kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние артикуляционной гимнастики на развитие дикции у старших дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Важнейшим направлением логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан  рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по вопросам расстройства речи.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, мы стремимся выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы  и используя многообразие вспомогательного материала.

В учебнике «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой» Бушлякова Р.Г. делает акцент на то, что на занятиях помимо традиционных форм проведения артикуляционной гимнастики используются  интерактивные, новейшие формы, в создании которых участвуют и дети, это:

- Биоэнергопластика;

- «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);

- Встречи с героями «Весёлых полянок»;

- Использование дидактической куклы Кваки;

- Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»;

- Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация);

- Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов «Звукознайкин и все-все-все»;

- Выполнение артикуляционных упражнений с  применением  «волшебных  палочек – помогалочек»;

- Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики.

Таким образом, артикуляционные  упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики на индивидуально-подгрупповых занятиях, в совместной деятельности педагога с детьми, на логопедических разминках помогает:

- формировать кинетико-кинестетическую основу движений,

- развивать артикуляционную  моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков,

- воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность,

- поддерживать  интерес ребёнка к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребность в  логопедических занятиях. 

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено.

При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки.

Косинова Е. в большом логопедическом учебнике, всю систему артикуляционной гимнастики, разделяет на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями. Статические упражнения («Лопаточка», «Птенчики», «Чашечка», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течении 6 - 10 секунд. Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики», «Маятник», «Катушка») требуют ритмического повторения 6 - 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Самым подвижным органом является язык. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка, боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка:

а) опущен за нижние зубы - «почистим зубы»;

б) поднят вверх «маляр», «грибок», «гармошка».

После того как каждое положение будет отработано, даётся упражнение на переключение с одного положения на другое - «качели». Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Для выработки подъёма средней части спинки языка выполняют упражнение «киска сердится». Для отработки движений для задней части языка служат упражнения «пароход гудит», «прятки». Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок входящую струю воздуха (и, э, с, з, ж, ч, щ); могут опускаться и пропускать струю воздуха в бок (л); язык может сужаться (о, у). В образовании звуков так же играет роль подвижность губ, они могут вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать передние зубы (и, с, з, ц, и др.), слегка выдвинуты вперёд (ш, ж). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, образовывая щель, приближаясь к верхним передним зубам (ф, в), смыкается с верхней губой (п, б, м). Нижняя челюсть может опускаться, образуя носовые звуки и подниматься, образуя ротовые звуки.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребёнка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 15—20. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Дети должны хорошо видеть лицо взрослого. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы — ярко окрашены.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребёнка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может, привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребёнку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). Чтобы у ребёнка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребёнка в активный процесс, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей. 

Недостатки речи индивидуальны, часто это звучит забавно и приводит в умиление родителей, бабушек и дедушек. Однако нарушения речи не всегда проходят сами собой, и ребенку зачастую требуется помощь не только логопеда, но и всех взрослых членов семьи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние артикуляционной гимнастики на развитие дикции у старших дошкольников.»

Влияние артикуляционной гимнастики на развитие дикции у старших дошкольников.

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Важнейшим направлением логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по вопросам расстройства речи.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, мы стремимся выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала.

В учебнике «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой» Бушлякова Р.Г. делает акцент на то, что на занятиях помимо традиционных форм проведения артикуляционной гимнастики используются интерактивные, новейшие формы, в создании которых участвуют и дети, это:

- Биоэнергопластика;

- «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);

- Встречи с героями «Весёлых полянок»;

- Использование дидактической куклы Кваки;

- Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»;

- Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация);

- Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов «Звукознайкин и все-все-все»;

- Выполнение артикуляционных упражнений с применением «волшебных палочек – помогалочек»;

- Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики.

Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики на индивидуально-подгрупповых занятиях, в совместной деятельности педагога с детьми, на логопедических разминках помогает:

- формировать кинетико-кинестетическую основу движений,

- развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков,

- воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность,

- поддерживать интерес ребёнка к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребность в логопедических занятиях. 1

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено.

При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки.

Косинова Е. в большом логопедическом учебнике, всю систему артикуляционной гимнастики, разделяет на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями. Статические упражнения («Лопаточка», «Птенчики», «Чашечка», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течении 6 - 10 секунд . Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики», «Маятник», «Катушка») требуют ритмического повторения 6 - 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Самым подвижным органом является язык. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка, боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка:

а) опущен за нижние зубы - «почистим зубы»;

б) поднят вверх «маляр», «грибок», «гармошка».

После того как каждое положение будет отработано, даётся упражнение на переключение с одного положения на другое - «качели». Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Для выработки подъёма средней части спинки языка выполняют упражнение «киска сердится». Для отработки движений для задней части языка служат упражнения «пароход гудит», «прятки». Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок входящую струю воздуха (и, э, с, з, ж, ч, щ); могут опускаться и пропускать струю воздуха в бок (л); язык может сужаться (о, у). В образовании звуков так же играет роль подвижность губ, они могут вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать передние зубы (и, с, з, ц, и др.), слегка выдвинуты вперёд (ш, ж). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, образовывая щель, приближаясь к верхним передним зубам (ф, в), смыкается с верхней губой (п, б, м). Нижняя челюсть может опускаться, образуя носовые звуки и подниматься, образуя ротовые звуки. Основной комплекс артикуляционной гимнастики представлен в Приложении. 2

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребёнка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 15—20. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Дети должны хорошо видеть лицо взрослого. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы — ярко окрашены.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребёнка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может, привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребёнку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). Чтобы у ребёнка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребёнка в активный процесс, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей. 3

Недостатки речи индивидуальны, часто это звучит забавно и приводит в умиление родителей, бабушек и дедушек. Однако нарушения речи не всегда проходят сами собой, и ребенку зачастую требуется помощь не только логопеда, но и всех взрослых членов семьи.



1 Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – М.: Детство-Пресс, 2011. С.132-136.

2 Косинова Е. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких. – М.: Эксмо, 2012. С.89-92.

3 Краузе Е. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика. – М.: Корона-Век, 2011. С.65-68.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Влияние артикуляционной гимнастики на развитие дикции у старших дошкольников.

Автор: Баруева Надежда Андреевна

Дата: 19.11.2015

Номер свидетельства: 255650

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Семинар- практикум для родителей "Хорошая речь слаще мёда" "
    ["seo_title"] => string(68) "sieminar-praktikum-dlia-roditieliei-khoroshaia-riech-slashchie-mioda"
    ["file_id"] => string(6) "113799"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411052973"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства