МБОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа № 1
Акбулакского района Оренбургской области»
Мастер-класс
"Виды работ по развитию
речевой деятельности
младших школьников
на уроках русского языка"
Учитель начальных классов:
Тулепова Жумабеке Сарсенгалиевна
Акбулак, 2013 г
Одной из актуальных проблем современной школы является проблема социальной адаптации ребенка как условия включения в учебный процесс. Известно, что одна из основных задач учителя – научить ребенка читать и писать. (слайд №2)
Обучение письменной речи – один из самых трудных для ребёнка этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. Однако с трудностями обучения грамоте младшие школьники справляются по-разному. И если в целом большинство детей выполняет требования, предъявляемые программой по технике чтения и навыкам письма, то всегда есть дети (и их количество, к сожалению, в последние годы неуклонно растёт), чьи затруднения не дают возможность утверждать, что они овладели грамотой в должном объёме. Иногда у таких детей наблюдаются стойкое нарушение при письме (дисграфия). (слайд№3)
(слайд 4)
Дисграфия – это частичное нарушение специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие повторяющиеся ошибки, связанные с нарушением реализации фонетического принципа письма в сильной позиции в слове.
Все ошибки делятся на дисграфические, дизорфографические, аграмматические и метаязыковые. Для констатации дисграфии подробно анализируются только ошибки первой группы.
К дисграфическим следует относить ошибки, связанные с нарушением реализации фонетического принципа письма в сильной позиции в слове. Фонетический принцип предполагает написание слова в полном соответствии с его произношением.
Все ошибки, связанные с нарушением фонетического принципа письма, делятся на несколько групп в зависимости от причины их возникновения.
Замены и смешения букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством звуков (слайд 5)
Гласные буквы (слайд 6)
Оптическая дисграфия (слайд 7)
Зрительно-моторные ошибки (слайд 8)
Зрительно-пространственные ошибки (слайд 9)
Ошибки звукового анализа и синтеза (слайд 10)
Антиципация – это предвосхищение, преждевременное наступление какого – либо действия.
Упражнение по профилактике оптической дисграфии (слайд 11)
Цвет (слайд 12)
- Каким цветом надо раскрасить предметы? Проведи линии от предмета к тому цвету, которым его можно раскрасить. Составь словосочетания, например, красное яблоко.
- Найди лишний по цвету предмет в каждой группе.
Солнышко, подсолнух, небо, цыпленок. (слайд 13) (небо)
Ночь, туча, солнце, грязь. (слайд 14) (восход)
Форма предмета (слайд 15)
Соедини сходные по форме предметы линиями.
Размер и величина
Что шире? Что уже? (слайд 17)
Что длиннее? Что короче? (слайд 18)
Найди самый длинный и самый короткий карандаш (слайд 19)
Ориентировка в пространстве. (слайд 20)
Использование ребусов (слайд 21)
при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Ребус - это загадка, (слайд 22)
в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.
С.И.Ожегов
Ребус - это оригинальное зашифрованное слово или фраза. (слайд 23)
Путём логических выводов, звуко - буквенного анализа и выполнения определённых инструкций, выраженных символически, определяется новое слово или фраза.
Ребусы способствуют умственному развитию ребёнка, развитию зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти.
Ребусы (слайд 24 – ЖУРАВЛЬ, слайд 25 – МЕДВЕДЬ, слайд 26 – ТИГР)
Дифференциация Ч-Щ (слайд 27)
Тема: Дифференциация
согласных звуков
Рассмотрите и назовите картинки. (слайд 28)
Щука, часы, чайка, клещи, щетка, чайник
(слайд 29)
ЧА-ЧА-ЧА – локон у плеча. ЧИ-ЧИ-ЧИ – новые ключи. ЧУ-ЧУ-ЧУ – сока я хочу.
ЧЁ- ЧЁ-ЧЁ – левое плечо.
АЧ-АЧ-АЧ – у Никиты мяч.
ОЧ-ОЧ-ОЧ – у мамы дочь.
УЧ-УЧ-УЧ – виден яркий луч.
ЕЧ-ЕЧ-ЕЧ– вот огромный меч.
Четко проговори пары слов. (слайд 30)
Уточни их значение.
Горячие щи. Горячие щеки.
Колючая щетка. Колючий характер.
Черный щенок. Черные мысли.
Копченые лещи. Летающая бабочка. Лечащий врач. Молочная пища. Отвечающий учащийся. Почтовый ящик. Прочный щит. Птичий щебет. Сочные овощи. Учу товарища. Чистящая щелочь. Чужие вещи. Чистое помещение. Чищу чайник. Чудесное угощение.
Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения (слайд 31)
Щеткой я чешу щенка, щекочу ему бока.
Игра как средство повышения грамотности учащихся (слайд 32)
Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми невозможно или затруднено обучение.
Именно «в игре непонятное становится частично понятным путем особых действий, ориентирующих ребёнка в этом непонятном». (Эльконин, 1978)
Взяв за основу известную всем игру «Морской бой» и «Вышивание крестиком» добавили речевой материал и усовершенствовала правила. Данная игра предназначена для детей школьного и старшего дошкольного возраста (для читающих детей возможно дифференцированное использование игры с речевым материалом, для нечитающих – без речевого материала).
Задачи игры:
Повышение грамотности путем совершенствования языкового анализа и синтеза;
Формирование зрительного образа слова;
Развитие фонематического слуха;
Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений;
Развитие слухового и зрительного внимания;
Развитие слухоречевой и зрительной памяти;
Использование упражнений по профилактике дисграфии при изучении определенных тем способствуют предупреждению дисграфии и овладению программы по технике чтения и навыкам письма.
Таким образом,
если в процессе учебной деятельности будет соблюдаться совокупность следующих условий:
знание учителем типологии дисграфических ошибок, выяснение причин допускаемых учащимися речевых ошибок;
организация планомерной, целенаправленной работы по развитию фонематического восприятия, обогащению и уточнению словаря младших школьников;
построена система упражнений, направленных на предупреждение речевых нарушений и развитие у учащихся умения видеть допущенные ошибки и исправлять их,
то это позволит повысить речевое развитие
младших школьников.
Это интересно
Петр I совершенно безграмотно писал, и, как не бились его наставники, они ничего не могли с этим поделать.
Петр мог не обратить внимания на отсутствие каких-то букв в написанном слове, и это не считая просто орфографических ошибок.
Ганс Христиан Андерсен
Поначалу редакторы возвращали ему рукописи, даже не дочитав их до конца, и по Копенгагену долго ходили слухи о «потрясающе неграмотном авторе». В одной газете написали: «Человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем». И это почти правда – обычно дислектики выбирают себе профессию, не связанную с чтением и письмом.