Просмотр содержимого документа
«Профилактика оптической дисграфии у дошкольников и младших школьников»
Профилактика оптической дисграфии из опыта работы
Учителя-логопеда Медведевой Е. Ю. г. Тейково Ивановская обл.
Чтение сложный психофизиологический процесс. Он состоит из нескольких этапов. Первый –зрительное восприятие, различение и узнавание букв. Затем читающий соотносит буквы со звуками и воспроизводит звукопроизносительный, т. е. прочитывает его. После этого (вследствии соотнесения звуковой формы слова с его семантикой) осуществляется понимание прочитанного.
Разного рода затруднения (мнестического, пространственного, оптического характера) могут возникать у детей на любом из перечисленных этапов. Часто встречаются ребята, которые не могут овладеть письмом и чтением не только в дошкольном возрасте, но и после двух-трех лет обучения в школе.
А причина таких трудностей проста: дети никак не могут запомнить оптические образы букв и не узнают их, поэтому процесс чтения прерывается уже на первой этапе. В дальнейшем это может привести к более серьезным нарушениям письма и чтения: дисграфии и дислексии.
Почему же детям так сложно запомнить, как выглядят буквы? Причиной тому недостаточная сформированность пространственных представлений и навыков зрительного анализа и синтеза. Если до начала обучения грамоте ребенок не научился сравнивать предметы по форме и по величине, ориентироваться в собственном теле и в пространственном расположении предметов по отношению друг к друг, то ему будет сложно усвоить довольно тонкие отличия в начертании оптически сходных букв. Предупредить эти сложности помогут игры по типу домино.
Такие игры способствуют:
- развитию зрительного восприятия;
-формированию представлений о величине и форме предметов;
-формированию и развитию навыков ориентировки в пространстве, оптико-пространственного анализа;
-активизации внимания и памяти.
В своей работе я использую замечательное на мой взгляд пособие
Е. Ю. Юрьевой «Преодоление оптической дисграфии».
Цель игры:
Развивать у детей 5-8 лет зрительное восприятие, сформировать навыки ориентировки в пространстве и оптико–пространственного анализа, сформировать базовые представления о величине и форме предметов, активизировать внимание и память.
Ход игры:
Игровой материал представляет собой четыре набора домино разного уровня сложности, на фишках которого изображены оптически сходные предметы. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей, а так же дома в семейном кругу.
1) Все участвующие в игре получают по шесть фишек, остальные фишки находятся в «банке», лицевой стороной вниз.
2) Игрок, у которого есть фишка с парными картинками, начинает ход первым. Остальные участники по очереди раскладывают свои фишки со схожими картинками.
3) Если у кого-то из игроков нет фишки с похожей картинкой, то он берет фишки из банка. Если фишки закончились и в банке этот игрок пропускает ход.
4) Игрок, у которого раньше все закончились все фишки становится победителем.