Развитие связной речи у дошкольников с ОНР средствами театрализованной деятельности
Развитие связной речи у дошкольников с ОНР средствами театрализованной деятельности
В данной статье хотелось бы сделать акцент на детей с общим недоразвитием речи, так как именно у этой категории детей имеется речевые дефекты, которые влияют на становление психики. Главный образов педагогу необходимо обратить внимание на формирование связной монологической речи у детей с ОНР. Именно формирование данного вида связной речи поможет ребенку подготовиться к школьному обучению. Связная речь – это наиболее сложная форма речевой деятельности. Стоит отметить, что главная функция связной речи – коммуникативная. Осуществляется она в двух главных формах – диалоге и монологе.
Именно развитие обеих форм связной речи играет главную роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
Дети с ОНР страдают нарушением звукопроизношения, недоразвитием фонематического слуха, выраженным отставанием в формировании словарного запаса и грамматического строя.
В настоящее время ребенок постоянно живет в потоке информации, причем этот поток является достаточно мощным, зачастую живое общение заменяет компьютер и телевидением. Именно поэтому развитие связной речи становится всё более и более актуальной проблемой каждый день. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, театрализованная и другие виды деятельности.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Детским садам для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая роль в их воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке этих детей к школе.Формирование связной речи детей с ОНР в детском саде осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Как мы знаем, основная деятельность ребёнка – игра. В методической литературе отражены различные виды игр по формированию связной речи детей с ОНР, но недостаточно раскрыт раздел как театрализованная игра в развитии речи детей с ОНР. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности – жизни.Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. А развитие связной речи является одним из способов преодоления этого нарушения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие связной речи у дошкольников с ОНР средствами театрализованной деятельности »
Развитие связной речи у дошкольников с ОНР средствами театрализованной деятельности
Выполнила: учитель-логопед Чернякова Г.М.
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают, широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Но стоит сказать, что на появление и становление речи человеку очень мало времени: ранний и дошкольный возраст. В этот период развивается устная речь ребенка, а также фундамент для развития речевого общения ребенка. Главным образом, стоит заметить, что развитие дошкольников в настоящее время крайне неудовлетворительно. Особенно это становится заметно тогда, когда ребенок поступает в школу. Именно при поступлении в школу начинают проявляться серьезные проблемы с речью, которые и делают процесс обучения более сложным. Уже в дошкольном учреждении детям необходимо развивать словарь, который в дальнейшем помог бы им общаться со сверстниками и взрослыми, хорошо учиться в школе, понимать художественную и учебную литературу, а также теле- и радиопередачи. Необходимо понимать, что развитие связной речи – это одна из главных задач педагогов дошкольных учреждений.
В данной статье хотелось бы сделать акцент на детей с общим недоразвитием речи, так как именно у этой категории детей имеется речевые дефекты, которые влияют на становление психики. Главный образов педагогу необходимо обратить внимание на формирование связной монологической речи у детей с ОНР. Именно формирование данного вида связной речи поможет ребенку подготовиться к школьному обучению.
Как говорилось выше, связная речь – это наиболее сложная форма речевой деятельности. Стоит отметить, что главная функция связной речи – коммуникативная. Осуществляется она в двух главных формах – диалоге и монологе.
Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников.
Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах действительности.
Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной ситуацией, и говорящий может полностью не отражать в речи содержания своей мысли. Контекстная речь требует построения высказывания без учета ситуации, с опорой только на языковые средства.
Именно развитие обеих форм связной речи играет главную роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
Дети с ОНР страдают нарушением звукопроизношения, недоразвитием фонематического слуха, выраженным отставанием в формировании словарного запаса и грамматического строя.
В настоящее время ребенок постоянно живет в потоке информации, причем этот поток является достаточно мощным, зачастую живое общение заменяет компьютер и телевидением. Именно поэтому развитие связной речи становится всё более и более актуальной проблемой каждый день.
Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, театрализованная и другие виды деятельности. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.
В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями.
Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Детским садам для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая роль в их воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке этих детей к школе.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Формирование связной речи детей с ОНР в детском саде осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Как мы знаем, основная деятельность ребёнка – игра. В методической литературе отражены различные виды игр по формированию связной речи детей с ОНР, но недостаточно раскрыт раздел как театрализованная игра в развитии речи детей с ОНР. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности – жизни.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. А развитие связной речи является одним из способов преодоления этого нарушения.
Список литературы
Организация театральной деятельности. Подготовительная группа. / Автор-сост. Н.Б. Улашенко. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112с. – 2009
Маханева М.Д. Театрализованные занятия вдетском саду – М: ТЦ «Сфера» - 128 с. – 2001
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – М: Гуманит. изд. Центр «Владос» - 288 с. – 2003
Барковская Г.И. Игра-драматизация, как средство развития связной речи – Актуальные проблемы образования: Теория и Практика. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции – Иркутск-Усть-Илимск – 2013
Фомичева М.В. Воспитание у детей правильного звукопроизношения / http://logopediya.com/
Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.