kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплекс упражнений для язычка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совет родителям, как укрепить язык ребенка в домашних условиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений для язычка»

Комплекс упражнений для укрепления 

Языка.


«Ёлочка»


Поглаживание под наклоном от средней линии к

краям языка, от средней  части языка к кончику.

Елка, елка, елочка

Острая иголочка.

Будем елку рисовать,

                       Язык будем расслаблять








                                  «Коньки»


Растирание круговыми движениями от средней части спинки языка к кончику слева и справа от средней линии языка.


Вокруг елки, ох и ах,

Мы  катались на коньках,

Мы  спирали здесь крутили

И язык мы научили.





                          

«Батут»


Растирание штрихованием. Короткие поступательные движения с легким

надавливанием и смещением тканей продольно и поперечно от  средней части к кончику языка.


На батуте мы скакали,

Оттолкнулись и поднялись.

Раз, два, три, четыре, пять –

                                          Язык трудится опять.




«Самолет»


Растирание пилением. Пилящие движения в противоположных направлениях в области средней части и кончика языка



                                                       Сели быстро в самолет

                                                       И отправились в полет.

                                                       Путь на запад и восток

                                                           Быстро к морю приведет.





«Волны»


Растирание надавливающими  волнообразными движениями от средней части спинки языка к кончику.


                                             По волнам мы в море синем,

                                          Заскользили, как дельфины

                                            Вправо, влево, вверх и вниз…

                                              Ждем мы следующий сюрприз.






« Водоворот»


   Растирание круговыми движениями небольшой амплитуды от центра к

периферии по всей поверхности спинки языка.


                                                                Закружились, вот так вот,

                                                               Впереди водоворот.

                                                              Язычку щекотно стало,

                                                            Тренируется немало.







«Слоник»


        Разминание надавливанием. Надавливающие движения в области средней части спинки   языка в различных направлениях.


                                                 Вот тяжелый вышел слон,

                                                Прогуляться любит он.

                                               Топал, топал и устал,

                                              Язычок сильнее стал.








                                              «Горка в аквапарке»


Разминание. 

Надавливающие движения по кругу от центра к боковым краям языка.



                                                          И компания моя,

                                                         В аквапарк поеду я,

                                                         По спирали съеду с горки,

                                                         Это весело, друзья!








                               «Норки»


                                                  Разминание. Надавливающие ввинчивающиеся

                                                     движения по всей поверхности спинки языка.


                                                     Много норок есть в лесу

                                                      У мышонка и лисицы,

                                                     У енота и куницы.

                                                     Под пенечком спит барсук.








                       «Дождик»


                             Вибрация похлопыванием. Легкие похлопывающие

                              движения от середины языка к боковым

                    поверхностям.

.


                                      Дождик, дождик, не дожди.

                                    Дождик, дождик подожди.

                                  Язычок наш молодец,

                                 И массажу здесь конец.




Рекомендации по проведению упражнений

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребенка навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Идти от простых упражнений к более сложным.

5. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Проводить  гимнастику перед настенным зеркалом.

Упражнения

1. Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая. 

2. Вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.

3. «Расческа». Почесывание языка о верхние зубы.

4. Просовывание с усилием языка между сомкнутыми зубами 

5. Сплевывание с кончика языка риса, гороха, семечек.

6. Слизывание капель сладкой воды кончиком  языка с вогнутой поверхности ложек (столовой, десертной, чайной).

7. Вылизвание тарелок

8. Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.

9. Переворачивание во рту кубиков из хлебных корок, грецких орехов. 

10. Орешек.

Кончик языка с силой упирается то в одну, то в другую щеку.

11. Удерживать на загнутом кверху кончике языка соломинку от коктейля у верхних зубов, потом у верхней губы.

12. Качели

Рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.

13. Вкусное варенье

Облизывание верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.

14. Иголочка

Сделать язык острым – тянемся языком к зеркалу. 

15. Лошадка

Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.

16. Индюк

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.

17. Чистим зубки.

Водить кончиком языка влево – вправо то по верхним, то по нижним зубам.

18. Достань конфетку.

Представить, что за нижними зубками прилипла ириска, выполнять кончиком языка движения, как будто достаем ириску из-за нижних зубов.

17. Горка

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.

18. Маляр

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.

18. Красим стенки.

Водить языком по внутренней поверхности то одной, то другой щеки вверх-вниз.

19. Дятел

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков  за верхними зубами, произнося «д-д-д».













Упражнения для укрепления кончика языка, его подвижности и умения им управлять



Упражнения для укрепления боковых краёв языка

1. «Самомассаж языка»

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Пожевать язык зубками несколько раз на одном выдохе, произносить звуки «тя-тя-тя».

2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. «Орешек», «Конфетка» Укол языка в одну и другую щеку.

4. Помыть каждую щечку «вверх-вниз»

Упражнения для образования сильной центральной воздушной струи

1. «Забей мяч в ворота»

Рот открыт. Широкий язык лежит на нижней губе («лопатка»). Дуть на ватный шарик или круглый (не гранёный) карандаш, который лежит на столе. В 30-ти сантиметрах поставить «ворота» (например 2 кубика). Забивать гол с лопаточки плавной струёй воздуха и резкой отрывистой струёй воздуха.

2. «Фокус»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать (резкий выдох) ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.




Упражнения для выработки подъёма языка

1. «Обними языком верхнюю губу».

Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

2. «Поцелуй языком верхнюю губу». Поцокать широким языком по губе.

3. «Пощелкать кончиком языка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

4. «Вкусное варенье», «Киска лакает молоко»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть неподвижна.

5. «Болтушка», «Индюк»

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл».

6. «Чьи зубы чище?»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы и нижняя челюсть не двигались.

 

Упражнения для укрепления кончика языка, его подвижности и умения им управлять

1. «Качели»

Рот открыт. Губы в улыбке. 3 варианта выполнять по пять раз:

а) Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней;

б) Широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;

в) Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем за нижними.

Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались.

2. «Ступеньки», «Язык перешагивает через зубы»

Рот приоткрыт. Широким языком дотронуться до верхней губы, затем до верхних зубов с наружной стороны, затем прижать к верхним бугоркам. Произнести «д-д-д-д» (попрыгать на третьей ступеньке, английский d).

3. «Маляр»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить:

а) нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно);
б) верхние бугорочки влево-вправо;
в) верхние бугорочки вперёд-назад.

4. «Лошадка»

Рот открыт. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. Для фиксации челюсти можно использовать мизинец ребенка, который закусывается в уголке рта коренными зубами (следить за чистотой рук!).

5. «Грибок»

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

6. «Гармошка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается, «грибок») и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

7. «Фырканье»

Проглатить слюну. Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

8. «Автомат»

Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «т-т-т» (английский t) — сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук «t» носил характер четкого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги (ватку): при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

9. «Барабан-I»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «д-д-д» (английский d). Сначала звук «d» произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук «d» носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук «d» произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Комплекс упражнений для язычка

Автор: Павлова Ольга Сергеевна

Дата: 21.05.2022

Номер свидетельства: 607550

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Комплекс  упражнений  для  развития  основ  связной  речи   детей  среднего  дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(91) "komplieksuprazhnieniidliarazvitiiaosnovsviaznoiriechidietieisriednieghodoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "308885"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458693271"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков  («ш», «ж», «щ», «ч») "
    ["seo_title"] => string(101) "komplieks-uprazhnienii-dlia-vyrabotki-pravil-nogho-proiznoshieniia-shipiashchikh-zvukov-sh-zh-shch-ch"
    ["file_id"] => string(6) "157195"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421569493"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Семинар- практикум для родителей "Хорошая речь слаще мёда" "
    ["seo_title"] => string(68) "sieminar-praktikum-dlia-roditieliei-khoroshaia-riech-slashchie-mioda"
    ["file_id"] => string(6) "113799"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411052973"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Конспект урока по развитию устной речи в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Овощи и фрукты» "
    ["seo_title"] => string(129) "konspiekt-uroka-po-razvitiiu-ustnoi-riechi-v-1-klassie-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkoly-viii-vida-po-tiemie-ovoshchi-i-frukty"
    ["file_id"] => string(6) "173089"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423923282"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Артикуляционная гимнастика. (в форме сказки "Язычок на прогулке")"
    ["seo_title"] => string(69) "artikuliatsionnaia_ghimnastika_v_formie_skazki_iazychok_na_proghulkie"
    ["file_id"] => string(6) "426117"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1503558338"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства