Система коррекционно-развивающих упражнений, направленная на преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников
Система коррекционно-развивающих упражнений, направленная на преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников
Система упражнений направлена на преодоление аграмматической дисграфии у школьников.
Данная система коррекционно – развивающих упражнений соответствует ФГОС начального общего образования, так как в ее структуре есть задания, направленные на овладение первоначальными представлениями о грамматических нормах русского языка.
Структура данной системы представлена несколькими разделами, следующими друг за другом в чёткой последовательности, определяющей содержание коррекционно-развивающего обучения школьников с аграмматической дисграфией в соответствии с методическими рекомендациями И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, О. В. Узоровой, Е. А. Нефёдовой, А.В. Ястребовой. Задания включают в себя инструкцию и образцы их выполнения.
Упражнения можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках русского языка, для проведения логопедической работы по предупреждению и преодолению аграмматической дисграфии, а также для работы дома.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система коррекционно-развивающих упражнений, направленная на преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Тюменский государственный университет»
Институт психологии и педагогики
Кафедра возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования
Система коррекционно – развивающих упражнений, направленная на преодоление аграмматической дисграфии у школьников
Тюмень, 2019
Содержание
1. Пояснительная записка 6
2. Рекомендации по проведению коррекционно – развивающих упражнений для родителей школьников, имеющих аграмматическую дисграфию 9
3. Рекомендации по проведению коррекционно – развивающих упражнений для учителей 10
4. Коррекционно – развивающие упражнения, направленные на преодоление аграмматической дисграфии у школьников 11
Блок 1: развитие пространственных и временных представлений 11
Блок 2: развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов 15
Блок 3: количественное и качественное обогащение словаря 22
Блок 4: совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов 25
Блок 5: усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений 31
Задачи данного блока (направления): 31
5. Правописание слов. Орфограммы. 39
Список литературы 45
Ковязина Е.С.
Система коррекционно – развивающих упражнений, направленная на преодоление аграмматической дисграфии у школьников
Рецензент: Поливара З. В., д-р филол. наук, канд. пед. наук, профессор.
Система упражнений направлена на преодоление аграмматической дисграфии у школьников.
Учитывая вид нарушения письменной речи, подобранная система коррекционно – развивающих упражнений предполагает работу по нивелированию выявленных нарушений.
При коррекции нарушений письменной речи коррекционно – развивающая работа проводится по следующим направлениям:
Блок 1: развитие пространственных и временных представлений;
Блок 2: развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов;
Блок 3: количественное и качественное обогащение словаря;
Блок 4: совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов;
Блок 5: усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений.
Особое внимание в процессе преодоления аграмматической дисграфии уделяется коррекционной работе на синтаксическом уровне, которая направлена на:
Профилактику и преодоление ошибочных словосочетаний в речи учащихся, понимание ими сочетаемости слов, осмысленное построение предложений.
Ознакомление школьников с явлениями многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.
Большое значение в процессе преодоления аграмматической дисграфии отводится работе с формой слова, а также пониманию связи слов в предложении. Последовательность изучения падежей в процессе коррекционной работы с данной формой дисграфии соответствует периодам формирования грамматического строя речи, выделенным А.Н.Гвоздевым в процессе становления устной речи ребенка в онтогенезе.
Система коррекционно – развивающих упражнений, направленная на преодоление аграмматической дисграфии, составлена в соответствии с программой по русскому языку начальных классов общеобразовательной школы.
Данный сборник упражнений можно использовать в качестве методического пособия при организации коррекционно – развивающих занятий. Предложенная разработка будет полезна учителям – логопедам при проведении коррекционной работы по предупреждению и преодолению аграмматической дисграфии, а также педагогам в дополнение к основной программе обучения в школе.
1. Пояснительная записка
Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше
без помощи учителя.
Э. Хаббард
Обучение письменной речи является одним из самых непростых этапов обучения в школе. На сегодняшний день актуальной является проблема увеличения количества детей со стойкими, специфическими расстройствами письма, низкой грамотности и неуспеваемости по русскому языку. Обычно «нелепые» ошибки на письме у школьников связывают с невнимательностью, однако основная причина таких ошибок – недоразвитие тех мозговых процессов, которые обеспечивают сложный процесс письма.
Процесс овладения письменной речью является сложной умственной деятельностью и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений. Несформированность какой – либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, т.е. дисграфию. Аграмматическая дисграфия – это вид дисграфии, обусловленный несформированностью грамматических систем словоизменения и словообразования. Она проявляется в наличии стойких ошибок на письме. Данную форму дисграфии нельзя отождествлять с незнанием орфографических правил ребенком. Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений и проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Согласно требованиям ФГОС, образовательная среда должна способствовать реализации каждого обучающегося, как субъекта собственной жизни, деятельности и общения вне зависимости от психофизических особенностей, учебных и потенциальных возможностей ребенка. Русский язык в системе обучения является одним из важнейших учебных предметов, который составляет совместно с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников.
Правильно организованная коррекционная работа может помочь преодолеть школьникам аграмматическую дисграфию. Коррекционно – развивающая работа организуется посредством системы коррекционно – развивающих упражнений, направленных на преодоление аграмматической дисграфии.
Система коррекционно – развивающих упражнений разработана с опорой на методические системы работы И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, О. В. Узоровой, Е. А. Нефёдовой. А.В. Ястребовой и на основе классификации письменных нарушений кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена.
Цель системы коррекционно – развивающих упражнений: подбор упражнений для осуществления работы, направленной на предупреждение и преодоление аграмматической дисграфии у школьников.
Новизна создания системы коррекционно-развивающих упражнений, направленной на преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы заключается в следующем:
наличие комплекта дидактического и раздаточного материала, позволяющего занимательного игрового материала на каждом этапе обучения;
возможность гибкого использования как самими школьниками, так и педагогами, родителями;
создание условий для оптимального сочетания индивидуальной, а также совместной деятельности учащихся.
Данная система коррекционно – развивающих упражнений соответствует ФГОС начального общего образования, так как в ее структуре есть задания, направленные на овладение первоначальными представлениями о грамматических нормах русского языка.
Структура данной системы представлена несколькими разделами, следующими друг за другом в чёткой последовательности, определяющей содержание коррекционно-развивающего обучения школьников с аграмматической дисграфией в соответствии с методическими рекомендациями И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, О. В. Узоровой, Е. А. Нефёдовой, А.В. Ястребовой. Задания включают в себя инструкцию и образцы их выполнения.
Упражнения можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках русского языка, для проведения логопедической работы по предупреждению и преодолению аграмматической дисграфии, а также для работы дома.
Таким образом, система коррекционно – развивающих упражнений «Грамматеи» имеет высокую практическую значимость, так как учитывает механизм нарушения у детей с аграмматической дисграфией.
2. Рекомендации по проведению коррекционно – развивающих упражнений для родителей школьников, имеющих аграмматическую дисграфию
На протяжении всех занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После неуспехов в школе, он должен почувствовать пусть и маленький, но успех!
Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.
Каждый день пишите карандашом короткие диктанты. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет). Ошибки в тексте не исправляйте. Просто отмечайте на полях зеленой ручкой (не красной!). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркнуть, а стереть свои ошибки и написать правильно.
Длительность одного занятия дома – 25-35 минут.
Для занятия необходимо данное пособие, простой карандаш, ручка, тетрадь.
Вы можете несколько раз возвращаться к одному и тому же заданию, изменяя материал для работы (новые слова, словосочетания и предложения).
После каждого занятия ребенок может оценить свою работу. Если он считает, что хорошо справился со всеми заданиями, то закрашивает большую звездочку. Если возникали затруднения при выполнении заданий – звездочку посередине. Если большая часть заданий выполнялась с трудом – самую маленькую звездочку. Работу ребенка может также оценить и сам взрослый.
Помните, занятия должны быть регулярными на всем протяжении коррекционной работы!
Желаем удачи!
3. Рекомендации по проведению коррекционно – развивающих упражнений для учителей
На протяжении всех занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После неуспехов в школе, он должен почувствовать пусть и маленький, но успех!
Рекомендации: Учителю необходимо, хотя бы на непродолжительное время, не исправлять ошибки в тетрадях учеников красным цветом. Красный фон тетрадей школьников выступает для них в качестве фактора стресса.
Учитель может разрешить школьнику писать простым карандашом. При этом преподаватель ставит пометки на полях, но не исправляет ошибки ученика. Школьник таким способом может не зачеркивать, а стереть свои ошибки, а затем написать правильно. После чего обязательно проводится работа над ошибками. Таким образом, ученик сам находит свои ошибки, а его тетрадь остается в хорошем состоянии.
Школьникам с аграмматической дисграфией категорически запрещаются многочасовые переписывания домашних заданий, а также выполнение заданий сначала на черновике, а потом на чистовике. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше выполнять меньше письменной работы, но качественнее.
Вы можете использовать данные коррекционно – развивающие упражнения на занятиях по русскому языку в качестве дополнительного материала для школьников, имеющих аграмматическую дисграфию. Задания должны соответствовать теме урока и не перегружать воспринимаемый учащимися материал.
Желаем удачи!
4. Коррекционно – развивающие упражнения, направленные на преодоление аграмматической дисграфии у школьников Блок 1: развитие пространственных и временных представлений
Задачи данного блока (направления):
Формирование основы для развития у школьника звуко – слогового и морфемного анализа слов.
Подготовка руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.
Создание предпосылок для развития у школьника позиционного анализа звуков в составе слов.
Работа над пониманием предлогов с конкретным пространственным значением
Уточнение и активизация соответствующего словарного запаса, а также пропедевтика усвоения времен глагола.
1. Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела.
— Поднять свою «главную» руку, назвать ее (правая).
— Поднять другую руку, назвать ее (левая).
У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. Доброжелательно рассмотреть такие случаи и отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми, что и следует запомнить.
2. Закрепи различение и называние рук с помощью схемы (рис. 1)
Рис.1
—приложить кисть, определить руку:
3. Определи, какой рукой нам машет девочка из окна вагона (см. рис.2)
Рис.2
4.Рассмотри картинку. Что находится в правом верхнем углу? В левом нижнем углу? В центре? Справа от круга? Под кругом? Над кругом?
Рис.3
5. Последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка: 123456789
а) Назови первое число слева; первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (Слева направо)
б) Прочитай ряд в обратном порядке (т.е. справа налево). Как изменяется величина чисел в этом направлении? (Уменьшается).
в) Покажи число 4. Есть ли у него соседи в ряду? (3 и 5). Какое число стоит слева от 4? Больше или меньше оно, чем 4?
г) Назови соседа числа 4 справа, сравни по величине (вправо числа возрастают).
6. В тексте К.Д.Ушинского «Ленивый и прилежный» вставить пропущенные слова «СЕГОДНЯ» и «ЗАВТРА»:
а) « ... поучусь, а ... погуляю» — говорит ленивый.
б) « ... погуляю, а ... поучусь» — говорит прилежный.
7. Отгадай загадки, ответив на вопрос: «Когда это бывает?».
а) Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?
б) Пусты поля, мокнет земля, лист опадает, когда это бывает?
в) Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает, когда это бывает?
г) Снег на полях, лёд на реках, иней сверкает, когда это бывает?
8. Сопоставь понятия: дед — отец — сын — брат, бабушка - мать - дочь - сестра. Дай варианты этих понятий (кто кому кем приходится):
Дед— отец отца (или матери)
Бабушка — ...
Отец — сын деда
Мать — ...
Петя — сын отца, внук деда, брат Кати
Катя — ...
9. Где расположены в прямоугольнике: буква; цифра; слово?
Оценка занятия
Если ты считаешь, что потрудился хорошо и справился со всеми заданиями, то обведи в кружок рисунок, на котором изображены три книги.
Если возникали затруднения – обведи в кружок рисунок, на котором изображены 2 книги.
Если большую часть заданий выполнилплохо – обведи в кружок одну книгу (это знак того, что надо повторить эти задания снова).
Блок 2: развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов
Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:
развитие звукового анализа слов (от простых форм — к сложным);
развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
Гласные звуки
1. определить наличие начального гласного звука в ударной позиции:
8.Подумай и скажи, какие слова надо вставить в предложения. В каждой паре предложений объясни лексическое значение вставленных слов.
Наскочила ... на камень.
... — девичья краса.
Что на уме, то и на …
… до Киева доведёт.
Худой ... лучше доброй ссоры.
Все народы должны бороться против войны за ...
* Отгадка: коса, язык, мир.
Фразеологизмы
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по значению одному слову.
Например: считать ворон = отвлекаться.
9. Соедини стрелкой фразеологизм и его значение.
Бить баклуши
Узнать правду
Намылить шею
Очень испугаться
Витать в облаках
Бездельничать
Как снег на голову
Молчать
Душа в пятки ушла
Фантазировать
Глаза открылись
Неожиданно
Держать язык за зубами
Отругать
Оценка занятия
Если ты считаешь, что потрудился хорошо и справился со всеми заданиями, то обведи в кружок рисунок, на котором изображены три книги.
Если возникали затруднения – обведи в кружок рисунок, на котором изображены 2 книги.
Если большую часть заданий выполнилплохо – обведи в кружок одну книгу (это знак того, что надо повторить эти задания снова).
Блок 4: совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов
Задачи данного блока (направления):
Сформировать умение у школьника ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;
Развить у ребенка способность активно пользоваться различными способами словообразования.
Слова – предметы, слова – признаки, слова – действия
1. Назови картинки. Раздели слова на 2 группы:
1) слова, которые отвечают на вопрос кто?
2) слова, которые отвечают на вопрос что?
2. Превратите неодушевлённые имена существительные в
одушевлённые по образцу. автомобиль — автомобилист
груз —
аптека —
Москва —
библиотека —
гардероб —
журнал —
футбол —
3. Заполни таблицу, изменяя имена существительные по числам
13. Назовите детей ласковыми именами по образцу: Оля – Оленька, Олечка.
Оля
Оленька
Олечка
Маша —
Катя —
Гриша —
Миша —
Валя —
Света —
14. Образуй с помощью суффиксов родственные имена существительные со значением «очень маленький» и «очень большой».
Образец: нос – носик, носище.
Голос, сапог, клюв, глаза, человек.
Образование слов
Запомни окончания имён прилагательных!!!
Какая?
[-ая], [-яя]
Какой?
[-ой], [-ый], [-ий]
Какое?
[-ое], [-ее]
Какие?
[-ые], [-ие]
15. Подбери к именам существительным как можно больше подходящих по смыслу имён прилагательных.
День (какой?)…
Груша (какая?)…
Солнце (какое?)…
Ученики (какие?)…
16.Образуй прилагательные от данных существительных, т. е. ответь на вопрос чей? Или какой?
Образец: лиса — лисий, жара — жаркий.
Волк —
медведь —
заяц —
лиса —
лес —
вода —
сад —
огород —
жара —
холод
вьюга —
Глагол
17. Запиши глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.
Образец: кричать – кричит, кричал, будет кричать.
Читать –
Работать –
Учить –
18. Запиши словосочетания с глаголами прошедшего времени в форме единственного числа.
Плыли облака
прилетели журавли
блестят зеркала
горят свечи
висели груши
Оценка занятия
Если ты считаешь, что потрудился хорошо и справился со всеми заданиями, то обведи в кружок рисунок, на котором изображены три книги.
Если возникали затруднения – обведи в кружок рисунок, на котором изображены 2 книги.
Если большую часть заданий выполнилплохо – обведи в кружок одну книгу (это знак того, что надо повторить эти задания снова).
Блок 5: усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений Задачи данного блока (направления):
Сформировать у ребенка умение правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);
Формировать способность школьника передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.
Названия падежей
Вопросы падежей
Предлоги падежей
Иван
Именительный падеж
(есть)
кто? что?
предлогов нет
родил
Родительный падеж
(нет)
кого? чего?
от, до, из, без, у, для, около, с, возле,вокруг
девчонку
Дательный падеж
(дать)
кому? чему?
к, по
велел
Винительный падеж
(люблю, винить)
кого? что?
в, во, на, за, про, через, под, перед
тащить
Творительный падеж
(творить, доволен)
кем? чем?
с, со, за, под, над, между, перед
пелёнку
Предложный падеж
(думаю, говорю)
о ком? о чём? где?
о, об, в, во, на, при
СОГЛАСОВАНИЕ
Согласование слов в числе
1. Закончи предложения, изменяя слова по образцу.
Образец: Лодки плывут – Лодка плывет.
Ракеты летят. – Ракета…
Ветры гудят. – Ветер …
Машины стоят. – Машина …
Сугробы растут. – Сугроб …
Костры дымят. – Костер …
Сады цветут. – Сад…
Плащи висят. – Плащ …
Толпы спешат. – Толпа…
Телята мычат. – Теленок …
Синицы свистят. – Синица …
2. Измени словосочетания по числам:
один - много
а) душистый ландыш — ...
полное ведро — …
чистое стекло — …
дальний путь — ...
лесное озеро — …
много - один
б) сочные арбузы — ...
острые когти —…
смелые воины —…
верные друзья — …
старые дворцы—
Согласование слов в роде
3. Распредели имена существительные по родам и запиши их.
7. Спиши предложения, изменив слова в скобках в соответствии с вопросом кого? или что?
Мама шила (юбка). Дети ловят (бабочка). Мы получили {телеграмма). Ученик потерял (закладка). Бабушка напоила (телёнок). Наседка зовет (цыплята). Кот слизал (сметана). Мы увидели большую (толпа). Я узнал нашего (щенок). Лось вышел на (поляна). Лесник вошёл в свою (избушка). Я выронил (корзина) и рассыпал всю (черника). Мы еще издали узнали (пастух).
Родительный падеж
8. Закончи предложение, ответив на вопросы кого? чего?
Гусь больше (утка). Верёвка крепче (шнурок). Муха меньше (жук). Волос тоньше (нитка). Горы выше (холмы). Ручей мельче (река). Солнце ярче (луна). Тыква крупнее (дыня).
Дательный падеж
9. Спиши предложения, изменив слова в скобках в соответствии с вопросами: а) дательного падежа, б) винительного и дательного падежей:
Завяжи бант (сестра). Охотник подкрался к (нора). Мы шли по (тропа). Семья приехала к (море). Бабушка идет к (врач). Расскажи сказку (малыш). Трактор идет по (поле).
Предложный падеж
10. Добавь подходящие по смыслу слова:
Спорить о
вспомнить о
скучать о
жалеть о
узнать о
забыть о
мечтать о
говорить о ... .
Слова для справок: поход, фильм, дежурство, обещание, друг, соревнование, страх, поручение.
Творительный падеж
11. Спиши текст, изменяя слова в скобках в соответствии с вопросами кем? чем?
МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ
Мамы нет дома. Мы с (сестра и брат) решили убрать квартиру. Я подмёл пол (веник). Сестра стёрла пыль влажной (тряпка). Брат вымыл посуду горячей (вода), вытер чашки (полотенце). На стол мы поставили вазу с (цветы). Мама была довольна (помощники).
12. Прочитай, изменяя слова в скобках в соответствии с вопросами чем? кем?
Носорог бодает (рог),
не шутите с (носорог).
(С.Маршак.)
13. Допиши предложения
Повар варит (что?)
Художник рисует (что?)
Учитель учит (кого?)
Набрали корзинку (чего?)
Охотник подкрался (к чему?)
Бабушка идет в гости (к кому?)
Я поставила вазу (с чем?)
Ребята спорили (о чем?)
Толя рисует (что? чем?)
Бабушка вяжет (кому? что? чем?)
14. Составь словосочетания: соедини стрелкой слова, ставя вопрос от глагола к имени существительному.
Образец: решить (что?) задачу.
поймать
о поездке
решить
гостю
встретиться
с другом
мечтать
задачу
обрадоваться
леща
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
15. Подчеркни правильно написанные предложения.
мама связала сыну свитер.
Мама связала сыну свитер.
Мама связала сыну свитер
осенью журавли улетают на юг.
Осенью журавли улетают наюг.
Осенью журавли улетают на юг.
В кресле спит кот пушок.
Вкресле спит кот Пушок.
В кресле спит кот Пушок.
16. Составьте и запишите предложения.
Снег, поля, леса, осеннюю, засыпал, грязь.
В, малину, деревне, мы, всегда, собираем.
Запрыгнула, и, диван, на, кошка, задремала.
17. Составьте предложение из предложенных слов и запишите его.
Весело, по, ручеёк, камешкам, бежал.
Холодная, наступила, зима, и, снежная.
Ребята, школу, в, бегут, радостно.
18. Ответь на вопросы по каждому предложению.
Петю встречал Миша. — Кто приехал?___________________
Лене написала письмо Катя. — Кто получил письмо?_______________
Внука проводил дедушка. — Кто уехал?_________________________
Папоротник ниже куста. — Что выше?__________________________
Лента шире пояса. — Что уже?_____________________________
ПРЕДЛОГ
19. Вставь пропущенные предлоги.
Язык ____ Киева доведёт.
____ словом ____ карман не полезешь.
Дарёному коню ____ зубы не смотрят.
____ труда не вытащишь и рыбку ____ пруда.
20. Прочитай предложения. Ответь на вопрос: так или не так? Запишите в тетради после исправления.
16. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, запишите проверочные слова.
мес__ность –
звёз__ный –
интерес__ный –
капус__ный –
окрес__ность –
вкус__ный –
здра__ствуй –
ус__ный –
опас__ный –
прелес__ный –
чес__ный –
грус__ный –
чудес__ный –
ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ
17. Вставьте буквы в окончания глаголов.
Е или И:
промолв__т
терп__м
вид__т
высуш__т
велича__т
истека__т
У, Ю, А, Я:
труд__тся
наброс__т
провод__т
посе__т
держ__т
леч__т
верт__т
лов__т
ненавид__т
стро__т
разве__т
ПРАВОПИСАНИЕ –ТЬСЯ И –ТСЯ В ГЛАГОЛАХ
18. Вставьте, где надо, мягкий знак.
вздымают__ся волны
веник рассыплет__ся
отбит__ся от врагов
отлучит__ся на час
в ноги кланяет__ся
зарывает__ся в снег
Оценка занятия
Если ты считаешь, что потрудился хорошо и справился со всеми заданиями, то обведи в кружок рисунок, на котором изображены три книги.
Если возникали затруднения – обведи в кружок рисунок, на котором изображены 2 книги.
Если большую часть заданий выполнилплохо – обведи в кружок одну книгу (это знак того, что надо повторить эти задания снова).
Список литературы
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 224 с.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Владос. 1997. 256 с.
Узорова О.В. Все основные правила русского языка, без знания которых невозможно писать без ошибок : 1 – 4 классы / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Москва : Издательство АСТ, 2019. 79 с.
Чистякова О.В. Исправляем дисграфию: 500 упражнений для учащихся 1-4 классов. СПб.: Издательский дом «Литера», 2017. – 224 с.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. М.: АРКТИ, 2007. 360 с.