Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья»
Формирование и развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья
Логопедическая работа в школе для детей с ОВЗ занимает важное место в процессе коррекции нарушений речи ребёнка.
Нарушение речи у детей с нарушениями интеллекта являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Они оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребёнка , эффективность его обучения.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы.
Задача логопеда: научить ребёнка слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группы сверстников , выстраивать коммуникативное взаимодействие. Эти задачи решаются с помощью игры -как формы логопедического воздействия.
Я уверена ,каждый ребенок талантлив! Обучение должно нести радость, пробуждать интерес к познанию и саморазвитию. Учитель должен любить учеников, любить свой предмет и лишь потом учить.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в разговор с окружающими, он может понятно выражать свои мысли, желания, задавать вопросы, делиться впечатлениями. И, наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с окружающими. Поэтому необходимо, чтобы дети научились говорить правильно и внятно.
Нарушение речи – это отклонения от нормы, общепринятой в языковой среде. Недостатки речи часто отображаются на характере ребёнка – он чувствует себя неуверенно, становится застенчивым, молчаливым, мучительно переживает насмешки товарищей.
Речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка с его ростом и развитием. Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребёнка. У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм.
Содержание развития речи у детей с ОВЗ имеет свою специфику. Она состоит в том, что нарушения речи сочетаются с умственной недостаточностью. Это усложняет речевой дефект, делает его тяжёлым.
Если нормально развивающийся ребенок приходит в школу с развитой разговорно-бытовой речью и легко общается со взрослыми, то у ребёнка с ОВЗ к моменту поступления в школу практика речевого общения невелика (3—4 года), а разговорно-бытовая речь развита слабо. А в последнее время всё чаще в школы поступают дети вообще с отсутствием речи.
Хочу ещё раз отметить , что в последние годы всё чаще и чаще в школы для детей с ОВЗ поступают дети неговорящие. Стало больше неговорящих детей с сочетанной патологией. Наша школа не исключение. Кроме основного диагноза ( лёгкая умственная отсталость) у нас обучаются дети с сопутствующими диагнозами , такими как: РДА, стёртая форма дизартрии , алалия.
Приходят и такие дети , которые ранее нигде не обучались, к логопеду никогда не обращались. Согласитесь, вызвать звуки у неговорящего ребёнка 8-9 лет или начать развитие и коррекцию речи в этом возрасте гораздо проблематичнее , чем в дошкольном возрасте.
Интеллектуальное недоразвитие ведёт к более позднему формированию фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Нарушение усвоения значений слов отрицательно сказывается на развитии фонематического слуха и тем самым задерживает формирование речи. Общее моторное недоразвитие ребенка играет также определенную роль в замедленном развитии речи.
Анализируя речевую деятельность учащихся с ОВЗ, следует отметить, что техникой чтения они овладевают долго и с трудом, читают медленно, вяло или торопливо, без пауз, не останавливаясь на знаках препинания. Длительное время отмечаются дефекты в слоговом чтении: несколько раз повторяют первый слог, пропускают звуки, слоги, переставляют их, читают по догадке. При беглом чтении неправильно преобразуют падежные окончания, ошибочно ставят ударения.
Фонетические недостатки речи детей с ОВЗ затрудняют овладение грамотой, усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития, отрицательно влияют на все стороны личности ребенка, способствуют возникновению речевой замкнутости, нерешительности, излишней застенчивости, неуверенности в своих силах. В процессе учебной, логопедической и специально организованной коррекционно-воспитательной работы у учащихся значительно развиваются как отдельные функции, так и виды речи.
Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает в работе логопедов по обучению чтению и формированию понятий о лексико – грамматических средствах языка , а также навыков словообразования у детей. Дидактическая игра занимает важное место на занятиях не только с логопедами , но и с педагогами , и с родителями.
На основе речевого опыта ребёнка с помощью системы специальных упражнений создаются необходимые условия для углублённой работы над словом. Предполагаемая последовательность упражнений даёт возможность логопеду формировать у ребёнка ряд мыслительных операций над словом, развивать внимательное отношение к речи.
Для развития речи и осмысленного чтения на своих занятиях я использую интересные короткие тексты, напечатанные крупным шрифтом. Это весёлые рассказы и истории о животных, людях, временах года, смешные небылицы. И не просто истории, а так называемые деформированные тексты с «хвостами», с «дырками», с «прятками». А к ним забавные картинки и необычные задания. При изучении частей речи активно использую речевые упражнения , а также различные развивающие речевые игры для обогащения словарного запаса учащихся , кроссворды , загадки , ребусы.
В методах обучения учащихся грамоте подчёркивается особая важность работы, направленной на правильную артикуляцию звуков, умение выполнять звуковой и слоговой анализ слов, сливать звуки в слоги и слова.
Вся работа с учащимися должна быть построена так, чтобы на любом уроке развивать мыслительные и речевые способности детей.
Таким образом, под влиянием школьного обучения речь детей с ОВЗ начинает успешно развиваться. Увеличивается словарный запас, улучшается произношение, обогащается, становится всё более развернутым грамматический строй речи, увеличивается потребность в словесном общении. Дети слушают речь учителя, стремятся понять ее, беседуют друг с другом, стараются найти точные формулировки для того, чтобы успешнее ответить урок. Но все же нельзя забывать о том, что , то орудие мышления, которое у здоровых детей оказывается сформировавшимся задолго до поступления в школу, у детей с ОВЗ возникает и совершенствуется лишь после поступления в школу.
Как говорит известный советский и российский педагог и психолог Шалва Александрович Амонашвили:
«Учитель , будь солнцем , излучающим тепло , будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании своих учеников , но и в их душах и сердцах !»