Просмотр содержимого документа
«Формирование грамматического строя речи у дошкольников с онр»
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия.
Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности.
Процесс усвоения детьми грамматического строя речи очень сложный. Он связан с когнитивным развитием детей, познанием ими отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах.
Трудности усвоения грамматического строя речи объясняются рядом причин: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно – морфологии, различными речевыми нарушениями. Многие грамматические ошибки вызваны особенностями местного говора, диалектной речью окружающих.
При многих формах ОНР расстраивается усвоение знаковой формы языка, нарушается комбинирование знаков на основе правил языка, оперирование знаками в процессе порождения речи.
При ОНР формирование грамматического строя речи происходит труднее, чем овладение активным и пассивным словарём. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии.
Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Анализ речи дошкольников с ОНР обнаруживает у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
Нарушения грамматического строя речи при ОНР обусловлено недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определённых языковых единиц и элементов из закреплённой в сознании ребёнка парадигмы и их объединение в определённые синтагматические структуры.
Нарушения морфологической системы языка при ОНР
Овладение морфологической системой языка предполагает многообразную интеллектуальную деятельность детей. Дети должны научиться сравнивать слова по значению и звучанию, определить их различие, осознавать изменения в значении, соотносить изменения в звучании с изменением его значения, выделять элементы, за счёт которых происходит изменение значения, устанавливать связь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов (морфемами).
Развитие морфологической системы языка тесно связано с развитием не только синтаксиса, но и лексики, фонематического восприятия.
Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи дошкольников с ОНР. Основной механизм морфологических аграмматизмов заключается в трудностях выделения морфем, соотнесения значения морфемы с её звуковым образом.
Выделяются следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:
2) неправильное употребление родовых и падежных окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);
3) неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал);
4) неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);
5) неправильное употребление предложно-падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан).
При этом у дошкольников выявляются как общие, так и специфические аграмматизмы (окказиональные формы).
Общие окказионализмы характерны как для нормального, так и для нарушенного речевого развития.
Нарушения синтаксической структуры
предложения у детей с ОНР
У дошкольников с ОНР отмечается и нарушение формирования синтаксической структуры предложения.
Можно выделить две группы таких нарушений у дошкольников с ОНР.
В I группе наблюдается преимущественное нарушение морфологической системы языка при относительной сохранности глубинно-семантической структуры предложения. Несмотря на грубые морфологические аграмматизмы, дети правильно воспроизводят структуру предложений из 2 – 3 слов, правильно воспроизводят семантические связи между словами, порядок слов. Например: Деси иду коле (Дети дут в школу); Мама мыэ мяси (Мама моет мясо). В этих предложениях дети воспроизводят структуру из трёх семантических компонентов: субъект – предикат – локатив; субъект – предикат – объект.
Как видно, в структуре предложений сохранён порядок слов, но отсутствуют морфологические средства связи между словами. Таким образом, в этой группе нарушений имеет место резкая диспропорция между развитием морфологической и синтаксической систем языка.
Во II группе наблюдается нарушение не только морфологической системы языка, но и синтаксической структуры предложения.
Нарушение синтаксической структуры предложения обычно выражается в пропуске членов предложения, чаще всего предикатов, в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений: Много в лесу (Дети собирали в лесу много грибов).
Особенно большую трудность для дошкольников с ОНР представляют инвестированные предложения, предложения пассивные, а также сложноподчинённые предложения.
Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, так и на уровне поверхностного синтаксиса.
На глубинном уровне нарушения синтаксиса проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами (объектными, локативными, атрибутивными), в трудностях организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне – в нарушении грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении.
Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОНР должно включать работу над морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам), словообразованием (образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (построением простых и сложных предложений), обеспечивать формирование грамматических обобщений.
Морфологический строй речи дошкольников с ОНР включает почти все грамматические формы; он усложняется с возрастом детей.
Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако, в процессе коррекции речевых нарушений у детей растёт употребление других частей речи – прилагательных, местоимений, наречий, числительных.
В логопедической работе с дошкольниками с ОНР большой удельный вес занимает работа над развитием понимания и использования в речи грамматических средств, активный поиск ребёнком правильной формы слова.
Обучение изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе проводится в специальных играх и упражнениях.
Активизация пространственных предлогов (в, на, за, под, между, около)одновременно подводит детей к употреблению падежных форм (игра «Прятки»).
В играх с предметами («Чего не стало») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа («не стало цыплят, игрушек», «нет кукол»).
Обучение дошкольников образованию форм глаголов в повелительном наклонении (беги, пляши, попрыгай, возьми) происходит в играх, когда дети дают поручения игрушкам, друзьям.
Старших дошкольников с ОНР необходимо обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно среднего рода), образование трудных форм глаголов в повелительном наклонении и др.
Постепенно задания усложняются и даются они в таком виде, что дети вынуждены сами находить правильную форму: «Спроси у белочки, сколько у неё глаз? Спроси про уши, хвост, рот». Даются сочетания с несклоняемыми словами: «хотел выпить кофе», играл на пианино».
Уточняется и закрепляется правильное употребление «трудных» глаголов (одеть – надеть, класть – положить), при этом, внимание детей обращается на слова – антонимы: одеть – раздеть, надеть – снять.
В коррекционно- логопедической работе над синтаксисом речи детей с ОНР нужно развивать умение соединять слова в словосочетания и строить разные типы предложений – простые и сложные.
Использование игровых сюжетов на составление предложений по картинам, демонстрируемым действиям и воображаемым ситуациям помогает детям строить предложения, связывая их по смыслу, используя разные средства связи.
Можно вводить «ситуацию письменной речи» (логопед записывает то, что ребёнок диктует) – это активизирует употребление сложносочинённых и сложноподчинённых конструкций и развивает самоконтроль.
Целесообразно проводить упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых взрослым.
Формирование синтаксической стороны речи дошкольников с ОНР, разнообразных синтаксических конструкций является необходимым для развития связной речи, так как они составляют основной её фонд.
Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети усвоили механизм словообразования и научились им пользоваться.
Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить – учитель), префиксальный (писать – пере писывать), смешанный (застольный; разбежаться).
Дошкольников с ОНР учат от исходного слова подобрать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный – снеговик, подснежник).
Особое место занимает работа по образованию звукоподражательных глаголов (воробей чик – чирик – чирикает, утёнок кря – кря – крякает).
Необходимо формировать у детей и образование видовых пар глаголов (один ребёнок уже встал, а другой ещё встаёт; умылся – умывается, оделся – одевается).
Обязательно обучать способам отымённого образования глаголов от имени существительного (мыло – мылит, звонок – звенит, краска – красит, а также: учитель – учит, строитель – строит, но врач – лечит, портной – шьёт).
Через специальные игры и упражнения у дошкольников с ОНР развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысла слов (берёза – берёзка – берёзонька; книга – книжка – книжечка). Различение смысловых оттенков глаголов (бежал –забежал – подбежал) и прилагательных (умный – умнее – умнейший, плохой – плохонький, злой – злющий, толстый – толстенный, полный – полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания, умение догадываться о значении незнакомого слова (почему шапку называют ушанкой).
У дошкольников с ОНР развивают умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару слова, которые имеют общую часть или образовать слово по образцу (весёлый – весело,быстро – быстрый, школа – школьник, скворец – скворечник).
Дети подбирают родственные слова в контексте. Например, со словом «жёлтый». В саду растут (жёлтые) цветы. Трава осенью начинает (желтеть). Листья на деревьях… (желтеют).
Развитие грамматической стороны речи необходимо рассматривать в тесной связи с развитием детского словаря и связной речи.
Таким образом, необходимо у дошкольников с ОНР сформировать полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутьё, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}