- формировать умение подбирать подходящие по смыслу слова для составления словосочетаний, предложений;
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать учебно-познавательную мотивацию, развивать память и логическое мышление;
- воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов
Оборудование: иллюстрации к артикуляционным упражнениям «улыбка», «лопатка», «чашечка», «лошадка»; карточки «Составь имя по первым буквам», план-схема характеристики звука; игрушки или иллюстрации мальчиков Боря и Паша
Ход занятия:
Организационный момент.
Л.: Здравствуй! Как твоё настроение? Дорисуй пустое лицо, передай на нём своё настроение. О настроении грустного человека говорят опущенные уголки губ, суженные глаза, сдвинутые брови «домиком», а у весёлого человека уголки губ приподняты, глаза широко открыты.
Основная часть.
Л.: Сейчас мы сделаем упражнения для губ и языка для того, чтобы чётко и правильно говорить. Выполним упражнения «улыбка», «лопатка», «чашечка», «лошадка».
Л.: У нас хорошее настроение, мы сделали разминку для губ и языка, а теперь предлагаю тебе рассмотреть и назвать картинки, которые лежат перед тобой.
Р.: Бабочка, облако, робот, яблоко.
Пуговица, арбуз, шар, абрикос.
Л.: Составь имена героев занятия из первых букв названий этих картинок, запиши их (задание на карточке). Верно, у нас в гостях сегодня Боря и Паша (показываются игрушки или картинки мальчиков).
Л.: Назови первые звуки в именах мальчиков.
Р.: Первый звук в имени Боря – звук [б], первый звук в имени Паша – звук [п].
Л.: Сегодня мы вспомним звуки [б], [п] и их мягкие пары, а также буквы, которые обозначают звуки [б], [п] на письме. Произнеси звуки, наблюдая за собой в зеркало (ребёнок произносит и наблюдает). Обрати внимание: при их произношении губы плотно смыкаются друг с другом, выдыхаемый воздух проходит через губы, создавая выход для воздуха. Звуки [б], [б`] произносятся при помощи голоса (ребенок и логопед держат руку на горле, проверяя вибрацию), а [п], [п`] без помощи голоса.
Л.: Боря и Паша учатся в школе, но пока не умеют работать со звуковой схемой. Давай покажем им, как нужно давать характеристику звуку, а вы мальчики смотрите и запоминайте. Звук [б] согласный или гласный? Парный или непарный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой? Так же разбираются звуки [б`], [п], [п`].
Р.: Звук [б] согласный, парный, твёрдый, звонкий.
Л.: Вставь подходящие буквы Б и П в слова и распредели их на два части: слова с буквой Б для Бори и П для Паши.
Л.: Боря и Паша уже сделали домашнее задание по русскому языку на завтра. В первом упражнении им нужно было записать слова с буквами Б, П, но они перепутали буквы. Помоги им исправить ошибки.
Л.: Следующее задание ребятам нужно выполнить на компьютере. Попробуем сделать его вместе. Посмотри на экран и выбери нажатием правой кнопкой компьютерной мыши только правильные буквы Б, П.
Ребёнок выполняет задание на компьютере.
Л.: Отлично, мальчики удивились тому, как ты быстро справился со сложным заданием.
Л.: В этом упражнении для мальчика Бори нужно выбрать слова действия, а для его друга Паши – слова-предметы, а затем составить и записать полученные словосочетания. Запиши словосочетания. Выдели буквы Б-П.
Будить, пакет, беспокоить, Полина, папа, брать.
Л.: В заключении учитель дал мальчикам ещё одно задание, оно очень сложное, они никак не могут выполнить его. Поможем им?
Р.: Да, поможем.
Л.: Тогда расставь буквы в соответствии с цифрами. Прочитай, что получилось.
6 4 1 3 2 5 7
К Е П Б О Л А
Ребёнок расставляет буквы по порядку, получается слово – побелка.
Л.: Есть ли в этом слове звуки, которые мы сегодня повторяем?
Р.: Да, есть. Звуки [б], [п].
Подведение итогов занятия.
Л.: Мальчикам пришла пора прощаться с нами. До свидания, мальчики.
Ребёнок прощается с героями занятия.
Л.: С какими звуками мы сегодня работали?
Р.: Мы работали со звуками [б], [п].
Л.: Какими буквами эти звуки обозначаются?
Р. Звуки [б], [п] обозначаются буквами Б, П.
Л.: Что тебе понравилось на занятии, что у тебя получилось? Какое задание показалось тебе трудным?
Р.: Мне понравилось помогать мальчикам в выполнении домашних заданий.
Л.: Изменилось ли твоё настроение после занятия?
Р.: Не изменилось. Моё настроение осталось хорошим.
2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991.
3. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М.: ГНОМ и Д, 2007.
ФИО: Белова Екатерина Дмитриевна
Место работы: ГОУ ЯО «Петровская школа-интернат»
Должность: Учитель-логопед
Домашний адрес: Ярославская область, Ростовский район, р. п. Петровское, улица Луговая, д.2, кв.1
Основная часть занятия посвящена дифференциации звуков [ф`]-[ф`], [в`]-[в`] и букв их обозначающих. Учебный материал соответствует требованиям программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Предлагается оригинальная форма занятия.