Коррекционная работы проводится в три взаимосвязанных этапа.
I этап ( 48 часов)
1. Формирование навыка построения связных высказываний. Детей учат:
- соблюдать заданный порядок слов при записи предложения;
- отличать связный текст от набора слов, словосочетаний, предложений и т.д.;
- составлять предложения из заданного набора слов без пропуска членов предложения и повторов;
- составлять тексты из 2—3 предложений, связывая их между собой по смыслу и используя для этого лексические повторы, личные местоимения, наречия.
2. Закрепление навыков словообразования. Детей учат:
- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением (с использованием суффиксов -к-, -ик-, -чик- т.п.);
- образовывать и различать возвратные и невозвратные глаголы;
- образовывать притяжательные прилагательные с суффиксом -ин-.
- Формирование продуктивных и простых по семантике форм. Детей учат:
- различать формы именительного падежа единственного числа и именительного падежа множественного числа имен существительных;
- образовывать имена существительные в форме единственного числа косвенного падежа без предлогов;
- согласовывать существительные и глаголы настоящего времени 3-го лица в числе.
II этап (8 часов)
1. Усвоение различных способов связи слов в словосочетаниях и предложениях. Детей учат:
- образовывать словосочетания и предложения различных видов;
- характеризовать и различать между собой части речи.
2. Работа над словообразованием непродуктивных форм словоизменения. Детей учат:
- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением (с использованием суффиксов -онък-, -енък-, -ышк- и т.п.);
- образовывать существительные с суффиксом -ниц-;
- образовывать существительные с суффиксом –инк- / -енк-, с суффиксом -ин-;
- образовывать и различать между собой глаголы совершенного и несовершенного вида;
- образовывать притяжательные прилагательные с суффиксами -ин, -нин, -ов, -ев и др.;
- образовывать относительные прилагательные с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -енн-.
3. Формирование наиболее сложных для детей непродуктивных форм словоизменения. Детей учат:
- понимать и использовать в речи предложно-падежные конструкции с именами существительными в косвенных падежах;
- закреплять навык использования в речи имен существительных в форме множественного числа без предлогов;
- использовать в речи и различать между собой глаголы 1, 2, 3-го лица настоящего и прошедшего времени;
- согласовывать существительные и глаголы прошедшего времени в числе и роде;
- согласовывать имена прилагательные и имена существительные в числе.
III этап ( 4 часа)
1. Усвоение наиболее сложных для детей способов связи слов в словосочетаниях и предложениях. Детей учат:
- самостоятельному составлению связных текстов из предложений разных типов.
2. Уточнение знаний детей о непродуктивных формах словоизменения. Детей учат:
- образовывать названия животных;
- образовывать притяжательные прилагательные с различными суффиксами;
- образовывать относительные прилагательные с различными суффиксами.
3. Закрепление сложных для детей непродуктивных форм словоизменения. Детей учат:
- использовать в речи предложно-падежные конструкции с именами существительными в косвенных падежах;
- согласовывать имена прилагательные с именами существительными в форме косвенного падежа;
- согласование притяжательных, указательных и определительных местоимений с именами существительными.
Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 60 занятий (часов) (30 недель).
Аграмматическая дислексия и дисграфия связаны с недоразвитием грамматического строя речи. Поэтому большое внимание в коррекционной работе уделяется упорядочиванию грамматического строя речи учащихся.
Для этого необходимо:
- сформировать у ребенка понимание особенностей взаимосвязи различных частей речи;
- научить правильно использовать в устной и письменной речи различные грамматические конструкции.
Таким образом, в ходе коррекционной работы у учащихся:
- формируются навыки словообразования и словотворчества;
- появляется навык работы с различными частями речи;
- расширяется словарный запас; развивается так называемое языковое чутье;
- появляется навык составления предложений различных типов и связных текстов.