kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система коррекционно-развивающих упражнений, направленная на преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система упражнений направлена на преодоление аграмматической дисграфии у школьников. 

Данная система коррекционно – развивающих упражнений соответствует ФГОС начального общего образования, так как в ее структуре есть задания, направленные на овладение первоначальными представлениями о грамматических нормах русского языка.

Структура данной системы представлена несколькими разделами, следующими друг за другом в чёткой последовательности, определяющей содержание коррекционно-развивающего обучения школьников с аграмматической дисграфией в соответствии с методическими рекомендациями И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, О. В. Узоровой, Е. А. Нефёдовой, А.В. Ястребовой. Задания включают в себя инструкцию и образцы их выполнения. 

Упражнения можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках русского языка, для проведения логопедической работы по предупреждению и преодолению аграмматической дисграфии, а также для работы дома.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система коррекционно-развивающих упражнений, направленная на преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Тюменский государственный университет»

Институт психологии и педагогики

Кафедра возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования








Система коррекционно – развивающих упражнений, направленная на преодоление аграмматической дисграфии у школьников






Тюмень, 2019

Содержание

1. Пояснительная записка 6

2. Рекомендации по проведению коррекционно – развивающих упражнений для родителей школьников, имеющих аграмматическую дисграфию 9

3. Рекомендации по проведению коррекционно – развивающих упражнений для учителей 10

4. Коррекционно – развивающие упражнения, направленные на преодоление аграмматической дисграфии у школьников 11

Блок 1: развитие пространственных и временных представлений 11

Блок 2: развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов 15

Блок 3: количественное и качественное обогащение словаря 22

Блок 4: совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов 25

Блок 5: усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений 31

Задачи данного блока (направления): 31

5. Правописание слов. Орфограммы. 39

Список литературы 45




Ковязина Е.С.

Система коррекционно – развивающих упражнений, направленная на преодоление аграмматической дисграфии у школьников

Рецензент: Поливара З. В., д-р филол. наук, канд. пед. наук, профессор.

Система упражнений направлена на преодоление аграмматической дисграфии у школьников.

Учитывая вид нарушения письменной речи, подобранная система коррекционно – развивающих упражнений предполагает работу по нивелированию выявленных нарушений.

При коррекции нарушений письменной речи коррекционно – развивающая работа проводится по следующим направлениям:

Блок 1: развитие пространственных и временных представлений;

Блок 2: развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов;

Блок 3: количественное и качественное обогащение словаря;

Блок 4: совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов;

Блок 5: усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений.

Особое внимание в процессе преодоления аграмматической дисграфии уделяется коррекционной работе на синтаксическом уровне, которая направлена на:

  1. Профилактику и преодоление ошибочных словосочетаний в речи учащихся, понимание ими сочетаемости слов, осмысленное построение предложений.

  2. Ознакомление школьников с явлениями многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.

Большое значение в процессе преодоления аграмматической дисграфии отводится работе с формой слова, а также пониманию связи слов в предложении. Последовательность изучения падежей в процессе коррекционной работы с данной формой дисграфии соответствует периодам формирования грамматического строя речи, выделенным А.Н.Гвоздевым в процессе становления устной речи ребенка в онтогенезе.

Система коррекционно – развивающих упражнений, направленная на преодоление аграмматической дисграфии, составлена в соответствии с программой по русскому языку начальных классов общеобразовательной школы.

Данный сборник упражнений можно использовать в качестве методического пособия при организации коррекционно – развивающих занятий. Предложенная разработка будет полезна учителям – логопедам при проведении коррекционной работы по предупреждению и преодолению аграмматической дисграфии, а также педагогам в дополнение к основной программе обучения в школе.


1. Пояснительная записка

Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше

без помощи учителя.

Э. Хаббард

Обучение письменной речи является одним из самых непростых этапов обучения в школе. На сегодняшний день актуальной является проблема увеличения количества детей со стойкими, специфическими расстройствами письма, низкой грамотности и неуспеваемости по русскому языку. Обычно «нелепые» ошибки на письме у школьников связывают с невнимательностью, однако основная причина таких ошибок – недоразвитие тех мозговых процессов, которые обеспечивают сложный процесс письма.

Процесс овладения письменной речью является сложной умственной деятельностью и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений. Несформированность какой – либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, т.е. дисграфию. Аграмматическая дисграфия – это вид дисграфии, обусловленный несформированностью грамматических систем словоизменения и словообразования. Она проявляется в наличии стойких ошибок на письме. Данную форму дисграфии нельзя отождествлять с незнанием орфографических правил ребенком. Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений и проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Согласно требованиям ФГОС, образовательная среда должна способствовать реализации каждого обучающегося, как субъекта собственной жизни, деятельности и общения вне зависимости от психофизических особенностей, учебных и потенциальных возможностей ребенка. Русский язык в системе обучения является одним из важнейших учебных предметов, который составляет совместно с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников.

Правильно организованная коррекционная работа может помочь преодолеть школьникам аграмматическую дисграфию. Коррекционно – развивающая работа организуется посредством системы коррекционно – развивающих упражнений, направленных на преодоление аграмматической дисграфии.

Система коррекционно – развивающих упражнений разработана с опорой на методические системы работы И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, О. В. Узоровой, Е. А. Нефёдовой. А.В. Ястребовой и на основе классификации письменных нарушений кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена.

Цель системы коррекционно – развивающих упражнений: подбор упражнений для осуществления работы, направленной на предупреждение и преодоление аграмматической дисграфии у школьников.

Новизна создания системы коррекционно-развивающих упражнений, направленной на преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы заключается в следующем:

  • наличие комплекта дидактического и раздаточного материала, позволяющего занимательного игрового материала на каждом этапе обучения;

  • возможность гибкого использования как самими школьниками, так и педагогами, родителями;

  • создание условий для оптимального сочетания индивидуальной, а также совместной деятельности учащихся.

Данная система коррекционно – развивающих упражнений соответствует ФГОС начального общего образования, так как в ее структуре есть задания, направленные на овладение первоначальными представлениями о грамматических нормах русского языка.

Структура данной системы представлена несколькими разделами, следующими друг за другом в чёткой последовательности, определяющей содержание коррекционно-развивающего обучения школьников с аграмматической дисграфией в соответствии с методическими рекомендациями И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, О. В. Узоровой, Е. А. Нефёдовой, А.В. Ястребовой. Задания включают в себя инструкцию и образцы их выполнения.

Упражнения можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках русского языка, для проведения логопедической работы по предупреждению и преодолению аграмматической дисграфии, а также для работы дома.

Таким образом, система коррекционно – развивающих упражнений «Грамматеи» имеет высокую практическую значимость, так как учитывает механизм нарушения у детей с аграмматической дисграфией.


2. Рекомендации по проведению коррекционно – развивающих упражнений для родителей школьников, имеющих аграмматическую дисграфию

На протяжении всех занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После неуспехов в школе, он должен почувствовать пусть и маленький, но успех!

Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.

Каждый день пишите карандашом короткие диктанты. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет). Ошибки в тексте не исправляйте. Просто отмечайте на полях зеленой ручкой (не красной!). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркнуть, а стереть свои ошибки и написать правильно.

Длительность одного занятия дома – 25-35 минут.

Для занятия необходимо данное пособие, простой карандаш, ручка, тетрадь.

Вы можете несколько раз возвращаться к одному и тому же заданию, изменяя материал для работы (новые слова, словосочетания и предложения).

После каждого занятия ребенок может оценить свою работу. Если он считает, что хорошо справился со всеми заданиями, то закрашивает большую звездочку. Если возникали затруднения при выполнении заданий – звездочку посередине. Если большая часть заданий выполнялась с трудом – самую маленькую звездочку. Работу ребенка может также оценить и сам взрослый.

Помните, занятия должны быть регулярными на всем протяжении коррекционной работы!

Желаем удачи!


3. Рекомендации по проведению коррекционно – развивающих упражнений для учителей

На протяжении всех занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После неуспехов в школе, он должен почувствовать пусть и маленький, но успех!

Рекомендации: Учителю необходимо, хотя бы на непродолжительное время, не исправлять ошибки в тетрадях учеников красным цветом. Красный фон тетрадей школьников выступает для них в качестве фактора стресса.

Учитель может разрешить школьнику писать простым карандашом. При этом преподаватель ставит пометки на полях, но не исправляет ошибки ученика. Школьник таким способом может не зачеркивать, а стереть свои ошибки, а затем написать правильно. После чего обязательно проводится работа над ошибками. Таким образом, ученик сам находит свои ошибки, а его тетрадь остается в хорошем состоянии.

Школьникам с аграмматической дисграфией категорически запрещаются многочасовые переписывания домашних заданий, а также выполнение заданий сначала на черновике, а потом на чистовике. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше выполнять меньше письменной работы, но качественнее.

Вы можете использовать данные коррекционно – развивающие упражнения на занятиях по русскому языку в качестве дополнительного материала для школьников, имеющих аграмматическую дисграфию. Задания должны соответствовать теме урока и не перегружать воспринимаемый учащимися материал.

Желаем удачи!

4. Коррекционно – развивающие упражнения, направленные на преодоление аграмматической дисграфии у школьников Блок 1: развитие пространственных и временных представлений

Задачи данного блока (направления):

  1. Формирование основы для развития у школьника звуко – слогового и морфемного анализа слов.

  2. Подготовка руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.

  3. Создание предпосылок для развития у школьника позиционного анализа звуков в составе слов.

  4. Работа над пониманием предлогов с конкретным пространственным значением

  5. Уточнение и активизация соответствующего словарного запаса, а также пропедевтика усвоения времен глагола.

1. Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела.

— Поднять свою «главную» руку, назвать ее (правая).

— Поднять другую руку, назвать ее (левая).

У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. Доброжелательно рассмотреть такие случаи и отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми, что и следует запомнить.

2. Закрепи различение и называние рук с помощью схемы (рис. 1)

Рис.1

—приложить кисть, определить руку:

3. Определи, какой рукой нам машет девочка из окна вагона (см. рис.2)

Рис.2

4. Рассмотри картинку. Что находится в правом верхнем углу? В левом нижнем углу? В центре? Справа от круга? Под кругом? Над кругом?

Рис.3

5. Последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка: 123456789

а) Назови первое число слева; первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (Слева направо)

б) Прочитай ряд в обратном порядке (т.е. справа налево). Как изменяется величина чисел в этом направлении? (Уменьшается).

в) Покажи число 4. Есть ли у него соседи в ряду? (3 и 5). Какое число стоит слева от 4? Больше или меньше оно, чем 4?

г) Назови соседа числа 4 справа, сравни по величине (вправо числа возрастают).

6. В тексте К.Д.Ушинского «Ленивый и прилежный» вставить пропущенные слова «СЕГОДНЯ» и «ЗАВТРА»:

а) « ... поучусь, а ... погуляю» — говорит ленивый.

б) « ... погуляю, а ... поучусь» — говорит прилежный.

7. Отгадай загадки, ответив на вопрос: «Когда это бывает?».

а) Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?

б) Пусты поля, мокнет земля, лист опадает, когда это бывает?

в) Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает, когда это бывает?

г) Снег на полях, лёд на реках, иней сверкает, когда это бывает?

8. Сопоставь понятия: дед — отец — сын — брат, бабушка - мать - дочь - сестра. Дай варианты этих понятий (кто кому кем приходится):

Дед— отец отца (или матери)

Бабушка — ...

Отец — сын деда

Мать — ...

Петя — сын отца, внук деда, брат Кати

Катя — ...

9. Где расположены в прямоугольнике: буква; цифра; слово?




Оценка занятия

  • Если ты считаешь, что потрудился хорошо и справился со всеми заданиями, то обведи в кружок рисунок, на котором изображены три книги.

  • Если возникали затруднения – обведи в кружок рисунок, на котором изображены 2 книги.

  • Если большую часть заданий выполнил плохо – обведи в кружок одну книгу (это знак того, что надо повторить эти задания снова).



Блок 2: развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов

Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:

  1. развитие звукового анализа слов (от простых форм — к сложным);

  2. развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.

Гласные звуки

1. определить наличие начального гласного звука в ударной позиции:

окунь, узел, иглы, адрес, ожил, имя, ужин, отпуск, улей, утки, окна, эхо.

2. определить наличие начального гласного звука в безударной позиции:

аптека, изюм, идут, ушли, альбом, актер, этаж, узоры, увяли, экзамен, учеба, арбуз.

3. определить наличие гласного звука в середине слова.

O

A

Ы

У

куст, сок

сын, наш

дым, нес

лес, зуб

шкаф, сон

мал, мышь

сел, был

лук, пил

Согласные звуки

4. Найди букву, которая «рычит». Ту, которая «жужжит», «звенит», «фыркает», «храпит», «царапает», «щекочет», «свистит», «шипит», «мычит» и т.д.

Р,З,Ж,Х,Ф,Щ,Ц,С,Ш,М…



Звуковой анализ

5. Напиши в клетках слева слова, которые оканчиваются буквой Т, а справа — слова, которые с этой буквы начинаются.

Напиши в клетках слева слова, которые оканчиваются буквой Т, а справа — слова, которые с этой буквы начинаются.




Т





















Парные гласные

6. Вставь пропущенную гласную а или я

Цветы у В__ли зав__ли.

Мы вчер__ игр__ли в пр__тки.

Сын гл__дит, как мама гл__дит.

Над__ и Д__ша ед__т кашу.

Юр__ был р__д, что попал в первый р__д.

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство

7.Прочитай, вставляя пропущенные буквы б или д:

У Ли_ы голу_ой _ант.

Ва_им _ал _ругу _улку.

На _иване _елая по_ушка.

Завтра _у_ет холо_ная пого_а.



Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство

8.Напиши в тетради предложение, вставляя пропущенные буквы о,ё

У т_ти П_ли есть тел_нок Т_ма.

9. Прочитай и запиши слова, вставив пропущенные буквы ф, в.

а) коро__а, с__ёкла, __утбол, __олейбол, про__иль, про__ессия, кон__ерт.

10. Прочитай загадку, вставляя буквы т, д. Выдели мягкие и твердые согласные.

У ро__и__елей и __е__ок вся о__еж__а из моне__ок. (Рыбы.)

(В.Фетисов.)

11. Подумай, какие буквы надо добавить и почему:



Б



Ж

3



Т

К



Ф


Звонкие согласные в середине слова

12. Прочитай загадки, пословицы, вставляя пропущенные согласные. Подбери проверочные слова:

Кто любит тру__, того люди чтут.

На языке мё__, а под языком лё__.

Спасибо, моро__, что снегу нанё__.

Выделение и дифференциация звуков с-з

13.Запиши слова в две колонки (по наличию с, з):

зонт, свекла, глаза, закат, восемь, сентябрь, август, узнал, уснул, зрелый.

Слова со звуком С

Слова со звуком З











Выделение и дифференциация звуков ш-ж

14. Прочитай и запиши, вставляя буквы ш, ж:

И про на__их двух чи__ей,

двух е__ей и двух у__ей

знают в на__ем новом доме

все двенадцать эта__ей.

(С.Михалков.)

Выделение и дифференциация звуков с-ш

15. Измени глаголы по образцу, отмечая чередование с — ш:

Образец: просить - я прошу.

писать -

чесать -

носить -

спросить -

месить -

откусить -

красить -

струсить -

Выделение и дифференциация звуков з-ж

16. Запиши под диктовку слова в два столбца (по наличию з или ж):

пожар,, забор, звонкий, зубрил, сажа, змеи, жатва, дежурный, вызывал, выжму, друзья, дружный, прыжок, озимь, ожил, кружить, грузить.

Слова со звуком З

Слова со звуком Ж




















Выделение и дифференциация звуков с-щ

17. Образуй глаголы от данных существительных.

Образец: блеск - блещет.

писк -

треск -

свист -

плеск -

поиск -

воск -


Выделение и дифференциация звуков р-л

18.Запиши слова в две колонки (по наличию р, л):

карась, лодка, плыл, хорошо, плохо, порядок, ветер, прятать, вёсла, вёдра, забор, валенки, кукла, самовар, самосвал, плакат.

Слова со звуком Р

Слова со звуком Л


















Выделение и дифференциация звуков г-к-х

19.Запиши слова в три колонки (по наличию г, к, х):

прыгал, приказал, восход, закат, храп, скачки, хохолок, хоккей, горох, орех



Слова со звуком Г

Слова со звуком К

Слова со звуком Х
















Выделение и дифференциация звуков с-ц

20. Вставь обе пропущенные буквы: с и ц:

__ини__а,

__пи__а,

__квор__ы,

ле__тни__а,

гу__ени__а,

__олн__е

Выделение и дифференциация звуков ч-т

21. Измени глаголы по образцу, следя за чередованием звуков ч — т' в основе глаголов.

Образец: вертеть — я верчу — он вертит.

лететь – я, он, она…

катить – я, он, она…

молотить – я, он, она…

заметить – я, он, она…

но: хотеть - я хочу - он хочет (проспрягать полностью).

Выделение и дифференциация звуков ч-щ

22. Вставь обе пропущенные буквы: ч и щ:

__а__а

__ёто__ка

__асов__ик

__ел__ок

Выделение и дифференциация звуков ч-ц

23. Прочитай и запиши слова, вставляя буквы ц или ч:

уда__а, зарни__а, __апля, ску__ал, весель__ак, мыльни__а



Оценка занятия

  • Если ты считаешь, что потрудился хорошо и справился со всеми заданиями, то обведи в кружок рисунок, на котором изображены три книги.

  • Если возникали затруднения – обведи в кружок рисунок, на котором изображены 2 книги.

  • Если большую часть заданий выполнил плохо – обведи в кружок одну книгу (это знак того, что надо повторить эти задания снова).





Блок 3: количественное и качественное обогащение словаря


Задачи данного блока (направления):

  1. количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);

  2. качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);

  3. очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов.

1. Назови и запиши действия.

Метель (что делает?) — метет, гром — ... , ветер — ..., снег — ... , солнце — ... , ливень — ... , молния — ... , мороз — ... .

2. Напиши подходящие слова.

Образец: «жёлтые слова» - солнце, репа

«Зеленые» слова:________________________________________________

«Добрые» слова:________________________________________________

«Круглые» слова:_________________________________________________

«Колючие» слова:_______________________________________________

Слова - «приятели» (синонимы)

3. Укажи четвертое «лишнее» слово (с иным, чем у остальных слов, значением):

  • грустный, печальный, унылый, глубокий;

  • храбрый, звонкий, смелый, отважный;

  • слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий, прочный, надежный;

  • понять, разобраться, запомнить, уразуметь;

  • думать, ехать, размышлять, соображать.



4. Выбери нужное слово из стоящих в скобках и вставь его в предложение:

Стояло (жаркое, горячее) лето.

Мальчики легли загорать на (жаркий, горячий) песок.

Слова - «неприятели» (антонимы)

5. Назови слово с противоположным значением:

день — утро — восход— весна — зима — завтра - рано - близко - низко — редко -медленно — просторно — радостно — темно - сел —взял — нашел — забыл — уронил — насорил — выпрямил — легкий — высокий — больной — чистый - частый — жесткий - ... .

6. Вставь в пословицу слово с противоположным значением

Ученье — свет, а неученье - …

Горькая правда лучше красивой …

На каждую загадку есть …

Одна зима на Родине лучше ста вёсен на ...

Поражение часто бывает первой ступенью к ...

Умный надеется на свои дела, а ... полагается на надежду.

Лучше пить воду в радости, чем мёд в ...

* Отгадка: чужбина, глупый, горесть, тьма, ложь, победа.


Слова - «близнецы» (омонимы)

7. Из данных словосочетаний составь предложения:

  • прозрачный ключ, скрипичный ключ, сломанный ключ;

  • острая коса, длинная коса, песчаная коса;

  • меткий лук, зелёный лук;

  • неглубокая норка, пушистая норка.

8. Подумай и скажи, какие слова надо вставить в предложения. В каждой паре предложений объясни лексическое значение вставленных слов.

Наскочила ... на камень.

... — девичья краса.

Что на уме, то и на …

… до Киева доведёт.

Худой ... лучше доброй ссоры.

Все народы должны бороться против войны за ...

* Отгадка: коса, язык, мир.

Фразеологизмы

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по значению одному слову.

Например: считать ворон = отвлекаться.

9. Соедини стрелкой фразеологизм и его значение.

Бить баклуши


Узнать правду

Намылить шею

Очень испугаться

Витать в облаках

Бездельничать

Как снег на голову

Молчать

Душа в пятки ушла

Фантазировать

Глаза открылись

Неожиданно

Держать язык за зубами

Отругать

Оценка занятия

  • Если ты считаешь, что потрудился хорошо и справился со всеми заданиями, то обведи в кружок рисунок, на котором изображены три книги.

  • Если возникали затруднения – обведи в кружок рисунок, на котором изображены 2 книги.

  • Если большую часть заданий выполнил плохо – обведи в кружок одну книгу (это знак того, что надо повторить эти задания снова).

Блок 4: совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов

Задачи данного блока (направления):

  1. Сформировать умение у школьника ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;

  2. Развить у ребенка способность активно пользоваться различными способами словообразования.

Слова – предметы, слова – признаки, слова – действия

1. Назови картинки. Раздели слова на 2 группы:

1) слова, которые отвечают на вопрос кто?

2) слова, которые отвечают на вопрос что?

2. Превратите неодушевлённые имена существительные в

одушевлённые по образцу. автомобиль — автомобилист

груз —

аптека —

Москва —

библиотека —

гардероб —

журнал —

футбол —




3. Заполни таблицу, изменяя имена существительные по числам

Один

Много

Лимон



Люди

Ребенок


Сын



Родственные слова

4. Укажи слова с общим корнем.

Кошка — котята, лошадь — жеребенок, овца — ягнята, свинья — поросята, гуси — гусята, утка — утята, корова — теленок, лиса — лисенок.

Близки ли по значению данные пары слов? Какие из них являются родственными?

5. «Каверзные вопросы».

1) Почему не шипит шиповник?

2) Почему не горюет гора?

3) С кем не водится водица?

4) Как рисовать рисом?

5) Куда окунули окуня?

6. Прочитай слова. Разделите их на слоги. Выпишите трёхсложные слова.

Огород, стрекоза, дорога, корова, ягода, аист, настурция, город, класс, ученик, газета.

7. Преврати односложное слово в двусложное (по образцу).

Например: ключ — ключик.

Мяч, зонт, рот, дом, кот, бант, стол, лоб, шар, гвоздь, винт, шарф.

8. Составь слова из данных слогов.

Образец: ко, мо, ло — молоко.

сы, ло, во;

рел, та, ка;

тик, бан;

ка, ска, мей;

смо, ди, на,ро;

по, тен, це, ло;

лет, то, вер;

маш, ро, ка.




Части слова

9. Запиши по 2–3 однокоренных слова. Выдели корень в однокоренных словах.

солнце —

дорога —

река —

письмо —

светить —

бежать —

сильный —

боль —

Приставка

10. Вставь пропущенные буквы. Выдели приставки.

З__читался, д__играл, __бдумал, п__грустил, н__гулялся, ___бошёл, з__кричал.

11. Запиши словосочетания, подбирая к глаголам подходящие по смыслу приставки.

…бежать в класс.

…писать записку.

…бить гвоздь.

…колоть орех.

…ехать мимо.

…брать со стола.

Состав слова

12. Прочитай слова. Выдели в них корень. Запиши слова с делением на части по образцу в таблицу:

Образец:

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

по

сад

к

а

Слова: рассада, перестрелка, проходная, договор, садо­вый, старушка


Приставка

Корень

Суффикс

Окончание


























Суффикс

13. Назовите детей ласковыми именами по образцу: Оля – Оленька, Олечка.


Оля


Оленька



Олечка

Маша —

Катя —

Гриша —

Миша —

Валя —

Света —

14. Образуй с помощью суффиксов родственные имена существительные со значением «очень маленький» и «очень большой».

Образец: нос – носик, носище.

Голос, сапог, клюв, глаза, человек.














Образование слов

Запомни окончания имён прилагательных!!!

Какая?

[-ая], [-яя]

Какой?

[-ой], [-ый], [-ий]

Какое?

[-ое], [-ее]

Какие?

[-ые], [-ие]

15. Подбери к именам существительным как можно больше подходящих по смыслу имён прилагательных.

День (какой?)…

Груша (какая?)…

Солнце (какое?)…

Ученики (какие?)…

16. Образуй прилагательные от данных существительных, т. е. ответь на вопрос чей? Или какой?

Образец: лиса — лисий, жара — жаркий.

Волк —

медведь —

заяц —

лиса —

лес —

вода —

сад —

огород —

жара —

холод

вьюга —


Глагол

17. Запиши глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Образец: кричать – кричит, кричал, будет кричать.

Читать –

Работать –

Учить –

18. Запиши словосочетания с глаголами прошедшего времени в форме единственного числа.

Плыли облака

прилетели журавли

блестят зеркала

горят свечи

висели груши

Оценка занятия

  • Если ты считаешь, что потрудился хорошо и справился со всеми заданиями, то обведи в кружок рисунок, на котором изображены три книги.

  • Если возникали затруднения – обведи в кружок рисунок, на котором изображены 2 книги.

  • Если большую часть заданий выполнил плохо – обведи в кружок одну книгу (это знак того, что надо повторить эти задания снова).






Блок 5: усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений Задачи данного блока (направления):
  1. Сформировать у ребенка умение правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);

  2. Формировать способность школьника передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.


Названия падежей


Вопросы падежей

Предлоги падежей

Иван

Именительный падеж

(есть)

кто? что?

предлогов нет

родил

Родительный падеж

(нет)

кого? чего?

от, до, из, без, у, для, около, с, возле,вокруг

девчонку

Дательный падеж

(дать)

кому? чему?

к, по

велел

Винительный падеж

(люблю, винить)

кого? что?

в, во, на, за, про, через, под, перед

тащить

Творительный падеж

(творить, доволен)

кем? чем?

с, со, за, под, над, между, перед

пелёнку

Предложный падеж

(думаю, говорю)

о ком? о чём? где?

о, об, в, во, на, при


СОГЛАСОВАНИЕ

Согласование слов в числе

1. Закончи предложения, изменяя слова по образцу.

Образец: Лодки плывут – Лодка плывет.


Ракеты летят. – Ракета…

Ветры гудят. – Ветер …

Машины стоят. – Машина …

Сугробы растут. – Сугроб …

Костры дымят. – Костер …

Сады цветут. – Сад…

Плащи висят. – Плащ …

Толпы спешат. – Толпа…

Телята мычат. – Теленок …

Синицы свистят. – Синица …

2. Измени словосочетания по числам:

один - много

а) душистый ландыш — ...

полное ведро — …

чистое стекло — …

дальний путь — ...

лесное озеро — …

много - один

б) сочные арбузы — ...

острые когти —…

смелые воины —…

верные друзья — …

старые дворцы—

Согласование слов в роде

3. Распредели имена существительные по родам и запиши их.

Ложь, автобус, честность, зеркало, занятие, внешность, вкус, восторг, веселье


М.р. (он мой)

Ж.р. (она моя)

Ср.р. (оно моё)



















4. Вставь пропущенные окончания.

Запиши имена прилагательные в три столбика.

Вечерн__ звезда, мягк__ одеяло, верхн__ этаж, скрипуч__ дерево, грустн__ картина, серебрист__ иней, соседн__ поле, летн__ заря, золот__ шар.


М.р.

Ж.р.

Ср.р.

















5. Составь предложения, определив род имен существительных. Соотнести глагольные окончания с родом существительных.

Образец: Море шумело (с. р.).

Шумела

(море, волна, толпа, собрание, река)

Шумело

Висело

(картина, объявление, зеркало, вывеска, полотенце)

Висела

6. Запиши слова в 3 столбика по типам склонения.

Кость, лошадка, конь, букварь, скатерть, женщина, облако, капуста, гвоздь, радость, берёза, помидор, печаль, полночь, мужчина, дерево.


1 скл

2 скл

3 скл




















УПРАВЛЕНИЕ

Винительный падеж

7. Спиши предложения, изменив слова в скобках в соответствии с вопросом кого? или что?

Мама шила (юбка). Дети ловят (бабочка). Мы получили {телеграмма). Ученик потерял (закладка). Бабушка напоила (телёнок). Наседка зовет (цыплята). Кот слизал (сметана). Мы увидели большую (толпа). Я узнал нашего (щенок). Лось вышел на (поляна). Лесник вошёл в свою (избушка). Я выронил (корзина) и рассыпал всю (черника). Мы еще издали узнали (пастух).

Родительный падеж

8. Закончи предложение, ответив на вопросы кого? чего?

Гусь больше (утка). Верёвка крепче (шнурок). Муха меньше (жук). Волос тоньше (нитка). Горы выше (холмы). Ручей мельче (река). Солнце ярче (луна). Тыква крупнее (дыня).

Дательный падеж

9. Спиши предложения, изменив слова в скобках в соответствии с вопросами: а) дательного падежа, б) винительного и дательного падежей:

Завяжи бант (сестра). Охотник подкрался к (нора). Мы шли по (тропа). Семья приехала к (море). Бабушка идет к (врач). Расскажи сказку (малыш). Трактор идет по (поле).

Предложный падеж

10. Добавь подходящие по смыслу слова:

Спорить о

вспомнить о

скучать о

жалеть о

узнать о

забыть о

мечтать о

говорить о ... .

Слова для справок: поход, фильм, дежурство, обещание, друг, соревнование, страх, поручение.

Творительный падеж

11. Спиши текст, изменяя слова в скобках в соответствии с вопросами кем? чем?

МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ

Мамы нет дома. Мы с (сестра и брат) решили убрать квартиру. Я подмёл пол (веник). Сестра стёрла пыль влажной (тряпка). Брат вымыл посуду горячей (вода), вытер чашки (полотенце). На стол мы поставили вазу с (цветы). Мама была довольна (помощники).

12. Прочитай, изменяя слова в скобках в соответствии с вопросами чем? кем?

Носорог бодает (рог),

не шутите с (носорог).

(С.Маршак.)

13. Допиши предложения

Повар варит (что?)

Художник рисует (что?)

Учитель учит (кого?)

Набрали корзинку (чего?)

Охотник подкрался (к чему?)

Бабушка идет в гости (к кому?)

Я поставила вазу (с чем?)

Ребята спорили (о чем?)

Толя рисует (что? чем?)

Бабушка вяжет (кому? что? чем?)



14. Составь словосочетания: соедини стрелкой слова, ставя вопрос от глагола к имени существительному.

Образец: решить (что?) задачу.

поймать


о поездке

решить

гостю

встретиться

с другом

мечтать

задачу

обрадоваться

леща



ПРЕДЛОЖЕНИЕ

15. Подчеркни правильно написанные предложения.

мама связала сыну свитер.

Мама связала сыну свитер.

Мама связала сыну свитер

осенью журавли улетают на юг.

Осенью журавли улетают наюг.

Осенью журавли улетают на юг.

В кресле спит кот пушок.

Вкресле спит кот Пушок.

В кресле спит кот Пушок.


16. Составьте и запишите предложения.

Снег, поля, леса, осеннюю, засыпал, грязь.

В, малину, деревне, мы, всегда, собираем.

Запрыгнула, и, диван, на, кошка, задремала.

17. Составьте предложение из предложенных слов и запишите его.

Весело, по, ручеёк, камешкам, бежал.

Холодная, наступила, зима, и, снежная.

Ребята, школу, в, бегут, радостно.


18. Ответь на вопросы по каждому предложению.

Петю встречал Миша. — Кто приехал?___________________

Лене написала письмо Катя. — Кто получил письмо?_______________

Внука проводил дедушка. — Кто уехал?_________________________

Папоротник ниже куста. — Что выше?__________________________

Лента шире пояса. — Что уже?_____________________________


ПРЕДЛОГ

19. Вставь пропущенные предлоги.

Язык ____ Киева доведёт.

____ словом ____ карман не полезешь.

Дарёному коню ____ зубы не смотрят.

____ труда не вытащишь и рыбку ____ пруда.


20. Прочитай предложения. Ответь на вопрос: так или не так? Запишите в тетради после исправления.

Дед в печи, а дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепешки.

Овечки в речке, караси у речки.


21. Напиши предложения, вставляя пропущенные предлоги.

Ласточка свила гнездо … крышей

… нами кружились бабочки.

Мальчик вошёл … класс.

Посуду убрали … стола.

Варежки связаны … шерсти.

Кошка выскочила … комнаты.

… грядке зеленеет молодой лук.


ПРИСТАВКА И ПРЕДЛОГ

22. Раскройте скобки, запишите.

(З_)горой, (з_)бежать, (с)вернула, (с)крыши, (н_)конверте, (н_)резать, (н_)листе, (н_)чертили.

23.Найдите и подчеркните главные члены в предложениях.

Берег размыла весенняя вода. Берег размыт весенней водой. Берёза склонила тонкие ветки. Качаются тонкие ветки берёзы. Скворечник заняли воробьи. Скворцы ищут приют. Долго грызла кость собака. Кость ей кинул повар. Хлопьями падал пушистый снег. Белые хлопья укутали все кусты. Этот бант потеряла подруга. Наше озеро сковал мороз.



24. Чётко прочитай:

Саша пришёл на остановку. Автобус отошёл.

Что ты прочитал? Сколько ты прочитал предложений? Как можно доказать, что здесь два предложения? Можно ли из этих двух предложений сделать одно?

Предложения можно соединять при помощи союзов и союзных слов: когда, где, куда, откуда, потому что.


25. Дополни предложения так, чтобы в них указывалось место, время или причина действия.

Ребята направились туда, где...

Мы уедем в лагерь, когда...

Пётр спешил на стадион, потому что…

26. Составь предложения по картинкам.



Оценка занятия

  • Если ты считаешь, что потрудился хорошо и справился со всеми заданиями, то обведи в кружок рисунок, на котором изображены три книги.

  • Если возникали затруднения – обведи в кружок рисунок, на котором изображены 2 книги.

  • Если большую часть заданий выполнил плохо – обведи в кружок одну книгу (это знак того, что надо повторить эти задания снова).






5. Правописание слов. Орфограммы.

1 класс

1. Дополните предложения подходящими по смыслу словами.

Учитель ....... ученикам рассказ.

Маша ........ с подружкой по телефону.

Учёный ......на вопросы студентов.

Слова для справок: рассказывает, говорит, отвечает, читает, сообщает.

2. Придумайте 3 предложения со словом «ученик».

Одно предложение — повествовательное, второе — вопросительное, третье — восклицательное.

3. Прочитайте пары слов. Поставьте в словах ударение. Подчеркните слова, произношение которых расходится с написанием.

волна — волны

кот — коты

дома — дом

совы — сова

поля — поле

дворы — двор

мосты — мост

деньки — день

кроты — крот

листы — лист

ЖИ-ШИ

4. Вставьте букву И или Ы.

подерж__те

р__совать

д__мка

тиш__на

д__мок

ж__вотными


5. Вставьте пропущенные буквы.

У Маш__ лыж__.

У Наташ__ ёж__к.

У Гриш__ маш__на.

ЧА-ЩА

6. Измените слова в скоб ках и вставьте пропущенные буквы.

Увидел (грач) ___________________ — весну встреч__й.

Маленькие (зайчонок) ________________ пряч__тся под кустами.

Под тёплыми (луч) ______________солнца хорошо загорать.


ЧУ-ЩУ

7. Образуйте слова по образцу: пищать — пищу.

кричать — ____________________________

грустить — ____________________________

искать — ____________________________

хотеть — ____________________________

молчать — ____________________________


ЧК – ЧН

8. Образуйте слова по образцу: печь — печка — печной.

река — —

ночь — —

свеча — —

рука — —

3 - 4 класс

Ь НА КОНЦЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ


9. Вставьте, где необходимо, Ь.

олен__

вратар__

экипаж__

плач__

метел__

плащ__

мелоч__

сол__

журавл__

окун__

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ И МЯГКИЙ ЗНАКИ

10. Вставьте пропущенные Ъ или Ь знак.

из__ясняется

осен__ю

об__явился

нич__я

гусяч__и

об__ёмный

бул__он



УДАРЕНИЕ


11. Соедини слова и картинки. Обозначь ударение в словах.

Слова: замок – замок, кружки – кружки, атлас – атлас.

12. Спишите упражнение, подчеркнув слова с одинаковым на­писанием и различным ударением. Поставьте в них ударение.

Ворона меньше ворона.

Лето было жаркое. Разогрей жаркое.

Плохая дорога утомила пут­ника. Нам дорога каждая минута.


БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

13. Вставьте пропущенные безударные гласные.

В нашем хоре Маша всегда зап__вает.

Миша лекарство зап__вает водой.

Шофер отв__рил дверь кабины.

Папа отв__рил картофель.

Петя осторожно сл__зал с крыши.

Кот сл__зал сметану.

В л__су сыро.

В л__су стрелял охотник.

Наш сад с каждым днем ув__дал.

Я ув__дал друга.

14. Вставьте пропущенные буквы, подбирая проверочные слова.

Образец: ро́дной – ро́дина.

Тр__щать - __________________________________

М__сной - __________________________________

Жур__вли - __________________________________

__довитый - __________________________________

Ч__рвивый - __________________________________

ОРФОГРАММЫ, УЧАЩИЕ ПИСАТЬ КОРЕНЬ СЛОВА


15. Вставьте пропущенные буквы.

Гуляют тучи з__л__тые

Над отдыхающей з__млей;

П__ля просторные, немые

Бл__стят, облитые р__сой.


НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В НЕКОТОРЫХ СЛОВАХ

16. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, запишите проверочные слова.

мес__ность –

звёз__ный –

интерес__ный –

капус__ный –

окрес__ность –

вкус__ный –

здра__ствуй –

ус__ный –

опас__ный –

прелес__ный –

чес__ный –

грус__ный –

чудес__ный –

ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

17. Вставьте буквы в окончания глаголов.

Е или И:

промолв__т

терп__м

вид__т

высуш__т

велича__т

истека__т

У, Ю, А, Я:

труд__тся

наброс__т

провод__т

посе__т

держ__т

леч__т

верт__т

лов__т

ненавид__т

стро__т

разве__т

ПРАВОПИСАНИЕ –ТЬСЯ И –ТСЯ В ГЛАГОЛАХ

18. Вставьте, где надо, мягкий знак.

вздымают__ся волны

веник рассыплет__ся

отбит__ся от врагов

отлучит__ся на час

в ноги кланяет__ся

зарывает__ся в снег

Оценка занятия

  • Если ты считаешь, что потрудился хорошо и справился со всеми заданиями, то обведи в кружок рисунок, на котором изображены три книги.

  • Если возникали затруднения – обведи в кружок рисунок, на котором изображены 2 книги.

  • Если большую часть заданий выполнил плохо – обведи в кружок одну книгу (это знак того, что надо повторить эти задания снова).






Список литературы


  1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 224 с.

  2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Владос. 1997. 256 с.

  3. Узорова О.В. Все основные правила русского языка, без знания которых невозможно писать без ошибок : 1 – 4 классы / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Москва : Издательство АСТ, 2019. 79 с.

  4. Чистякова О.В. Исправляем дисграфию: 500 упражнений для учащихся 1-4 классов. СПб.: Издательский дом «Литера», 2017. – 224 с.

  5. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и кор­рекции недостатков чтения и письма. М.: АРКТИ, 2007. 360 с.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ковязина Екатерина Сергеевна

Дата: 20.05.2019

Номер свидетельства: 511333


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства