Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, а также практическое их применение. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте развивать связную речь. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Для достижения связности речи, необходимо также умело использовать интонацию, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные - Это - шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.) Игровое упражнение «Опиши предмет». Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия. - Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный - это мой любимый...помидор»). «Кто назовет больше действий» Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия. - Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки | | предложения, использовать языковые средства для связи предложений. Огромную помощь в развитии связной речи, могут оказать специальные игры и упражнения. Лингвистические игры во всех их многообразии и игры, основу которых составляют вербальные формы коммуникации: подвижные со словесными приговорами, музыкальные, театрализованные, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и другие, - способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний - процесс постепенный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Ниже представлены игры и игровые упражнения, направленные на от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.) За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок. «Как сказать по-другому?» Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях - Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает). Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет). Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а... Желаю удачи и радости общения с ребенком! | | активизацию речевого развития детей. Игровое упражнение «Если бы...» Цель - развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления - синтеза, прогнозирования, экспериментирования. Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как: «Если бы я был волшебником, то ...» «Если бы я стал невидимым ... Игровое упражнение «Закончи сам». Цель - развитие у детей связной речи, воображения. Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку. Игровое упражнение "Один-много». Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия. МАДОУ «Детский сад № 46» ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Возраст: от 5 до 7 лет Подготовила: учитель-логопед: Нерушева Елена Юрьевна 2025г |