2.Слова для дифференциации звуков [ж] и [ш] и работы над слоговой структурой слова:
животикам, живот, ушами, поможет, снежок;
желуди, шляпа, ландыши, шиповник;
подушка, машина, ножницы, шкаф;
подснежник, жук, пиджак, лошадь.
3.Слова для слогового анализа:
душ, жилет, мешок, лыжи, шуба, ковш, шлем, шапка.
План – конспект
Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).
Логопед загадывает загадки.
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный, я же – … (ЖУК)»
Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].
Слушай еще одну загадку:
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко
И умылся серой лапкой.
-Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кошка?Правильно, звук [ш].
-Как ты думаешь, с какими звуками мы будем сегодня играть?
-Да мы будем с тобой играть со звуками [ж] и [ш].
Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков [ш] и [ж].
Логопед. Давай произнесем звук [ш], а теперь [ж].
Как ты думаешь, чем похожи эти звуки?
Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.
Логопед. Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.
-Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук [ж] — дрожит.
Умница, мы с тобой сравнили звуки, а сейчас давай немножко разомнем наши пальчики, поиграем с тобой в игру «Кошка»
Пальчиковая гимнастика «Кошка»
Мягко кошка посмотри, разжимает коготки
И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.
(Ребенок сжимает и разжимает кулачки)
Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа,
(Пальчики поочередно «здороваются»)
Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает.
(Пальчики отскакивают друг от друга)
Молодец, наши пальчики хорошо потрудились, а сейчас потрудится наш язычок.
Артикуляционная гимнастика:
«Грибок», «Лошадка», «Гармошка», «Моторчик» .
Зрительный контроль со стороны логопеда, использование большого зеркала, ребенок выполняет упражнения, направленные на подготовку органов артикуляции к произнесению звука [р]. Логопед дает рекомендации ребенку.
«Грибок» - нужно улыбнуться, показать зубы, присосать широкий язык к небу, рот раскрыть как можно шире, так чтобы ножка «грибка» натянулась. «Лошадка» - сделать упражнение «грибок», максимально открыть рот, не отрывая языка от неба. Затем щелкнуть языком. «Гармошка» - сделать упражнение «грибок», максимально открыть рот, не отрывая языка от неба, затем закрыть его. «Моторчик» - Логопед просит ребенка улыбнуться, широко открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося громко, отрывисто, многократно, не опуская кончик языка: дддддд.
Игра «Поймай звук»
Язычок наш отлично поработал. А сейчас посмотри, кто у меня. Кошка и жук. Возьми жука в правую руку, а кошку в левую. Я буду произносить слова со звуками [ш] и [ж].
Если я произнесу слово со звуком [ш], ты поднимешь и опустишь картинку с кошкой, а если я произнесу слово со звуком [ж], что ты сделаешь? Да, ты поднимешь и опустишь картинку со звуком [ж]. Итак, начали:
Молодец, хорошо справилась с заданием, поймала все слова со звуками [ш] и [ж].
Игра «Добавь слово»
Послушай меня внимательно. Сейчас я буду читать тебе маленькие стихотворения. Я начну предложение, а ты его закончишь, добавишь слово, которое подходит.
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по... (животикам).
К. Чуковский
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе... (живот).
И беседовал с ужами, заяц хлопая …(ушами)
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему... (поможет).
С. Маршак
Как на тоненький ледок выпал беленький …(снежок)
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на... (машине).
Молодец, все слова в стихотворения добавила правильно.
Игра «Поделим слова на слоги»
Посмотри – это кошка, это жук. Логопед выкладывает картинки на стол. Давай определим, сколько слогов в слове кошка, сколько слогов в слове жук. Правильно, в слове кошка два слога, а в слове жук – один слог. Сейчас я буду показывать тебе картинки. Ты должна посмотреть на картинку, назвать ее и определить, сколько слогов в слове. Если в слове один слог, ты положишь картинку рядом с жуком, а если два слога, куда положишь картинку? Правильно, рядом с кошкой.
Давай попробуем.
Душ. Сколько слогов в слове душ? Куда положишь картинку? И т.д.
Слова для деления на слоги: душ, жилет, мешок, лыжи, шуба, ковш, шлем, шапка.
Умница, все слова разделила правильно разложила.
А теперь, давай поработаем в тетради.
Подведение итога занятия
С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются?
Что делали сегодня на занятии? В какие игры играли?