Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений по развитию письменной речи у младших школьников»
Упражнения для развития письменной речи младших школьников
Слоговой анализ и синтез
Задание. Прочитайте слова из этих слогов. Запишите их.
ви — лы, сок, жу, дал, сел
за — вод, бор, сов, кат, был, выл, бил
ки — но, ты, нул, вал, дал
но — ги, ты, ры, сы, си, ша, ра, жи
по — ра, жар, вар, пал, гас, шёл
ра — ма, на, ки, да, но
шу— ба, ми, ты, тил
со — да, ва, ты, кол, вет
а — ля, ся, ня
и — ва, ду
я — ма, корь
о — сы, са, си, ба, жог, вод, мут
у — рок, зел, дар, гар, пал, гол, тюг, жин
Чтение предложений с самостоятельным делением на слоги
Задание. Читайте эти предложения и делите слова на слоги устно (или письменно на карточках).
Над лугом летали бабочки. Дети ловили бабочек. Вове подарили кубики. Боре подарили тетради. Рыбаки ловили рыбу. Они сидели на берегу. Лида кормила кроликов. Она дала им траву. Мама купила малину. Малину дали детям. Книги лежали на парте. Ученики читали.
Девочка пасла корову. Корова щипала траву. Наступило жаркое лето. Дети много купаются. В лесу кукует кукушка. В саду поёт соловей. Наташа купила арбуз. Она любит арбузы. Дети жили в лагере. Там было весело. Туристы сидели у костра. Они пели песни.
Задание. Выбирайте слоги и составляйте из них слова. Запишите их по данным образцам.
Нахождение звука в словах со стечением двух согласных в начале слова или в конце слова
Задание. Прочитайте и выпишите слова с двумя согласными буквами в начале слова.
Вдали слышен гром. Скоро будет гроза. Клади вещи на место. Где положил, там и ищи. Гриша купил книгу. Гриша любит книги. Всегда говори правду. Я никогда не лгу маме. Все гряды заросли травой.
Задание. Прочитайте и выпишите слова с двумя согласными в конце слова.
Волк бегает по лесу. Волк ищет корм. Летом наш сад густ. Зимой наш сад пуст. Сестра купила шёлк. У Иры красный бант. Идёт сильный дождь. Дети спрятались под зонт. Пчёлы дают мёд и воск. Мама купила мёд и воск. Танк ехал через мост. Торф даёт много тепла.
Выделение гласных в рассказах
Задание. Прочитайте и спишите рассказы. Подчеркните в них гласные буквы.
НАШ САД
За нашим домом есть сад. В саду растут яблони, груши, сливы и вишни. Есть кусты малины. На грядках растёт клубника. Перед домом — клумбы с цветами. На клумбах цветут розы, лилии, пионы, анютины глазки.
ПТИЧИЙ ДВОР
На ферме большой птичий двор. На дворе гуляют гуси и гусята, утки и утята, куры и цыплята. Птиц кормит птичница бабушка Настя. Ей помогают Таня и Катя. Они кормят гусят, утят и цыплят.
Деформированный текст с пропущенным словом
Задание. Спишите эти предложения, вставляя пропущенные слова.
Слова для справок: поймала, ест, рисует, сырая, ловит, грызёт.
Диктанты с анализом
Задание. Сосчитайте, сколько в предложении слов, и поставьте столько же черточек. Разделите слова на слоги и поставьте столько же черточек. Сосчитайте, сколько в слове букв, и поставьте столько же точек. Запишите предложения по данному образцу.
Образец. .. … .. .. .. .. ... Каток полили водой.
Сима купила лото. Саша любит репу.
Мила вила венок. Собака ловит лису.
Папа разбил очки. Мама сушит грибы.
Кошка лижет лапу. Оса укусила Машу.
Предложения для диктантов с предварительным звуковым анализом
У Лиды два брата — Миша и Вова. Вот наш дом. У дома садик. Папа купил сыну лыжи и сани. Дети были дома. Рома учил уроки. Лида мыла пол.
Гриша и Тома были на лугу. Там гуси. Наша кошка Мурка играла на полу. Мама мыла Тому. Тома мыла куклу.
У нас была ёлка. Мы вешали на ёлку бусы, цепи, шары. У Лиды была кукла. Лида шила кукле шубу. Мама купила сыну тачку и кубики. Кот ел рыбу. Рыбы было мало.
Тесты с пропусками гласных. Разные уровни сложности.
Найди границы предложений. Поставь точку и заглавную букву.
зима в лесу
повалил снег хлопьями стало в лесу светло явились с севера зимние гости это птицы с красной шапочкой, снегири они летят к красной рябине и клюют плоды у белочки запасы еды в своѐм дупле спит медведь в берлоге в новой шубке заяц новый красивый наряд у лисицы-плутовки в своей норке ѐж накрылся листьями зарылись в мох лягушки только голодный и злой волк бродит на лесной опушке
скоро зима
под густой зелѐной ѐлочкой заяц строит свой дом переменила белка шубку на зиму чинит гнездо лиса бегает по полям роет мышиные норки забрался под низкий пень хорѐк у него там просторные хоромы ѐжик укрылся опавшими листьями и уснул на всю зиму ушѐл глубоко в землю крот лесные мыши попрятались в мох скрылись и лягушки забрались в ил
летний дождик
стоял жаркий день вдруг налетел ветерок набежала тѐмная туча она не спрятала солнце полил дождик солнце осветило окрестность капли дождя тяжело ударяли по цветам и траве они повисли на травинках и листочках в каждой капельке-дождинке играл солнечный луч перестал дождь посмотрите
на небо кто-то выстроил разноцветный мост от заречных лугов до деревни идѐт легкий парок от земли воздух наполняет запахи полевых цветов
Восстанови предложение и рассказ.
Составьте и запишите предложения, а затем связный текст из предложений. Озаглавьте его.
-1-
ѐжика, подарил, дедушка, ребятам
в, он, летом, жил, сарае
ежик, в, зимой, норе, уснул
голодный, ежик, вернется, весной
мыши! берегитесь
-2-
жалобно, лесу, в, стонут, деревья
мчится, голы , по , ветер, ветвям, холодный
настоящая, зима, пришла, уже
верхушки, деревьев, качает ,он
-3-
дни, мягкие, серые, стояли
легким, завалила, город, зима, снежком
стоят, деревья, снегу, все
узкую, утром, беседке, к, расчистили, мы, дорожку
-4-
в, сидят, гнезде, птенцы
громко, они, пищат
есть, хотят, малыши,
к, летит , ним, мама
червяка, она, несет, маленького
птичка, детей, спешит, своих, покорм
Использованная литература:
1. Городилова В.И.Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. — СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. - (Серия «Коррекционная педагогика»).
2. Дмитриев С.Д., Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи: Сборник упражнений.- М.: Книголюб, 2005. (Развитие и коррекция)
3. Емельянова Е. Н., Соболева А. Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. — СПб.: Питер, 2009.
4. Яворская О. Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками (7-11 лет). СПб.: КАРО, 2014.- (Серия «Мастер-класс логопеда »).
5. Яворская О. Н. Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-10 лет): Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. — СПб.: КАРО, 2007. - (Серия «Мастер-класс логопеда »).
6. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для школьников (3-4 классы). СПб.: КАРО, 2010. - (Серия «Мастер-класс логопеда »).