Просмотр содержимого документа
«Формирование социального интеллекта детей с общим недоразвитием речи»
Формирование социального интеллекта детей с общим недоразвитием речи
Речевые нарушения детей дошкольного возраста отличаются разнообразием: первые отражаются на звукопроизношении, вторые оказывают большое влияние на процессы фонемообразования и находят выражение не сколько в дефектах произношения, сколько в затруднениях звукового анализа, третьи затрагивают нормальное формирования грамматического строя речи.
По данным Международной Общественной Организации (ВОЗ), 20% детей в России страдают нарушениями речи. Из этого числа 40% детей составляют самую многочисленную группу – дети с общим недоразвитием речи (ОНР), которое на сегодняшний день является довольно распространенным нарушением речи среди детей старшего дошкольного возраста.
На современном этапе под термином «Общее недоразвитие речи» понимается «сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, недостаточный словарный запас, нарушения звукопроизношения и фонемообразования». Данное определение свидетельствует о системном нарушении всех составляющих речевой деятельности.
В зависимости от степени сформированности языковых средств у ребенка, ОНР подразделяется на 3 группы (по классификации Р.Е. Левиной). Впоследствии Т.Б. Филичевой выделен 4-ый уровень ОНР. Рассмотрим их.
I-й уровень речевого развития – уровень «отсутствия общеупотребительной речи». Речь таких детей практически полностью отсутствует, включает звукоподражания, аморфные слова, всегда сопровождается жестами и мимикой.
II-й уровень в специальной литературе определяется как «начатки общеупотребительной речи». Характерной особенностью данного уровня является возникновение в детской речи фраз, состоящих из трех-четырех слов. При объединении слов в словосочетания, использование способов согласования и управления может быть как правильным, так и нарушенным. Достаточно редко в самостоятельной речи детей возникают простые предлоги.
III-й уровень. Фразовая речь ребенка развернута, но отдельные элементы лексики, грамматики и фонетики еще развиты недостаточно. Дети дошкольного возраста в своей речи используют простые и распространенные предложения, а также некоторые виды сложных предложений, но структура их предложений может быть нарушена из-за отсутствия главных или второстепенных членов.
IV-й уровень ОНР характеризуется некоторыми пробелами в развитии лексики и грамматического строя. Несмотря на различные причины возникновения этих дефектов, у таких детей есть типичные проявления, которые свидетельствуют о системном нарушении речевой деятельности. Один из характерных признаков – это более позднее начало появления речи, слова появляются обычно к 3-4 годам, иногда даже к 5 годам. При этом речь неправильна с грамматической точки зрения, плохо понятна окружающим и не достаточно развита фонетически. У всех детей присутствует слабая речевая активность и критика к собственному дефекту.
Объединяя характеристики вышеописанных уровней, можно утверждать, что основным признаком общего недоразвития речи является позднее начало речи, отставание в экспрессивной речи при на первый взгляд благополучном понимании речи. Все дети с общим недоразвитием речи имеют недостаточную речевую активность и чувство критики по отношению к своему дефекту. Их словарный запас отстает от нормы для их возраста. Дети с общим недоразвитием речи также имеют нарушения в произношении и различении звуков, недостаточно развито усвоение морфем, плохо овладевают навыками словоизменения и словообразования. Их связная речь недоразвита.
Исследователи, занимающиеся диагностикой и коррекцией речевых нарушений у детей дошкольного возраста, считают, что недоразвитие речи искажает гармоничное развитие ребенка. В результате этого есть ряд патологических нарушений в психическом развитии детей дошкольного возраста: низкий уровень произвольности, слабая коммуникативная направленность речи, нарушения в регуляции речевой деятельности, что свидетельствует о недостаточной сформированности социального интеллекта.
Ученые отмечают, что у детей не развивается правильная реакция на словесные инструкции, есть импульсивность, не развит самоконтроль. Описываются трудности в формировании адекватной самооценки, которые вызваны недоразвитием когнитивного компонента речи из-за отсутствия рефлексии.
Психический состав этих детей характеризуется индивидуальными чертами общей эмоционально-волевой незрелости, недостаточной регуляцией произвольной деятельности, недостатком активного внимания. До 70% всех детей с общим недоразвитием речи относятся к этой категории. У таких детей наблюдается задержка развития структур и функций мозга по сравнению с их сверстниками.
При осложненном общем недоразвитии речи происходит органическое поражение центральной нервной системы, что проявляется различными неврологическими и психопатологическими симптомами и синдромами дизонтогенетическо-энцефалопатических расстройств. При общем недоразвитии речи церебрально-органического характера патологические изменения наблюдаются не только в височных, но и в других частях головного мозга.
Неврологические расстройства проявляются в нарушении умственной и произвольной деятельности, поведения детей, быстрой утомляемостью и избыточностью при любой деятельности, повышенной возбудимостью, раздражительностью, гиперактивностью, эмоциональной нестабильностью. Снижается память, уменьшается способность к волевым и психическим нагрузкам, ухудшается способность переключать внимание. Неврологические расстройства напрямую зависят от тяжести и характера первичного поражения головного мозга ребенка.
Под основой осложненного общего недоразвития речи лежат различные нарушения внутриутробного и раннего периодов развития, а также воздействие патологических факторов на ребенка в периоды, чувствительные для центральной нервной системы. По мнению Е.М. Мастюковой, особое место занимают перинатальные поражения центральной нервной системы, которые возникают из-за патологических факторов на плод в перинатальный период развития, приводящие к дезадаптации и даже инвалидности у детей.
У детей с последствиями перинатальных поражений ЦНС общее недоразвитие речи диагностируется в 77% случаев. В дополнение к неврологическим и когнитивно-поведенческим нарушениям, у детей с общим недоразвитием речи церебрально-органического происхождения наблюдается дефицит языковых способностей.
Нарушение функционирования языковых навыков у детей с общим недоразвитием речи выражается в сниженной речевой активности, ухудшенном внимании к речевому окружению, медленном развитии и патологической инертности речевых стереотипов, трудностях переключения, затруднениях в актуализации даже хорошо известных слов, и недостаточной способности выразить свои мысли в новых ситуациях, а также отклонениями в программировании высказываний.
Дети дошкольного возраста с ОНР имеют специфические характеристики психического развития, которые считаются вторичными нарушениями в сфере познания и личности.
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина утверждают, что снижение речевой активности у детей с общим недоразвитием речи неблагоприятно сказывается на формировании сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной и произвольной сфер психики [39]. Е.М. Мастюкова говорит, что у детей с общим недоразвитием речи чаще проявляются патологические черты личности и невротические черты характера, вызванные сочетанием первичных и вторичных дефектов. Это может проявляться в форме замкнутости, негативизма, неуверенности в себе, стресса, повышенной раздражительности и обидчивости.
Ю.Ф. Гаркуша считает, что формирование познавательной и организующей функции речи задерживается из-за дефектов речевого развития, поскольку речь в этом случае не становится средством мышления. Ребенок во многих случаях не может сформулировать и выразить свои мысли и чувства с помощью речи. Проблемы речевого посредничества становятся приоритетными. Дошкольники с общим недоразвитием речи критически относятся к своему речевому дефекту.
Для всех уровней общего недоразвития речи характерна незрелость высших психических функций из-за поражения центральной нервной системы. Авторы отмечают неравномерность развития отдельных аспектов познавательной активности у большинства детей. Детям с нарушениями речевого развития очень сложно распределить внимание между речью и практическими действиями.
У дошкольников можно выделить стойкость наличия личностных нарушений различной степени общего недоразвития речи, таких как нарушения речевого опосредованности, эмоциональная нестабильность, трудности в организации произвольного поведения, недостаточно развитая саморегуляция и коммуникативные трудности.
Полноценному вербальному общению мешают ограниченность и неоднозначность словарного запаса, недостаточное знание глаголов и особенности связной речи. В связи с этим снижается потребность в общении, все формы коммуникации остаются неструктурированными, появляются особенности поведения, такие как замкнутость, отсутствие интереса к контакту, недостаток умения ориентироваться в ситуации общения и негативизм.
Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеются патологические особенности психической сферы, их развитие отличается от динамики обучения дошкольников с нормальной речью. Дети с ОНР имеют изначально поврежденное ядро смыслового опосредования, вокруг которого развиваются психические новообразования старшего дошкольного возраста. Однако речевой дефект не является единственным фактором, препятствующим нормальному протеканию формирования личностной сферы ребенка. У детей с ОНР отмечается недостаточный уровень развития произвольности, низкая самооценка, нарушения в речевой регуляции деятельности, что свидетельствует о недостаточной сформированности социального интеллекта.