kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по преодолению аграмматической дисграфии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционная работы проводится в три взаимосвязан­ных этапа.

I этап ( 48 часов)

1.  Формирование навыка построения связных высказыва­ний. Детей учат:

  • соблюдать заданный порядок слов при записи предло­жения;
  • отличать связный текст от набора слов, словосочета­ний, предложений и т.д.;
  • составлять предложения из заданного набора слов без пропуска членов предложения и повторов;
  • составлять тексты из 2—3 предложений, связывая их между собой по смыслу и используя для этого лекси­ческие повторы, личные местоимения, наречия.

2. Закрепление навыков словообразования. Детей учат:

  • образовывать существительные с уменьшительно-лас­кательным значением (с использованием суффиксов -к-, -ик-, -чик- т.п.);
    • образовывать и различать возвратные и невозвратные глаголы;
    • образовывать притяжательные прилагательные с суф­фиксом -ин-.
    • Формирование продуктивных и простых по семантике форм. Детей учат:
    • различать формы именительного падежа единствен­ного числа и именительного падежа множественного числа имен существительных;
    • образовывать имена существительные в форме единс­твенного числа косвенного падежа без предлогов;
    •  согласовывать существительные и глаголы настояще­го времени 3-го лица в числе.

II этап (8 часов)

1.  Усвоение различных способов связи слов в словосочета­ниях и предложениях. Детей учат:

  • образовывать словосочетания и предложения различ­ных видов;
  • характеризовать и различать между собой части речи.

2.  Работа над словообразованием непродуктивных форм словоизменения. Детей учат:

  • образовывать существительные с уменьшительно-лас­кательным значением (с использованием суффиксов -онък-, -енък-, -ышк- и т.п.);
  • образовывать существительные с суффиксом -ниц-;
  • образовывать существительные с суффиксом –инк- / -енк-, с суффиксом -ин-;
  •  образовывать и различать между собой глаголы совершенного и несовершенного вида;
  • образовывать притяжательные прилагательные с суф­фиксами -ин, -нин, -ов, -ев и др.;
  • образовывать относительные прилагательные с суф­фиксами -н-, -ан-, -ян-, -енн-.

3.  Формирование наиболее сложных для детей непродук­тивных форм словоизменения. Детей учат:

  • понимать и использовать в речи предложно-падежные конструкции с именами существительными в косвен­ных падежах;
  • закреплять навык использования в речи имен существи­тельных в форме множественного числа без предлогов;
  • использовать в речи и различать между собой глаголы 1, 2, 3-го лица настоящего и прошедшего времени;
  •  согласовывать существительные и глаголы прошедше­го времени в числе и роде;
  • согласовывать имена прилагательные и имена сущест­вительные в числе.

III этап ( 4 часа)

1.  Усвоение наиболее сложных для детей способов связи слов в словосочетаниях и предложениях. Детей учат:

  • самостоятельному составлению связных текстов из предложений разных типов.

2. Уточнение знаний детей о непродуктивных формах словоизменения. Детей учат:

  • образовывать названия животных;
  • образовывать притяжательные прилагательные с раз­личными суффиксами;
  • образовывать относительные прилагательные с раз­личными суффиксами.

3.  Закрепление сложных для детей непродуктивных форм словоизменения. Детей учат:

  • использовать в речи предложно-падежные конструк­ции с именами существительными в косвенных паде­жах;
  • согласовывать имена прилагательные с именами су­ществительными в форме косвенного падежа;
  • согласование притяжательных, указательных и опре­делительных местоимений с именами существитель­ными.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 60 занятий (часов) (30 недель).

Аграмматическая дислексия и дисграфия связаны с не­доразвитием грамматического строя речи. Поэтому большое внимание в коррекционной работе уделяется упорядочива­нию грамматического строя речи учащихся.

Для этого необходимо:

-   сформировать у ребенка понимание особенностей взаимо­связи различных частей речи;

-   научить правильно использовать в устной и письменной речи различные грамматические конструкции.

Таким образом, в ходе коррекционной работы у учащих­ся:

-   формируются навыки словообразования и словотворчес­тва;

-   появляется навык работы с различными частями речи;

-   расширяется словарный запас; развивается так называемое языковое чутье;

-   появляется навык составления предложений различных типов и связных текстов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по преодолению аграмматической дисграфии»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дубковская средняя школа» Ярославского Муниципального района







СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол метод. объединения Директор школы Сухова Н.Н.

1 от 28.08.2015 Приказ №__________от__________

Руководитель Фролова И.В.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по преодолению аграмматической дисграфии

на 2015-2016 учебный год







Разработчик программы

учитель-логопед

Емельяновой Е.В.







2015-2016 уч. год


Пояснительная записка.


Данная программа составлена на основе авторской программы «Коррекция аграмматической дисграфии» Е.В. Мазановой.

Проблема изучения и коррекции специфических наруше­ний письменной речи у детей (дисграфия и дислексия) в на­стоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увели­чивается количество детей с различными видами дисграфии.

Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недоразвития речи (ОНР). Несформированность грамматического, лексического и фонематического уровней речи ребенка проявляется на письме множеством специфических ошибок, которые не следует принимать за «описки». Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. У детей наблюда­ется в устной речи и на письме аграмматизм, который про­является в искажении морфологической структуры слова, замене частей слова (префиксов, флексий), в нарушениях при составлении предложно-падежных конструкций, на­рушениях согласования и словоизменения. При этой форме дисграфии отмечаются также трудности в построении слож­ных предложений, пропуски членов предложения, наруше­ние последовательности слов в предложении.

Нарушение письма у ребенка при аграмматической дис­графии носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Формирование морфологической структуры языка (навыков словообразования и словоизменения) и структуры предложения ведется параллельно и в тесной связи с разви­тием словаря, фонематического анализа и синтеза.

Коррекционная работа осуществляется с учетом законо­мерностей нормального речевого развития. Основная задача логопеда состоит в том, чтобы сформировать у ребенка пред­ставления о морфологических элементах слова и о структу­ре предложения.


Коррекционная работы проводится в три взаимосвязан­ных этапа.

I этап ( 48 часов)

1. Формирование навыка построения связных высказыва­ний. Детей учат:

  • соблюдать заданный порядок слов при записи предло­жения;

  • отличать связный текст от набора слов, словосочета­ний, предложений и т.д.;

  • составлять предложения из заданного набора слов без пропуска членов предложения и повторов;

  • составлять тексты из 2—3 предложений, связывая их между собой по смыслу и используя для этого лекси­ческие повторы, личные местоимения, наречия.


2. Закрепление навыков словообразования. Детей учат:

  • образовывать существительные с уменьшительно-лас­кательным значением (с использованием суффиксов -к-, -ик-, -чик- т.п.);

    • образовывать и различать возвратные и невозвратные глаголы;

    • образовывать притяжательные прилагательные с суф­фиксом -ин-.

    • Формирование продуктивных и простых по семантике форм. Детей учат:

    • различать формы именительного падежа единствен­ного числа и именительного падежа множественного числа имен существительных;

    • образовывать имена существительные в форме единс­твенного числа косвенного падежа без предлогов;

    • согласовывать существительные и глаголы настояще­го времени 3-го лица в числе.


II этап (8 часов)

1. Усвоение различных способов связи слов в словосочета­ниях и предложениях. Детей учат:

  • образовывать словосочетания и предложения различ­ных видов;

  • характеризовать и различать между собой части речи.


2. Работа над словообразованием непродуктивных форм словоизменения. Детей учат:

  • образовывать существительные с уменьшительно-лас­кательным значением (с использованием суффиксов -онък-, -енък-, -ышк- и т.п.);

  • образовывать существительные с суффиксом -ниц-;

  • образовывать существительные с суффиксом –инк- / -енк-, с суффиксом -ин-;

  • образовывать и различать между собой глаголы совершенного и несовершенного вида;

  • образовывать притяжательные прилагательные с суф­фиксами -ин, -нин, -ов, -ев и др.;

  • образовывать относительные прилагательные с суф­фиксами -н-, -ан-, -ян-, -енн-.


3. Формирование наиболее сложных для детей непродук­тивных форм словоизменения. Детей учат:

  • понимать и использовать в речи предложно-падежные конструкции с именами существительными в косвен­ных падежах;

  • закреплять навык использования в речи имен существи­тельных в форме множественного числа без предлогов;

  • использовать в речи и различать между собой глаголы 1, 2, 3-го лица настоящего и прошедшего времени;

  • согласовывать существительные и глаголы прошедше­го времени в числе и роде;

  • согласовывать имена прилагательные и имена сущест­вительные в числе.


III этап ( 4 часа)

1. Усвоение наиболее сложных для детей способов связи слов в словосочетаниях и предложениях. Детей учат:

  • самостоятельному составлению связных текстов из предложений разных типов.


2. Уточнение знаний детей о непродуктивных формах словоизменения. Детей учат:

  • образовывать названия животных;

  • образовывать притяжательные прилагательные с раз­личными суффиксами;

  • образовывать относительные прилагательные с раз­личными суффиксами.


3. Закрепление сложных для детей непродуктивных форм словоизменения. Детей учат:

  • использовать в речи предложно-падежные конструк­ции с именами существительными в косвенных паде­жах;

  • согласовывать имена прилагательные с именами су­ществительными в форме косвенного падежа;

  • согласование притяжательных, указательных и опре­делительных местоимений с именами существитель­ными.


Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 60 занятий (часов) (30 недель).


Аграмматическая дислексия и дисграфия связаны с не­доразвитием грамматического строя речи. Поэтому большое внимание в коррекционной работе уделяется упорядочива­нию грамматического строя речи учащихся.

Для этого необходимо:

- сформировать у ребенка понимание особенностей взаимо­связи различных частей речи;

- научить правильно использовать в устной и письменной речи различные грамматические конструкции.


Таким образом, в ходе коррекционной работы у учащих­ся:

- формируются навыки словообразования и словотворчес­тва;

- появляется навык работы с различными частями речи;

- расширяется словарный запас; развивается так называемое языковое чутье;

- появляется навык составления предложений различных типов и связных текстов.


Календарно-тематический план реализации программы по преодолению аграмматической дисграфии на 2015-2016 учебный год


№ п/п

Тема занятий


Кол-во часов

Сро-ки

I этап ( 48 часов).

Закрепление навыков словообразования (20 часов).

1

Закрепление понятия «родственное слово». Подбор родственных слов.

1


2

Закрепление понятия «однокоренное слово».

1


3

Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря.

1


4

Выделение единого корня и правописа­ние родственных и однокоренных слов

1


5

Закрепление знаний о приставках. Тренировка в нахождении приставки в словах.

1


6

Пра­вописание приставок. Образование новых слов при по­мощи приставок. Работа с антонимами.

1


7

Закрепление знаний о суффиксах. Объяснение значений различных суффиксов. Обога­щение словаря по теме «Профессии».

1


8

Образование существительных с умень­шительно-ласкательным значением.

1


9

Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыка разбора слов по составу.

1


10

Разбор слов по составу. Работа с синонимами.

1


11

Закрепление знаний о предлогах, о их правописании.

1


12

Дифференциация предлогов и приставок на письме.

1


13

Дифференциация предлогов В – НА между собой и другими предлогами.

1


14

Практическое употребление в речи предлогов В – НА.

1


15

Дифференциация предлогов НА – НАД между собой и другими предлогами. Их практическое употребление в речи.

1


16

Дифференциация предлогов К – ОТ между собой и другими предлогами. Их практическое употребление в речи.

1


17

Дифференциация предлогов В – ИЗ между собой и другими предлогами. Их практическое употребление в речи.

1


18

Дифференциация предлогов ОТ – ИЗ между собой и другими предлогами. Их практическое употребление в речи.

1


19

Дифференциация предлогов С – СО между собой и другими предлогами. Их практическое употребление в речи.

1


20

Дифференциация предлогов В – У между собой и другими предлогами. Их практическое употребление в речи.

1


Закрепление навыков словоизменения (10 часов).

21

Имя существительное, его грамматическое значение. Обогащение номинативного словаря.

1


22

Об­разование форм единственного и мно­жественного числа имен существитель­ных.

1


23

Повторение понятия «род имён существительных». Дифференциация сущест­вительных разного рода.

1


24

Закрепление знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

1


25

Практическое употребление су­ществительных в форме единственного и множественного числа именительного и винительного падежей.

1


26

Практическое употребление су­ществительных в форме единственного и множественного числа винительного и родительного падежей.

1


27

Практическое употребление су­ществительных в форме единственного и множественного числа дательного падежа.

1


28

Практическое употребление су­ществительных в форме единственного и множественного числа творительного падежа без предлога.

1


29

Практическое употребление су­ществительных в форме единственного и множественного числа предложного падежа.

1


30

В гостях у Грамматики. Итоговое занятие по имени существительному.

1


Развитие навыков согласования слов (18 часов).

31

Имя прилагательное, его грамматическое значение. Обогащение словаря прилагательных. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

1


32

Словоизменение прилагательных по числам. Согласование прилагательных с существительным. Работа с антонимами.

1


33

Словоизменение прилагательных. Образование относительных прилагательных.

1


34

Практическое занятие по правописанию безударных окончаний прилагательных.

1


35

Путешествие в Бумажную страну. Итоговое занятие по имени прилагательному.

1


36

Глагол, его грамматическое значение. Обогащение предикативного словаря.

1


37

Согласование глаголов с существительными в числе, в роде.

1


38

Словообразование глаголов, согласование глагола с существительными во времени.

1


39

Словоизменение глагола. Тренировка в употреблении глаголов настоящего времени.

1


40

Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида.

1


41

Дифференциация, согласование существительных, прилагательных и глаголов в предложениях.

1


42

Местоимение, его грамматическое значение. Практическое употребление местоимений разного рода.

1


43

Практическое употребление местоимений единственного и множественного числа.

1


44

Согласование местоимений с существительными.

1


45

Согласование местоимений с глаголами.

1


46

Согласование количественных числительных с существительными в роде, числе и падеже.

1


47

Правописание числительных, работа по словоизменению.

1


48

Контроль за усвоением знаний. Анализ ошибок.

1


II этап - работа с предложением (8 часов).

49

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение», «текст».

1


50

Работа с деформированным предложением.

1


51

Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов.

1


52

Построение предложений с заданным словом с использованием разных частей речи.

1


53

Построение сложносочинённых предложений с соединительной связью.

1


54

Построение сложносочинённых предложений с противительной связью.

1


55

Установление в предложении причинно-следственных связей.

1


56

Построение сложноподчинённых предложений.

1


III этап - работа с текстом. ( 4 часа)

57

Установление смысловых связей между предложениями в составе текста.

1


58

Работа с деформированным текстом.

1


59

Составление описательного рассказа.

1


60

Составление рассказа на определённую тему.

1



Список рекомендуемой литературы:


    1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопе­дам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

    2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специаль­ной (коррекционной) школе. - М.: Гуманитарный издатель­ский центр ВЛАДОС, 2000.

    3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопеди­ческой работы: Сб. методических рекомендаций. - СПб.: ДЕ­ТСТВО-ПРЕСС, 2000.

    4. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М., 1994.

    5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М, Филичева Т.Е. Преодоление об­щего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.

    6. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

    7. КорневАЛ. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-мето­дическое пособие. - СПб.; ИДУМиМ, 1997.

    8. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у млад­ших школьников: Учебное пособие. - СПб.: СОЮЗ, 1998.

    9. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция на­рушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-ме­тодическое пособие. - СПб.: СОЮЗ, 2001.

    10. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразви­тия речи у дошкольников. — СПб.: СОЮЗ, 1999.

    11. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. -М., 1961.

    12. Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисгра-фии: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №4. - М.: ООО «АКВАРИУМ БУК»; Киев: ФГУИППВ, 2004.

    13. Матвеева АЛ. Русский язык. Контрольные работы в началь­ной школе. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе: Методическое пособие. -М.: Дрофа, 1995.

    14. Нефедова ЕА., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. - М.: Аквариум, 1996. - (Уроки русского языка).

    15. Новикова Е.В. Секреты предлогов и падежей: Учебно-практи­ческое пособие. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

    16. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. -М., 1961.

    17. Переслини Л.И., Фотекова ТА. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития // Дефектология. 1993. №4.

    18. Программы образовательных учреждений. Начальные классы (1—4). — М.: Просвещение, 1994.

    19. Садовникова ИЛ. Нарушения письменной речи и их преодо­ление у младших школьников. - М., 1997.

    20. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, т- М., 1996.

    21. Ткаченко ТА. В первый класс без дефектов речи. - СПб.: ДЕ­ТСТВО-ПРЕСС, 1999.

    22. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. — М.: Гном-Пресс, 1999.

    23. Фотекова ТА. Тестовая методика диагностики устной речи дошкольников. - М.: АРКТИ, 2000.

    24. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся об­щеобразовательной школы. - М.: АРКТИ, 1997.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа по преодолению аграмматической дисграфии

Автор: Кириллова Екатерина Владимировна

Дата: 07.04.2016

Номер свидетельства: 316045

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Рабочая программа по преодолению СНР для 4 класса"
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaiaproghrammapoprieodolieniiusnrdlia4klassa"
    ["file_id"] => string(6) "316064"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1460017700"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства