kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Виды работ по развитию речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Одной из актуальных проблем современной школы является проблема социальной адаптации ребенка как условия включения в учебный процесс. Известно, что одна из основных задач учителя – научить ребенка читать и писать.  Обучение письменной речи – один из самых трудных для ребёнка этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. Однако с трудностями обучения грамоте младшие школьники справляются по-разному. И если в целом большинство детей выполняет требования, предъявляемые программой по технике чтения и навыкам письма, то всегда есть дети (и их количество, к сожалению, в последние годы неуклонно растёт), чьи затруднения не дают возможность утверждать, что они овладели грамотой в должном объёме. Иногда у таких детей наблюдаются стойкое нарушение  при письме (дисграфия).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«выступление»

МБОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа № 1

Акбулакского района Оренбургской области»









Мастер-класс
"Виды работ по развитию
речевой деятельности
младших школьников
на уроках русского языка"













Учитель начальных классов:

Тулепова Жумабеке Сарсенгалиевна













Акбулак, 2013 г



Одной из актуальных проблем современной школы является проблема социальной адаптации ребенка как условия включения в учебный процесс. Известно, что одна из основных задач учителя – научить ребенка читать и писать. (слайд №2)

Обучение письменной речи – один из самых трудных для ребёнка этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. Однако с трудностями обучения грамоте младшие школьники справляются по-разному. И если в целом большинство детей выполняет требования, предъявляемые программой по технике чтения и навыкам письма, то всегда есть дети (и их количество, к сожалению, в последние годы неуклонно растёт), чьи затруднения не дают возможность утверждать, что они овладели грамотой в должном объёме. Иногда у таких детей наблюдаются стойкое нарушение при письме (дисграфия). (слайд№3)

(слайд 4)

Дисграфия – это частичное нарушение специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие повторяющиеся ошибки, связанные с нарушением реализации фонетического принципа письма в сильной позиции в слове.

Все ошибки делятся на дисграфические, дизорфографические, аграмматические и метаязыковые. Для констатации дисграфии подробно анализируются только ошибки первой группы.

К дисграфическим следует относить ошибки, связанные с нарушением реализации фонетического принципа письма в сильной позиции в слове. Фонетический принцип предполагает написание слова в полном соответствии с его произношением.

Все ошибки, связанные с нарушением фонетического принципа письма, делятся на несколько групп в зависимости от причины их возникновения.







Замены и смешения букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством звуков (слайд 5)

Гласные буквы (слайд 6)

Оптическая дисграфия (слайд 7)

Зрительно-моторные ошибки (слайд 8)

Зрительно-пространственные ошибки (слайд 9)

Ошибки звукового анализа и синтеза (слайд 10)

Антиципация – это предвосхищение, преждевременное наступление какого – либо действия.

Упражнение по профилактике оптической дисграфии (слайд 11)
Цвет (слайд 12)
- Каким цветом надо раскрасить предметы? Проведи линии от предмета к тому цвету, которым его можно раскрасить. Составь словосочетания, например, красное яблоко.

- Найди лишний по цвету предмет в каждой группе.

Солнышко, подсолнух, небо, цыпленок. (слайд 13) (небо)

Ночь, туча, солнце, грязь. (слайд 14) (восход)

Форма предмета (слайд 15)

Соедини сходные по форме предметы линиями.

  • Из каких геометрических форм сделаны предметы? (слайд 16)

Размер и величина

Что шире? Что уже? (слайд 17)

Что длиннее? Что короче? (слайд 18)

Найди самый длинный и самый короткий карандаш (слайд 19)

Ориентировка в пространстве. (слайд 20)






Использование ребусов (слайд 21)
при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Ребус - это загадка, (слайд 22)

в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.

С.И.Ожегов

Ребус - это оригинальное зашифрованное слово или фраза. (слайд 23)

Путём логических выводов, звуко - буквенного анализа и выполнения определённых инструкций, выраженных символически, определяется новое слово или фраза.

Ребусы способствуют умственному развитию ребёнка, развитию зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти.



Ребусы (слайд 24 – ЖУРАВЛЬ, слайд 25 – МЕДВЕДЬ, слайд 26 – ТИГР)



Дифференциация Ч-Щ (слайд 27)

Тема: Дифференциация

согласных звуков

Рассмотрите и назовите картинки. (слайд 28)

  • Щука, часы, чайка, клещи, щетка, чайник



(слайд 29)











ЧА-ЧА-ЧА – локон у плеча. ЧИ-ЧИ-ЧИ – новые ключи. ЧУ-ЧУ-ЧУ – сока я хочу.
ЧЁ- ЧЁ-ЧЁ – левое плечо.

АЧ-АЧ-АЧ – у Никиты мяч.

ОЧ-ОЧ-ОЧ – у мамы дочь.

УЧ-УЧ-УЧ – виден яркий луч.

ЕЧ-ЕЧ-ЕЧ– вот огромный меч.

Четко проговори пары слов. (слайд 30)
Уточни их значение.

  • Горячие щи. Горячие щеки.

  • Колючая щетка. Колючий характер.

  • Черный щенок. Черные мысли.

  • Копченые лещи. Летающая бабочка. Лечащий врач. Молочная пища. Отвечающий учащийся. Почтовый ящик. Прочный щит. Птичий щебет. Сочные овощи. Учу товарища. Чистящая щелочь. Чужие вещи. Чистое помещение. Чищу чайник. Чудесное угощение.

Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения (слайд 31)

Щеткой я чешу щенка, щекочу ему бока.

Игра как средство повышения грамотности учащихся (слайд 32)

Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми невозможно или затруднено обучение.

Именно «в игре непонятное становится частично понятным путем особых действий, ориентирующих ребёнка в этом непонятном». (Эльконин, 1978)







Взяв за основу известную всем игру «Морской бой» и «Вышивание крестиком» добавили речевой материал и усовершенствовала правила. Данная игра предназначена для детей школьного и старшего дошкольного возраста (для читающих детей возможно дифференцированное использование игры с речевым материалом, для нечитающих – без речевого материала).



Задачи игры:

Повышение грамотности путем совершенствования языкового анализа и синтеза;

Формирование зрительного образа слова;

Развитие фонематического слуха;

Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений;

Развитие слухового и зрительного внимания;

Развитие слухоречевой и зрительной памяти;

Использование упражнений по профилактике дисграфии при изучении определенных тем способствуют предупреждению дисграфии и овладению программы по технике чтения и навыкам письма.



















Таким образом,

если в процессе учебной деятельности будет соблюдаться совокупность следующих условий:

знание учителем типологии дисграфических ошибок, выяснение причин допускаемых учащимися речевых ошибок;

организация планомерной, целенаправленной работы по развитию фонематического восприятия, обогащению и уточнению словаря младших школьников;

построена система упражнений, направленных на предупреждение речевых нарушений и развитие у учащихся умения видеть допущенные ошибки и исправлять их,

то это позволит повысить речевое развитие

младших школьников.

Это интересно

Петр I совершенно безграмотно писал, и, как не бились его наставники, они ничего не могли с этим поделать.
Петр мог не обратить внимания на отсутствие каких-то букв в написанном слове, и это не считая просто орфографических ошибок.

Ганс Христиан Андерсен

Поначалу редакторы возвращали ему рукописи, даже не дочитав их до конца, и по Копенгагену долго ходили слухи о «потрясающе неграмотном авторе». В одной газете написали: «Человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем». И это почти правда – обычно дислектики выбирают себе профессию, не связанную с чтением и письмом.



Просмотр содержимого презентации
«Мастер-класс»

МБОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1» Презентацию подготовила:  учитель начальных классов  Тулепова Ж.С. Акбулак, 2013

МБОУ «Акбулакская средняя

общеобразовательная школа №1»

Презентацию подготовила:

учитель начальных классов

Тулепова Ж.С.

Акбулак, 2013

Одной из актуальных проблем современной школы является проблема социальной адаптации ребенка как условия включения в учебный процесс. Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов –  научить ребёнка читать и писать.

Одной из актуальных проблем современной школы является проблема социальной адаптации ребенка как условия включения в учебный процесс.

Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов –

научить ребёнка читать и писать.

Обучение письменной речи – один из самых трудных для ребёнка этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. Однако с трудностями обучения грамоте младшие школьники справляются по-разному. И если в целом большинство детей выполняет требования, предъявляемые программой по технике чтения и навыкам письма, то всегда есть дети (и их количество, к сожалению, в последние годы неуклонно растёт), чьи затруднения не дают возможность утверждать, что они овладели грамотой в должном объёме. Иногда у таких детей наблюдаются стойкое нарушение при письме (дисграфия).

Обучение письменной речи – один из самых трудных для ребёнка этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. Однако с трудностями обучения грамоте младшие школьники справляются по-разному. И если в целом большинство детей выполняет требования, предъявляемые программой по технике чтения и навыкам письма, то всегда есть дети (и их количество, к сожалению, в последние годы неуклонно растёт), чьи затруднения не дают возможность утверждать, что они овладели грамотой в должном объёме. Иногда у таких детей наблюдаются стойкое нарушение при письме (дисграфия).

Дисграфия  – это частичное специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие повторяющиеся ошибки, связанные с нарушением реализации фонетического принципа письма в сильной позиции в слове Группы дисграфических ошибок Замены и смешения букв Оптические ошибки Моторные ошибки Зрительно-моторные ошибки Зрительно-пространственные ошибки Ошибки звукового анализа и синтеза Замены и смешения букв, оптические ошибки, моторные ошибки, зрительно-моторные ошибки, зрительно-пространственные ошибки – гиперссылки на соответствующие слайды. – гиперссылка на слайд №4.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие повторяющиеся ошибки, связанные с нарушением реализации фонетического принципа письма в сильной позиции в слове

Группы дисграфических ошибок

Замены и смешения букв

Оптические ошибки

Моторные ошибки

Зрительно-моторные ошибки

Зрительно-пространственные ошибки

Ошибки звукового анализа и синтеза

Замены и смешения букв, оптические ошибки, моторные ошибки, зрительно-моторные ошибки, зрительно-пространственные ошибки – гиперссылки на соответствующие слайды.

– гиперссылка на слайд №4.

Звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары : з Ф Ф з ко в е шка в ы с елёный гла с а Т вёрдых и мягких согласных, отражающихся в смешениях гласных букв (по вертикали) между собой:  «Щелчок» по полю слайда – анимация а я ю ы с я лют в и сокие  пр а тки кл у ч

Звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары :

з

Ф

Ф

з

ко в е

шка в ы

с елёный

гла с а

Т вёрдых и мягких согласных, отражающихся в смешениях гласных букв (по вертикали) между собой:

«Щелчок» по полю слайда – анимация

а

я

ю

ы

с я лют

в и сокие

пр а тки

кл у ч

Ы О Первого ряда: А Э У И Е Ю Я Второго ряда: Ё Замены и смешения букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством звуков допускаются школьниками, обнаруживающими при обследовании устной речи нарушение фонематического восприятия при различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух. «Щелчок» по полю слайда – анимация. Синяя стрелка – справа внизу – возврат на слайд № 3.

Ы

О

Первого ряда:

А

Э

У

И

Е

Ю

Я

Второго ряда:

Ё

Замены и смешения букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством звуков допускаются школьниками, обнаруживающими при обследовании устной речи нарушение фонематического восприятия при различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух.

«Щелчок» по полю слайда – анимация. Синяя стрелка – справа внизу – возврат на слайд № 3.

Ошибки написания зрительно похожих букв  Е д З вгений  у ом «Щелчок» по полю слайда – анимация. Синяя стрелка – справа внизу – возврат на слайд № 3. р д г адуга в руг

Ошибки написания зрительно похожих букв

Е

д

З вгений

у ом

«Щелчок» по полю слайда – анимация. Синяя стрелка – справа внизу – возврат на слайд № 3.

р

д

г адуга

в руг

Смешения оптически сходных букв ц н з д ветам ра д ные о ч и «Щелчок» по полю слайда – анимация. Синяя стрелка – справа внизу – возврат на слайд № 3

Смешения оптически сходных букв

ц

н

з

д ветам

ра д ные

о ч и

«Щелчок» по полю слайда – анимация. Синяя стрелка – справа внизу – возврат на слайд № 3

Зеркальность букв с Ё спи כ ывание З жик «Щелчок» по полю слайда – анимация. Синяя стрелка – справа внизу – возврат на слайд № 3

Зеркальность букв

с

Ё

спи כ ывание

З жик

«Щелчок» по полю слайда – анимация. Синяя стрелка – справа внизу – возврат на слайд № 3

в Пропуски букв. Вставки букв. и лес ь ной лсица цеток к а расный Перестановки букв, слогов. Антиципация букв. стая го ри к вод ч и ка с тарику с

в

Пропуски букв. Вставки букв.

и

лес ь ной

лсица

цеток

к а расный

Перестановки букв, слогов. Антиципация букв.

стая

го

ри

к

вод ч и ка

с тарику

с

Солнышко, подсолнух, небо, цыпленок.
  • Солнышко, подсолнух, небо, цыпленок.

Ночь, туча, солнце, грязь.
  • Ночь, туча, солнце, грязь.

Соедини сходные по форме предметы линиями.
  • Соедини сходные по форме предметы линиями.

Что шире? Что уже?
  • Что шире? Что уже?

Что длиннее? Что короче?

Что длиннее? Что короче?

Ребус - это оригинальное зашифрованное слово или фраза. Путём логических выводов, звуко - буквенного анализа и выполнения определённых инструкций, выраженных символически, определяется новое слово или фраза.  Ребусы способствуют умственному развитию ребёнка, развитию зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти.

Ребус - это оригинальное зашифрованное слово или фраза.

Путём логических выводов, звуко - буквенного анализа и выполнения определённых инструкций, выраженных символически, определяется новое слово или фраза.

Ребусы способствуют умственному развитию ребёнка, развитию зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти.

журавль

журавль

медведь

медведь

ворона

ворона

Тема: Дифференциация  согласных звуков

Тема: Дифференциация

согласных звуков

РАССМОТРИТЕ И НАЗОВИТЕ КАРТИНКИ.

РАССМОТРИТЕ И НАЗОВИТЕ КАРТИНКИ.

  • Щука, часы, чайка, клещи, щетка, чайник
1. Чистоговорки (повтори чётко и медленно)  АЧ-АЧ-АЧ – у Никиты мяч. ОЧ-ОЧ-ОЧ – у мамы дочь. УЧ-УЧ-УЧ – виден яркий луч. ЕЧ-ЕЧ-ЕЧ– вот огромный меч. ЩА-ЩА-ЩА – ходит зайка  без плаща.  ЩИ-ЩИ-ЩИ – мы ели щи. ЩУ-ЩУ-ЩУ – я тебя ищу. ЩЁ- ЩЁ-ЩЁ – мы хотим играть ещё. АЩ-АЩ-АЩ – у меня  плащ. ОЩ-ОЩ-ОЩ – вырос хвощ. УЩ-УЩ-УЩ – вырос  плющ. ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – в кастрюле  лещ .

1. Чистоговорки (повтори чётко и медленно)

АЧ-АЧ-АЧ – у Никиты мяч.

ОЧ-ОЧ-ОЧ – у мамы дочь.

УЧ-УЧ-УЧ – виден яркий луч.

ЕЧ-ЕЧ-ЕЧ– вот огромный меч.

ЩА-ЩА-ЩА – ходит зайка

без плаща.

ЩИ-ЩИ-ЩИ – мы ели щи.

ЩУ-ЩУ-ЩУ – я тебя ищу.

ЩЁ- ЩЁ-ЩЁ – мы хотим играть ещё.

АЩ-АЩ-АЩ – у меня

плащ.

ОЩ-ОЩ-ОЩ – вырос хвощ. УЩ-УЩ-УЩ – вырос

плющ.

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – в кастрюле

лещ .

Горячие щи. Горячие щеки. Колючая щетка. Колючий характер. Черный щенок. Черные мысли. Копченые лещи. Летающая бабочка. Лечащий врач. Молочная пища. Отвечающий учащийся. Почтовый ящик. Прочный щит. Птичий щебет. Сочные овощи. Учу товарища. Чистящая щелочь. Чужие вещи. Чистое помещение. Чищу чайник. Чудесное угощение.
  • Горячие щи. Горячие щеки.
  • Колючая щетка. Колючий характер.
  • Черный щенок. Черные мысли.
  • Копченые лещи. Летающая бабочка. Лечащий врач. Молочная пища. Отвечающий учащийся. Почтовый ящик. Прочный щит. Птичий щебет. Сочные овощи. Учу товарища. Чистящая щелочь. Чужие вещи. Чистое помещение. Чищу чайник. Чудесное угощение.
Щеткой я чешу щенка, щекочу ему бока.
  • Щеткой я чешу щенка, щекочу ему бока.
Игра как средство повышения грамотности учащихся  Задачи игры: Повышение грамотности путем совершенствования языкового анализа и синтеза; Формирование зрительного образа слова; Развитие фонематического слуха; Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений; Развитие слухового и зрительного внимания; Развитие слухоречевой и зрительной памяти;

Игра как средство повышения грамотности учащихся

Задачи игры:

Повышение грамотности путем совершенствования языкового анализа и синтеза;

Формирование зрительного образа слова;

Развитие фонематического слуха;

Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений;

Развитие слухового и зрительного внимания;

Развитие слухоречевой и зрительной памяти;

а 1 2 ю б 3 б и в 4 г т е т т и ь н 5 д и б 6 с р р е и м т а 7 п ю ё с м п ь ж д 8 т а д ч б т о з р а 9 в м а в о п и е 10 д р у и 11 п и а й и в п а п е т т т л а а е к 12 н а а ь е м 13 п л п л п н е а г ч ь а а и и л р м ь с м б п и д ю о и п м н т о р м ф н п и р б в п н и м т в о р р е д ь с п л е д л м в н п ь о й о ь о а н д ь к п л а с и м е ь а у р т н и н с м п м р р ч н в ч т к и е а о и т в к м в ы и м н и г и а ю ц с к у е а с с п а ы с с р е в м г с а в о п

а

1

2

ю

б

3

б

и

в

4

г

т

е

т

т

и

ь

н

5

д

и

б

6

с

р

р

е

и

м

т

а

7

п

ю

ё

с

м

п

ь

ж

д

8

т

а

д

ч

б

т

о

з

р

а

9

в

м

а

в

о

п

и

е

10

д

р

у

и

11

п

и

а

й

и

в

п

а

п

е

т

т

т

л

а

а

е

к

12

н

а

а

ь

е

м

13

п

л

п

л

п

н

е

а

г

ч

ь

а

а

и

и

л

р

м

ь

с

м

б

п

и

д

ю

о

и

п

м

н

т

о

р

м

ф

н

п

и

р

б

в

п

н

и

м

т

в

о

р

р

е

д

ь

с

п

л

е

д

л

м

в

н

п

ь

о

й

о

ь

о

а

н

д

ь

к

п

л

а

с

и

м

е

ь

а

у

р

т

н

и

н

с

м

п

м

р

р

ч

н

в

ч

т

к

и

е

а

о

и

т

в

к

м

в

ы

и

м

н

и

г

и

а

ю

ц

с

к

у

е

а

с

с

п

а

ы

с

с

р

е

в

м

г

с

а

в

о

п

Использование упражнений по профилактике дисграфии при изучении определенных тем способствуют предупреждению дисграфии и овладению программы по технике чтения и навыкам письма.

Использование упражнений по профилактике дисграфии при изучении определенных тем способствуют предупреждению дисграфии и овладению программы по технике чтения и навыкам письма.

Агата Кристи , писательница  Знаменитая английская писательница Агата Кристи, «королева детектива», за свою жизнь написала больше 80 книг.  Не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали ее из школы, и девочке пришлось продолжить обучение дома. До конца своей жизни Агата Кристи так и не научилась грамотно писать и делала множество орфографических ошибок.

Агата Кристи , писательница Знаменитая английская писательница Агата Кристи, «королева детектива», за свою жизнь написала больше 80 книг. Не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали ее из школы, и девочке пришлось продолжить обучение дома. До конца своей жизни Агата Кристи так и не научилась грамотно писать и делала множество орфографических ошибок.

Ганс Христиан Андерсен  Поначалу редакторы возвращали ему рукописи, даже не дочитав их до конца, и по Копенгагену долго ходили слухи о «потрясающе неграмотном авторе». В одной газете написали: «Человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем». И это почти правда – обычно дислектики выбирают себе профессию, не связанную с чтением и письмом.

Ганс Христиан Андерсен

Поначалу редакторы возвращали ему рукописи, даже не дочитав их до конца, и по Копенгагену долго ходили слухи о «потрясающе неграмотном авторе». В одной газете написали: «Человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем». И это почти правда – обычно дислектики выбирают себе профессию, не связанную с чтением и письмом.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тулепова Жумабеке Сарсенгалиевна

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105185


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства