kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплексы артикуляционных упражнений для постановки основных групп звуков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный картинный материал может быть использован для оформления домашних заданий в индивидуальных логопедических тетрадях детей.

За основу взяты материалы: 

1. Архипова Е.Ф. "Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей" М.:АСТ:Астрель, 2008.

2. Краузе Е.Н. "Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика" Санкт-Петербург, 2004.

3. Комарова Л.А. "Автоматизация звуков в игровых упражнениях" Альбомы дошкольника. М., 2008.

Просмотр содержимого документа
«Комплексы артикуляционных упражнений для постановки основных групп звуков »


1. Комплекс упражнений для свистящих (дорсаль­ная позиция)


«Заборчик» — «Окошко» — «Мостик» — «Заборчик» — «Холодный ветерок»



«Заборчик»


Улыбнуться (зубы сомкнуты и видны). Удерживать губы в таком положении на счет до 5.

Зубки все мои видны

От краев и до десны


«Окошко»






Из положения «Заборчик» открыть рот (как для звука а-а-а). Зубы видны. Удерживаем в таком положении 5-7 сек.

Приоткрою рот немножко,

Губки сделаю окошком.

«Мостик»






Не убирая «Окошко» расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.

Улыбаюсь, рот открыт

Язычок внизу стоит.

«Заборчик»


Улыбнуться (зубы сомкнуты и видны). Удерживать губы в таком положении.

Зубки все мои видны

От краев и до десны

«Холодный ветерок»

Из положения «Мост» вернуть­ся к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3—4 раза.

Помоги снежинкам долететь до Снегурочки. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: С-С-С... При произнесении звука «С» ветерок должен быть холодный, чтобы снежинки не растаяли (поднеси ладонь ко рту, проверь).




2. Комплекс упражнений для шипящих (какуми­нальная позиция)


«Заборчик» — «Окошко» — «Мостик»— «Лопатка» — «Чашечка» — «Вкусное варенье» — «Фокус» — «Теплый ветерок»


«Заборчик»


Улыбнуться (зубы сомкнуты и видны). Удерживать губы в таком положении.

Зубки все мои видны

От краев и до десны


«Окошко»





Из положения «Заборчик» открыть рот (как для звука а-а-а). Зубы видны. Удерживаем в таком положении 5-7 сек.

Приоткрою рот немножко,

Губки сделаю окошком.

«Мостик»






Не убирая «Окошко» расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.

Улыбаюсь, рот открыт

Язычок внизу стоит.

«Лопатка»



Из положения языка «Мостик» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать на счет до 5.

Язык лопаткой положи

И на счет его держи


«Чашечка»



Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Загнуть вверх боковые края языка. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна. Удерживать на счет до 5.

К верху подняты края,

Вот и «чашечка» моя.



« «Вкусное варенье»




Широким языком облизывать верхнюю
губу, делая движения сверху вниз.
Нижняя челюсть неподвижна.

Как будто варенье лежит на губе,

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

«Фокус»

Из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3 х 1 см) и сдуть ее. Выполнить 2—3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.


«Теплый ветерок»

Из положения «Вкусное ва­ренье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с аль­веолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть гу­бы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздуш­ную струю. Подуть на язык.

Кистью ощутить теплую струю воздуха.



3. Комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция)


«Заборчик» — «Окошко» — «Парус» — «Барабан» или «Комарик» — «Заводим моторчик»


«Заборчик»


Улыбнуться (зубы сомкнуты и видны). Удерживать губы в таком положении на счет до 5.

Зубки все мои видны

От краев и до десны


«Окошко»






Из положения «Заборчик» открыть рот (как для звука а-а-а). Зубы видны. Удерживаем в таком положении 5-7 сек.

Приоткрою рот немножко,

Губки сделаю окошком.

«Парус»







Широкий язык поднимается к верхним зубам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, опре­делялась подъязычная связка. Удерживать на счет до 5.

Улыбаюсь, рот открыт

Язычок вверху стоит.

«Барабан»





Из положения «Парус» постучать языком по альвеолам и произносить троекратно звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. Следить, чтобы не поднималась нижняя челюсть.

За зубами в бугорок

Бьет широкий язычок.

«Комарик»


Выполняется так же, как и «Барабан», только вместо звука [д] произносим звук, средний между [з] и [ж].

Вверх со звонким ветерком

Быстро Ззз... произнесём.


«Заводим моторчик»

Во время произнесения д-д-д или ж-ж-ж («Барабан» или «Комарик») прямым указательным пальцем ребенка производим частые колеба­тельные движения из стороны в сторону, вызывая вибрацию языка.

Язычок у нас – мотор,

Заводи его, шофёр!




4. Комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция)


«Заборчик» — «Окошко» — «Пароход» — «Пароход гудит»


«Заборчик»


Улыбнуться (зубы сомкнуты и видны). Удерживать губы в таком положении на счет до 5.

Зубки все мои видны

От краев и до десны


«Окошко»






Из положения «Заборчик» открыть рот (как для звука а-а-а). Зубы видны. Удерживаем в таком положении 5-7 сек.

Приоткрою рот немножко,

Губки сделаю окошком.

«Пароход»







Из положения упраж­нения «Окошко» произносить длительный звук [а]. Приблизить язык к зубам, слегка прикусить его широкий кончик, продолжая «гудеть». Слышится звук л-л-л.


«Пароход гудит»


Выполнять упражнение «Пароход».


Помоги пароходу доплыть до пристани. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Л-Л-Л...(можно слегка прикусить кончик языка).


Представленный картинный материал может быть использован для оформления домашних заданий в индивидуальных тетрадях детей.



За основу взяты материалы:


1. Архипова Е.Ф. «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей» М.: АСТ: Астрель, 2008.

2. Краузе Е. Н. «Логопедический массаж и Артикуляционная гимнастика» Санкт-Петербург, 2004.

3. Комарова Л.А. «Автоматизация звуков в игровых упражнениях» Альбомы дошкольника М., 2008


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Комплексы артикуляционных упражнений для постановки основных групп звуков

Автор: Буровцева Екатерина Анатольевна

Дата: 28.05.2015

Номер свидетельства: 215827

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Выступление на дефектологическом семинаре Основные направления логопедической работы с детьми «Особый ребенок»"
    ["seo_title"] => string(80) "vystuplieniie_na_diefiektologhichieskom_sieminarie_osnovnyie_napravlieniia_logho"
    ["file_id"] => string(6) "458323"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1519028200"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Влияние артикуляционной гимнастики на развитие дикции у старших дошкольников."
    ["seo_title"] => string(86) "vliianiie-artikuliatsionnoi-ghimnastiki-na-razvitiie-diktsii-u-starshikh-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "255650"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447957540"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Работа с родителями   (практическое занятие)      Тема: «Как правильно выполнять домашнее задание логопеда?» "
    ["seo_title"] => string(109) "rabota-s-roditieliami-praktichieskoie-zaniatiie-tiema-kak-pravil-no-vypolniat-domashnieie-zadaniie-loghopieda"
    ["file_id"] => string(6) "141903"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418205925"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Взаимодействие учителя – логопеда с участниками педагогического процесса  в общеобразовательной школе. "
    ["seo_title"] => string(121) "vzaimodieistviie-uchitielia-loghopieda-s-uchastnikami-piedaghoghichieskogho-protsiessa-v-obshchieobrazovatiel-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "169069"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423335042"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Сообщение на тему: «Влияние индивидуальной работы по развитию речи на обогащение сюжетов игр»"
    ["seo_title"] => string(98) "soobshchieniienatiemuvliianiieindividualnoirabotyporazvitiiuriechinaoboghashchieniiesiuzhietovighr"
    ["file_id"] => string(6) "331465"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464628901"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства