Сегодня к нам на занятие пришла змейка. Какой звук змейка произносит, как она делает (шипит-ш-ш-ш-ш-ш.) . Сегодня мы с тобой будем учиться шипеть, как змейка.
2. Артикуляционная гимнастика
«Наказать непослушный язык».
Цель: сделать язык широким, вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
«Вкусное варенье».
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].
«Маляр».
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
«Чашечка».
Цель: укреплять мышцы языка и отрабатывать подъем языка вверх.
«Лошадка».
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
«Грибок».
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку) .
«Гармошка».
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку) .
3. Упражнения на формирование воздушной струи
«Фокус»
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
«Загнать мяч в ворота»
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
«Вертушка»
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
4. Формирование кинестетического образа звука [ш] с применением модели артикуляции звука
Объяснение и показ моделя артикуляции звука.
При произнесении звука [ш] губы округлены - на модели круг, кончик языка у верхних резцов – стрелка вверх. При произнесении звука [ш] воздушная струя сильная, широкая, теплая. Рука ребенка у рта, обращается внимание на то, что выдыхаемая воздушная струя теплая. Ребенок должен почувствовать тепловые ощущения и давление выходящей воздушной струи.
5. Закрепление изолированного произнесения звука
Посмотри, змейка заблудилась, давай поможем ей найти свой домик. Нужно вести змейку по дорожке и произносить звук ш-ш-ш-ш-ш (ребенок выполняет задание). Молодец помог змейке добраться до своего домика.
6. Упражнение на развитие фонематического восприятия
А сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук». Как только услышишь звук [ш], сразу лови его - хлопай в ладошки: М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш.
7. Развитие мелкой моторики
Звук [ш] при письме мы будем обозначать буквой «Ш». попробуй Ребенок из ракушек сконструировать букву «Ш».
Итог занятия
- С каким звуком ты сегодня познакомился?
- Как мы обозначаем звук на письме? (Буквой «Ш»)
- Сегодня на занятии ты научился шипеть, как змейка, помог змейке добраться до своего домика и это здорово у тебя получилось! Ты сегодня очень старался, молодец!