3) Придумать слова со звуками [Р] и [Р’] в начале, середине и в конце слова, составить схемы
Образец:
Р
Горка р
Ракета Р
Забор р
Рь
Огурец р
Речка Р
Якорь рь
Если ребенок не знает буквы, нарисовать картинку и закрасить соответствующую клеточку (место звука в слове) синим (твёрдый звук) или зелёным (мягкий звук) цветом.
4) Произносить (читать) слова парами
жар - жарь
пар – парь
хор – хорь
удар – ударь
сыр – пузырь
дверной – дверь
горка – горька
зорко – зорька
порог – ларёк
роза – берёза
рожки – серёжки
морозы – берёзы
народ – вперёд
робкий - рёбрышко
январский – январь
рад – ряд
рады – рядом
парад – наряд
рысь – рис
кора – корявый
гора – горячий
дыра – дырявый
комары – комарики
куры – курица
пары – парить
шары – шарики
рыбки – грибки
5) Произносить (читать) слова со звуками [Р’] и [Р]
крекер
тренер
крейсер
барьер
рекорд
вратарь
портрет
Варвара
коридор
бригадир
режиссёр
реформа
сюрприз
тренажёр
дирижёр
маргарин
рефлектор
оранжерея
парикмахер
тренировка
регистратура
гримировать
репетировать
тренировать
консерватория
дрессировщик
рефрижератор
радиоприёмник
ремонтировать
регистрировать
регулировщик
иллюстрировать
6) Произносить (читать) словосочетания
Струнный оркестр.
Портрет балерины.
Дирижёр оркестра.
Огромная квартира.
Фарфоровый сервиз.
Бархатная портьера.
Тракторный парк.
Литературный герой.
Рекордный прыжок.
Бригадир лесорубов.
Спортивный рекорд.
Бригадир строителей.
Дрессированный зверь.
Мраморная скульптура.
Праздничный фейерверк.
Загримированный актёр.
Пассажирский транспорт.
Тренированный фигурист.
Собрание парикмахеров.
Литературное произведение.
Отремонтированная квартира.
Иллюстрированный журнал.
Нераскрытое преступление.
7) Проспрягать предложения
Я рисую портрет балерины.
Я фотографирую спортсменов.
Я регулирую движение транспорта.
Я реставрирую памятник древней старины.
Я репетирую праздничное представление.
Образец:
Я тараторю скороговорки.
Ты тараторишь скороговорки.
Он (она) тараторит скороговорки.
Мы тараторим скороговорки.
Вы тараторите скороговорки.
Они тараторят скороговорки.
8) Произносить (читать) предложения
Дверь закрыта на крюк.
Марина собирает морские ракушки.
Роса на зорьке сверкает бриллиантами.
Рита варит рассыпчатый рис на второе.
На сковородке разогревается завтрак.
Варя режет в окрошку редиску и огурцы.
После мороза ягоды рябины теряют горечь.
Валера старательно перекапывает грядки.
Рома рисует карандашами, а Марина – красками.
На перемене ребята бегают и прыгают во дворе.
Ирина и Вера сеют в огороде репу и брюкву.
Маргарита разводит в саду георгины и сирень.
Валерий и Родион вытряхивают ковер во дворе.
Рита просит Рому принести березовых дров из сарая.
Ира и Марина прыгают во дворе через веревочку.
Вдоль тротуара движется переполненный трамвай.
В автомастерской ремонтируют разнообразный транспорт.
В фотоателье пришли фотографироваться взрослые и подростки.
На перекрестке двух проспектов ведется огромное строительство.
На перекрестке стоит регулировщик и управляет движением транспорта.
9) Повторить в быстром темпе
Терпение и труд всё перетрут.
Сей в добрую пору – соберешь хлеба гору.
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Все бобры добры для своих бобрят.
У Аграфены и Арины растут георгины.
Где растяпа да тетеря, там не прибыль, а потеря.
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
10) Готовиться к пересказу
В уголке Дурова
Юру и Лиду папа повёл в Уголок Владимира Дурова смотреть дрессированных зверей. Юра и Лида видели там ворон, белок, тигров, слонов, попугаев, медведей, морских львов.
Белка то и дело бегала в колесе и вертела его. Ворон громко говорил: «Воронок, воронок!» Морской лев на носу крутил на палке тарелки. Слон кланялся ребятам и протягивал к ним хобот. Юра и Лида кормили его булкой. Медведь кувыркался и хлопал лапами.
Ребята были довольны этой прогулкой. Уголок Дурова они никогда не забудут.
11) Выучить наизусть стихотворение
Вся деревня весь народ мчится к Тане в огород, Бежит через дорожку, смотреть не на картошку, Не на брюкву крепкую, не на свёклу с репкою, А на маковы цветы небывалой красоты! На цветы прекрасные! Алые да красные!