 из них лентяйки,
Неряхи, задиры, зазнайки…
Лишь одна из них была
И сердечна и мила
Это Золушка была.
- Сегодня на занятии я предлагаю вам отправиться в сказочное королевство, где живет Золушка.
- Ребята посмотрите внимательно на экран. (видеофрагмент 1)
- Кого увидели на экране?
-К чему готовятся жители сказочного королевства?
- Но вот беда, чтобы попасть Золушке на бал, ей нужно выполнить все задания мачехи и собрать волшебные бусы. Но самой Золушке не справиться, я предлагаю ей помочь.
1.Мимическая гимнастика.
- Ребята, мачеха приказала Золушке определить настроение музыкальных фрагментов. Прослушайте их, и покажите мимикой лица настроение музыки. (радость, грусть, злость)
- Молодцы, выберите первую бусинку.(бусинка «мимическая гимнастика»)
Дыхательнаягимнастика. (4слайд)
- Золушке нужно намелить муки, заведите ветряные мельницы. Плечи не поднимаем, щеки не надуваем, вдох через нос, выдох через рот.
- Ребята, мачехе очень хочется, чтобы ее дочери научились петь. Следите за моей рукой, и пойте звуки (А-У) громко и тихо.
- Вы хорошо справились с заданием, выберите бусинку. (бусинка «громко-тихо»)
4. Пальчиковая гимнастика.
- Золушке, нужно перебрать фасоль, отделив белую от коричневой. Приготовьтесь работать в парах. Андрей и Кирилл выбирает белую фасоль, Влад и Алина коричневую.
-Опять беда, Золушке нужно собрать разрезные картинки. Возьмите конверты для задания в парах.
- Что у вас получилось? (шапка, шуба)
- Что общего есть в названиях всех этих предметов?
- Какой звук произносим и слышим в начале каждого слова?
- Кто скажет с каким звуком мы будем работать на уроке? (Сегодня на уроке «дежурный» звук [ш])
- Правильно, сегодня на уроке мы будем учиться правильно и четко произносить звук [ш] в словах, словосочетаниях, предложениях.
- Произнесите звук [ш].
- Как располагаются органы речи при произношении звука [ш]. (Губы слегка округлены и вытянуты вперед «трубочкой». Зубы сближены. Кончик языка поднят «чашечкой». Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а середина передней части языка образует полулунную щель с небом сразу за альвеолами. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты.)
- Дайте характеристику звуку [ш]. ( звук Ш согласный, твердый, глухой, обозначаем синим сигналом без звоночка)
-Ребята, а какой буквой обозначается звук [ш]?
-Покажите букву обозначающую звук [ш].
- Приготовьте конверты для индивидуальной работы. Дорисуйте недостающие элементы, чтобы получилась буква «Ш».
-Ребята, следующее задание «Поймай звук» Я буду произносить звуки, слоги и слова когда вы услышите звук [ш], поднимете карточку с буквой обозначающей этот звук.
Ш,к,т,з,ж,ш
Аш,ас,ша,жу
Шуба, платье, шапка,
- Молодцы, Золушка очень рада. Выберите бусинку. (бусинка «поймай звук»)
-Ребята, мы так много выполнили заданий, что пора отдохнуть. Золушка предлагает отдохнуть и потанцевать под ее любимую песенку .
IV. Физминутка.
V. Основная часть. (12 слайд)
-Посмотрите, на доску. Золушке нужно высадить ромашки на клумбы. Но ромашки необычные, в них картинки. Назовите картинки (ландыш, камыш, шиповник, каштан, шарф, шапка, рубашка, шуба, кошка)
- На какие группы можно распределить слова? (одежда, растения)
- Какое слово лишнее? (кошка)
- Почему слово «кошка» лишнее?
- Помогите, Золушке определить, на какую клумбу посадим ромашки, определив место дежурного звука «ш» в словах. Если звук [ш] слышите в начале слова, то картинку в первый столбик, если в середине, то во второй, а если дежурный звук в конце слова, то в третий столбик.