Просмотр содержимого документа
«Развитие артикуляционного аппарата. Работа над дикцией.»
Подготовил учитель – логопед: Ищенко Любовь Александровна Стаж работы 8 лет МДОУ « ЯСЛИ - САД № 150 Г. ДОНЕЦКА» 071 – 370 – 31- 67
Районный семинар для учителей – логопедов и учителей дефектологов
«Звуковая культура речи»
Тема: «Развитие артикуляционного аппарата.
Работа над дикцией».
Важнейшими звеньями развития речи являетсяартикуляция и дикция.
Артикуляционная гимнастика помогает:
устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;
разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;
развить мимику, артикуляционную моторику;
развить выразительную дикцию.
Перед тем как перейти к упражнениям для дикции обязательно сделайте артикуляционную гимнастику и разогрейте свой речевой аппарат.
Очень полезно делать артикуляционную гимнастику по утрам ( перед работой ). Уделяйте этому 5 минут утром, и хороший тонус мышц речевого аппарата на целый день Вам обеспечен.
Дикция (лат. dictio — произнесение речи) — ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция — непременное условие правильной и красивой речи. Особенно важно четкое произношение согласных.
Большое значение для правильности дикции в речи имеют согласные звуки и их взаимодействие с гласными.
движение («р» , «т», «д»)
утечку воздуха («ш», «ж»)
значительного выдоха («в», «ф», «з»)
Работа над дикцией и артикуляцией важна во всех возрастных группах, поскольку в дошкольном возрасте у многих детей присутствуют речевые нарушения, затрудняющие чистоту интонирования. Прекрасными упражнениями, помогающими добиться чистоты произношения звуков, являются скороговорки и чистоговорки.
Скороговорки
Скороговорки- это народно – поэтическая миниатюра шутка, в которой умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания.
Проговорите 3 раза подряд любую скороговорку, но с каждым разом: -
всё быстрее; увеличивая громкость; уменьшая громкость; замедляя; с разной интонацией (удивление, радость, гнев,восхищение); от лица разных персонажей:
всё быстрее; увеличивая громкость; уменьшая громкость; замедляя; с разной интонацией (удивление, радость, гнев,восхищение); от лица разных персонажей:
всё быстрее; увеличивая громкость; уменьшая громкость; замедляя; с разной интонацией (удивление, радость, гнев,восхищение); от лица разных персонажей:
всё быстрее; увеличивая громкость; уменьшая громкость; замедляя; с разной интонацией (удивление, радость, гнев,восхищение); от лица разных персонажей:
всё быстрее; увеличивая громкость; уменьшая громкость; замедляя; с разной интонацией (удивление, радость, гнев,восхищение); от лица разных персонажей:
всё быстрее; увеличивая громкость; уменьшая громкость; замедляя; с разной интонацией (удивление, радость, гнев,восхищение); от лица разных персонажей:
всё быстрее;
увеличивая громкость;
уменьшая громкость;
замедляя;
с разной интонацией (удивление, радость, гнев,восхищение);
от лица разных персонажей:
заяц.цыплёнок, медведь
заяц.цыплёнок, медведь
заяц.цыплёнок, медведь
заяц.цыплёнок, медведь
заяц.цыплёнок, медведь
заяц.цыплёнок, медведь
заяц.цыплёнок, медведь
Игровые упражнения для развития
дикции и артикуляции
ДЛЯ РАЗМИНКИ ГУБ
«Улыбочка» – постарайтесь изо всех сил натянуть губы, при этом не открывать рот
«Заборчик» – сохраняйте положение «Улыбочка» и откройте рот, чтобы были видны зубы (губы по-прежнему должны быть натянуты).
«Трубочка» – губы должны тянуться вперёд (как вы делаете при произнесении звука «У»).
«Бублик» – сохраняйте положение «Трубочка». Затем постепенно открывайте рот и натягивайте губы, как перед произнесением звука «О».
«Рупор» – постарайтесь открыть рот максимально широко, как при произнесении звука «А».
ДЛЯ РАЗМИНКИ ЯЗЫКА
«Лопатка» – приоткройте рот, высуньте язык и попытайтесь коснуться им подбородка .
«Горка» – приоткройте рот и надавите языком на нижнее нёбо так, чтобы он немного приподнялся. «Сладкая конфета» – с закрытым ртом упирайтесь языком то в правую, то в левую щёку.
«Маятник» – отройте рот, высуньте язык и тянитесь им то влево, то вправо.
«Иголочка» – постарайтесь вытянуть язык максимально далеко, как только сможете.
Упражнение "Эхо".
Известно, что эхо повторяет всё, что слышит дважды. Попробуйте произнести знакомое с детства "Ау-у-у!". Педагог произносит, посылая звук детям 1 раз, им же, поскольку они «эхо», необходимо дважды произнести слово, отправленное педагогом, причем активно посылая звук. Губы при этом вытянуты, а из рук делается большой «рупор». А теперь «бросаем» каждое слово из скороговорки
«Лена искала булавку,
а булавка упала под лавку»
«Кот ловил мышей и крыс,
кролик лист капустный грыз»
Игровые упражнения
«Надуйте щёки» - (изобразите важную персону, надуйте щёки и держите 5-6 секунд). Повторите.
«Сдуйте щёки» - (хлопком по щекам, губы в «пучок»
«Потерялся котенок» - произнести «мяу», широко открывая рот, повернуть голову влево-вправо.
«Разговор про себя». Произнести любую фразу, четверостишие, не открывая при этом рот.
«Робот» - голова, как у робота, поворачивается вправо, влево, вниз, вверх, а затем «ломается»: напряжение сбрасывается, голова опущена. «Дразнящаяся обезьянка» ( широко открытый рот, язык максимально тянут вперед вниз к подбородку с одновременным активным шипящим выдохом).Расслабиться.
«Кто хочет покататься?»
Готовим машину к путешествию:
а) Проверяем фары (поочередное подмигивание то правым, то левым глазом. Затем сильно зажмурить оба глаза, после чего расслабить все мышцы лица).
б) Моем стекла «дворниками» (энергичное движение языка сначала по верхним зубам – это передние стекла, затем – по нижним – это задние стекла; глаза при этом активно перемещаются в соответствии с направлением движения языка).
в) Проверяем двери (прокалываем щечки острым языком справа и слева).
г) Смотрим, все ли положили в багажник , открываем его (широко открываем рот, нижняя челюсть максимально опускается вниз, «страшная маска»).
«Голос как брильянт.
Он засверкает, если очистить каждую его грань от того, что мешает ему светиться полётно и ярко».