Данное занятие входит в структуру коррекционной программы, направленной на формирование у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и применению их в учебной деятельности. Роль места логопедического занятия в данной программе является частью базы для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Выражается в устранении аграмматизма в словообразовании, правильном употреблении глаголов, развитии связной речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Глагол. Словообразование. Словоизменение.»
Пояснительная записка.
План – конспект занятия составлен для группы детей ОВЗ с нарушениями чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи (ОНР IV уровень). ПМПК рекомендовано проводить занятия, направленные на развитие всех компонентов речевой системы, коррекции нарушения чтения и письма.
Данное занятие входит в структуру коррекционной программы, направленной на формирование у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и применению их в учебной деятельности. Роль места логопедического занятия в данной программе является частью базы для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Выражается в устранении аграмматизма в словообразовании, правильном употреблении глаголов, развитии связной речи.
Инструментарий для оценивания результатов освоения новых умений включает: обследование письменной речи по методике О.Б. Иншаковой; исследование словоизменения у младших школьников по методике Р.И.Лалаева, И.В. Прищепова; экспресс – диагностики устной речи младших школьников по тестовой методике Т.А. Фотекова (2000 г.).
Цель: обучение учащихся в употребление глагола единственного и множественного числа, способность распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать и правильно употреблять глаголы с разными приставками.
Педагогические технологии: дифференцированное обучение; операционно-предметная система обучения; моторно-тренировочная система; операционно-комплексная система; практические методы обучения.
В процессе обучения используются ИКТ.
Пространственная и временная организация общеобразовательной среды на занятии:зона индивидуальных занятий, в которой расположены: зеркало, стол стулья; зона рабочего места учителя – логопеда, в котором расположены: стол с персональном компьютером, принтер, шкаф для пособий;свободная зона для проведения логоритмических упражнений; зона для групповых занятий, в которых расположены столы, стулья для детей, настенная магнитная доска. Длительность индивидуального занятия составляет 25-30 минут, продолжительность группового занятия 40 минут.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед: Чтобы вы догадались чем мы будем заниматься сегодня на занятии прослушайте стихотворение и найдите слово – действия.
Есть на свете много профессий, Иважны они всем нам очень: Врач, учитель, сантехник, профессор, Инженер, акробат и рабочий. Все профессии очень разные - Трудно сделать выбор порою. Интересные и опасные, Могут стать для кого-то судьбою.
- К какой части речи относится это слово? (ответы детей)
Сформулировать тему занятия и записать на доске.
Тема занятия: «Что такое глагол?»
Основная часть.
Организация деятельности по усвоению навыков практического употребления и изменения глаголовна материале лексической темы «Профессии».
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.
Логопед зачитывает стихотворение и предлагает игру.
Строители
На соседней улице строят новый дом. Быстро вырастает этаж за этажом. Трудятся строители весело и дружно. К сроку им построить дом высоченный нужно. Сколько здесь профессий! Каменщик, маляр, Крановщик, водитель, грузчик и столяр, Штукатур и плотник… Всех не сосчитать! Смогут новоселы скоро в дом въезжать.
Игра: «Один – много».
Цель: Способствовать развитию умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам.
Материал: Карточки с глаголами единственного и множественного числа.
Ход занятия: Детям предлагается примерить на себя роль строителя и построить два домика, распределяя глаголы в первый домик в форме единственного числа, а во второй в форме множественного числа.
Длительность занятия 10 минут.
См. Приложение №1 и №2.
Словообразование.
Логопед зачитывает стихотворение и предлагает игру.
Конструктор
На далёкие планеты От земли летят ракеты. Их конструктор разработал, День и ночь не спал, работал.
Игра: «Собери цветок».
Цель: Научить детей образовывать и правильно употреблять глаголы с разными приставками.
Материал: Вырезанные фигуры: кружки, в центре которых написаны приставки и овалы на которых написаны глаголы.
Ход игры:Учитель логопед показывает действия с фигурами, где в центр листа помещает первую фигуру, круг с приставкой. Затем к нему добавляет овалы со словами обозначающие глаголы, так, чтоб получился цветок. Во время всех действий учитель – логопед обращает внимание детей на образование нового глагола путем присоединения к нему приставки. Учитель - логопед просит детей повторить действие с другими приставками, таким образом, чтоб получилось «сконструировать» цветок.
Длительность игры 15 мин.
См. Приложение №3.
Обогащение словаря глаголами.
Физкультминутка: «Скажи наоборот».
Цель: Научить детей называть действия с противоположным значением.
Материал: Мяч.
Ход игры: Дети встают в круг. Учитель – логопед подбрасывает мяч;
и называет действие (глагол), а ребенок поймавший мяч, называет действие (глагол) с противоположным значением.
Длительность физкультминутки 3 мин.
Говорить – (молчать);
Открывать – (закрывать);
Прилететь –(улететь);
Встречать –(провожать);
Работать – (отдыхать);
Радоваться – (грустить);
Ссориться –(мириться);
Вспоминать – (забывать).
Работа на уровне текста.
Логопед зачитывает стихотворение и предлагает упражнение.
Повар
Дайте повару продукты: Мясо птицы, сухофрукты, Рис, картофель… И тогда Ждёт вас вкусная еда
Цель: Научить распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида.
Материал: Заготовленный текст.
Ход упражнения: Прочитать текст и найти глаголы завершенного действия и заменить на глаголы не законченного действия.
Длительность упражнения 10 мин.
Текст упражнения.
Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старик старухе и говорит: — Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть
Итог занятия.
На какие вопросы отвечают глаголы? Какие бывают глаголы? (ответы детей)
На этом наше занятие закончено. Вы сегодня поработали очень хорошо. Спасибо за работу. До свидания.