Дети дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи часто путают понятия звук и буква, затрудняются в звуковом анализе слов, трудности вызывает и запоминание зрительного образа букв.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Групповой образовательный проект»
Учитель-логопед: Деева О.А.
Групповой образовательный проект «Буквы гласные мы знаем»
группа № 6 комбинированной направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи МБ ДОУ дс кв «Кирпичики»
Актуальность. Дети с тяжёлыми нарушения речи часто путают понятия «звук» и «буква», с трудом запоминают графические образы букв.
Тип проекта: информационно – творческий
Срок реализации: сентябрь-октябрь
Цель проекта: Создание условий для расширения представлений о гласных звуках и буквах (а,о,у). Повышение познавательного интереса детей к изучению букв и звуков. Предупреждение дислексии.
Задачи:
1. Закреплять знания о гласных звуках, особенностью их артикуляции, формировать основы звуко-буквенного анализа.
2. Закрепить зрительные образы гласных букв А, О, У.
4. Развивать фонематический слух и речевое дыхание.
5. Развивать познавательные процессы, коммуникативные способности детей, творческие способности, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.
6. Привлекать родителей к более тесному сотрудничеству в коррекционной работе.
Приемы: мотивация детей, проблемные ситуации, НОД, вопросы и ответы, составление звуковых схем, работа в малых группах, дидактические игры: «Волшебная палочка», «Чудо-дерево», «Найди и назови букву», «Подбери букву к картинке», «Назови картинки на звук «а» (О,У, «Живые звуки», «Чудесный мешочек» (буквы, «Угадай на ощупь», «Буква по воздуху», «Отгадай кроссворд», «Составь кроссворд». Увлекательные игры и упражнения в тетради дошкольника 6-7 лет «Логопедические игры и упражнения» серия: «Занимаемся. Взрослеем. Умнеем» составитель ОЯ Якимович (издательство «Учитель», 2013г, тетради «Учимся читать» 6-7 лет СЕ Гавриной, НА Кутявиной, ИГ Топорковой, СВ Щербининой (ЗАО «РОСМЭН», 2013г, серия Школа для дошколят.
Предварительная работа:
-Поисковая работа по подбору методического и иллюстративного материала.
-Подбор стихов о буквах А,О,У.
-Подбор книг.
- Подготовка презентаций для детей и родителей.
Реализация проекта. НОД. Совместная деятельность с детьми.
Выставка книг про буквы.
-Рассматривание рисунков «На что похожа буква» (авторских: Шибаева, Виеру, др)
- Презентации «Гласные звуки и буквы», «Буква А»
- «Отгадай кроссворд»
-Организация выставки кроссвордов (А, О, У)
- «Рисуем весёлые гласные буквы» (На что похожа буква)
-Организация выставки книг-самоделок.
Сотрудничество с семьёй:
- Рекомендации для родителей.
Задачи проекта решаются во время непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда, подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда, совместной деятельности воспитателя и детей (НОД, организации коррекционного сеанса, прогулки, др), самостоятельной деятельности детей (игры по выбору). Совместной деятельности родителей и детей в играх и выполнение домашних заданий учителя-логопеда.Основной принцип: знакомству с буквой предшествует добуквенный, звуковой период обучения. Звуковой анализ включает умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове.
2. Обязательные игры на предупреждение дислексии. Дислексия очень часто бывает обусловлена несформированностью зрительных функций. Зрительное восприятие при чтении поддерживается совместной работой гностического и моторного компонентов зрения. Движения глаз детей с дислексией и их ровесников в норме имеют количественные и качественные различия, которые отмечаются при сканировании не только букв, слов и предложений, но и предметных изображений.
Задания для развития произвольного зрительного внимания, анализа и синтеза, зрительной памяти предлагаются детям на каждом занятии на разных его этапах.
Основные задачи развития и коррекции зрительного фактора:
• Развитие произвольного зрительного внимания
• Развитие навыков зрительного анализа и синтеза
• Развитие зрительной памяти
• Контроль за движением глаз
• Формирование пространственных представлений
• Расширение поля зрения
Приемы: основной прием – игра (игра- как деятельность предполагает правила, образцы, средства), мотивация детей, проблемные ситуации, НОД, вопросы и ответы, составление звуковых схем, работа в малых группах.
При работе с буквой тоже есть особые специфические игровые приемы.
Так как дислексики часто имеют глобальное трёхмерное восприятие, им трудно воспринимать плоские двухмерные буквы. Для преодоления этого будут эффективны следующие упражнения:
• Вылепливание заданной буквы из пластилина.
• Называние букв, написанных на карточках правильно и зеркально.
• Обведи в каждой строке одинаковые буквы
• Выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания на том, как расположены их элементы.
• Ощупывание букв из картона или наждачной бумаги с закрытыми глазами, их узнавание, правильное расположение на столе, придумывание с ними слов.
• Дермалексия - узнавание буквы, «написанной» на спине, на ладони, в воздухе, на столе.
• Обведение букв по трафарету.
• «Распутай клубочек» написать смешавшиеся буквы
• Соединить заданные буквы в предложении, тексте, как вариант – зачеркнуть на странице текста заданную букву( во всех словах)
• Придумывание слов, содержащих заданную букву в определенной позиции.
Ожидаемый результат
Повышение познавательного интереса детей к изучению букв и звуков.
Выставка кроссвордов «Буквы: А, О, У».
Выставка книжек «На что похожа буква» (А, О, У)
Презентация проекта на сайте ДОУ.
Дети знают буквы (не путают зрительный образ). С удовольствием, свободно манипулируют буквами, экспериментируют со словами, усвоили «слияние», владеют приемами звукового анализа.
Раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Повышение самооценки и уверенности в себе.
Для родителей. Развитие навыков взаимодействия с ребенком
Содержание деятельности
Месяц
Содержание деятельности учителя-логопеда
Содержание деятельности воспитателя
Родители
Сентябрь
Звук и буква А
НОД
Игры
Пиши букву (Соедини цифры)
Найди букву
Буква по воздуху
Зашумленная буква
Почини букву (компьютерная игра «Лунтик учит буквы»)
Чтение букваря (А)
Соотнеси картинки и слова (все)
«Большая буква А» просмотр фильма
Звук и буква Ш (Ш-С)
Много слов со звуком [А]
Чтение букваря (А)
Рассматривание рисунков «На что похожа буква»
Соотнеси картинки и слова (индивидуально)
Называние букв, написанных на карточках правильно и зеркально.
Обведи в каждой строке одинаковые буквы
Звук и буква А
Заполни таблицу, назови слова со звуком [А]
Чтение букваря (А)
Рисунок к выставке «На что похожа буква»
Составление кроссворда с буквой
2 неделя
Звук и буква У
Пиши букву.
Лепить букву из пластилина.
Почини букву (компьютерная игра «Лунтик учит буквы»)
Найди букву
Буква по воздуху
Зашумленная буква
Чтение букваря
Соотнеси картинки и слова
Называние букв, написанных на карточках правильно и зеркально.
Обведи в каждой строке одинаковые буквы
Звук и буква У
Игра «Магазин» (предметы в названии которых есть звук [у])
Придумывание слов, содержащих заданный звук
Один - много («Овощи»)
Составь букву (палочки РЭМП)
Рассматривание рисунков «На что похожа буква»
Зачеркнуть на странице текста заданную букву
Дермалексия – узнать букву, написанную на спине (на ладони)
Чтение букваря
Звук и буква У
Придумывание слов, содержащих заданный звук
Чтение букваря
Рисунок к выставке «На что похожа буква»
Составление кроссворда с буквой
3 неделя
Звуки и буквы А,У
Пиши букву.
Лепить букву из пластилина, составить из палочек, составить из элементов мозаики.
Почини букву (компьютерная игра «Лунтик учит буквы»)
Найди букву
Буква по воздуху
Зашумленная буква
Чтение букваря
Составь слово, читай слово (ау)
Соотнеси картинки и слова
Чтение букваря (А, У)
Рассматривание рисунков «На что похожа буква»
Соотнеси картинки и слова (индивидуально)
Звуки и буквы А,У
Придумывание слов, содержащих заданный звук
Чтение букваря
Составление кроссворда с буквами
Звук и буква О
Пиши букву.
Лепить букву из пластилина составить из палочек, составить из элементов мозаики.
Почини букву (компьютерная игра «Лунтик учит буквы»)
Найди букву
Буква по воздуху
Зашумленная буква
Чтение букваря
Соотнеси картинки и слова
«Распутай клубочек»
Много слов со звуком [О]
Чтение букваря (О)
Рассматривание рисунков «На что похожа буква»
Соотнеси картинки и слова (индивидуально)
«Распутай клубочек»
Дермалексия – узнать букву, написанную на спине (на ладони)