kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого урока на тему: «Работа над дикцией в классе эстрадного вокала»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие и постановка артикуляционного аппарата вокалиста посредством отработки правильного произношения дикционных оборотов в музыкально тренировочном материале и слова в пении вокальных произведений

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока на тему: «Работа над дикцией в классе эстрадного вокала»»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

на тему: «Работа над дикцией в классе эстрадного вокала»

Цель: развитие и постановка артикуляционного аппарата вокалиста посредством отработки правильного произношения дикционных оборотов в музыкально тренировочном материале и слова в пении вокальных произведений

Задачи:

Образовательные

- обучение правильному певческому дыханию;

- чистой интонации, умению передавать мелодию;

- ознакомление с понятием дикции и артикуляции;

- углубление и закрепление теоретических знаний учащегося;

- формирование выразительного исполнения через певческую артикуляцию,

дикцию.

Развивающие

- формирование музыкальных и творческих способностей ребѐнка;

- развить культуру и манеру сценического вокального исполнения: творческое самовыражение, вокальную индивидуальность, умение донести слово

до слушателя;

- развивать образное мышление средствами музыкальной выразительности;

- развитие диафрагмального дыхания;

- развитие музыкального слуха;

- раскрепощение артикуляционного аппарата.

Воспитательные

- Способствовать формированию культуры пения у воспитанников, как эстетическую потребность, как часть их общей художественной, а шире – духовной культуры;

- Способствовать формированию интереса к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям, творческого самовыражения, для реализации духовно-творческих потенций каж-

дого ребѐнка, при воплощении в песне волнующих его чувств, мыслей, раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения.

Материально-техническое обеспечение урока:

- типовой учебный класс;

- фортепиано;

- акустическая аппаратура;

- флэш карта;

- ноутбук.

Метод обучения: беседа, исполнение учебно-тренировочного материала, демонстрация упражнений, разучивание и исполнение песни.

Психологические условия на уроке: утверждение атмосферы радости и доброжелательности.

Проектируемый результат: ребѐнок должен иметь устойчивый интерес к выполняемым им упражнениям, к песне, уметь эмоционально-выразительно, на хорошем певческом дыхании и с хорошей дикцией исполнить еѐ.

План занятия:

1. Вступительное слово учителя. Введение в тему «Дикция и слово в пении» - 3

мин

2. Объяснение темы – 5 мин

3. Развитие речевого аппарата – 7 мин

Вопросы педагога:

- Как настроить для работы речевой аппарат?

- Зачем нужна работа над дикцией?

Задача: развитие речи, умственной активности, памяти

Практическая работа:

Артикуляционная гимнастика

4. Развитие голосового аппарата

- Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой – 3 мин

- Вокально-интонационные упражнения – 10 мин

5. Работа над дикцией и артикуляцией в вокальном произведении – 10 мин

- повторная работа над песенкой - скороговоркой «Три сороки» муз. Т.

Зебряк – 4 мин

- работа над песней «Аэробика для Бобика»» муз. Энтина, сл. Тухманова ( 1

куплет с припевом ) – 6 мин

6. Подведение итогов – 2 мин

Задача: вспомнить содержание урока, повторить и закрепить основные понятия,

поблагодарить. Домашнее задание.

В класс входит ученица 1 класса Старшинова Маша

Организационный момент

Педагог (П): Здравствуй, Маша! Я рада видеть тебя на индивидуальном занятии

по вокалу.

(краткая беседа с ученицей об эмоциональном состоянии, создание атмосферы

радости и уверенности посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации)

Введение в тему

«хорошо сказанное слово – уже пение, а хорошо спетая фраза – уже речь» - сказал

Константин Сергеевич Станиславский.

(П – преподаватель, М – учащаяся, Маша)

П: Маша, каждый урок мы работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть,

научиться красиво петь. А что такое голос?

Предполагаемый ответ ученицы (П.М.): голос – это наш инструмент.

П: а чтобы наш инструмент красиво звучал, что нужно сделать?

П.М.: настроить его

П: а что для этого нужно?

П.М: нужно разогреть голосовой аппарат, распеться

П: правильно. Голос – это музыкальный инструмент. Правильно его настроить –

значит правильно петь. Маша, а как ты думаешь, что является наиболее важным в

пении?

П.М.: правильное дыхание, чистая интонация, правильное звукообразование

П: верно, это всѐ очень важно в пении. А без чего смысл и содержание вокального

произведения мы не сможем донести до зрителей? Без чего наше пение окажется

бессмысленным?

П.М.: без чѐткой дикции и слов

Объяснение темы

П.: совершенно верно! И тема нашего сегодняшнего занятия: «Дикция и слово в

пении». Пение – единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где

исполнение неразрывно связано с необходимостью выразительного донесения речевого текста. Ясность и чѐткость произношения слов и даже отдельных слогов в

большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца

И сейчас мы с тобой разберемся, что такое артикуляционный аппарат?

- это часть голосового аппарата

П.: что в себя включает артикуляционный аппарат?

- щѐки, губы, язык, челюсти, мягкое и твѐрдое нѐбо, глотка, гортань

П: в формировании чего участвуют все эти органы?

- работа органов артикуляционного аппарата направлена на создание гласных и

согласных .

П.: Ну вот, а теперь попробуй без участия губ или языка произнести «быктупогуб, тупогубенький бычок». (ученица пробует). Видишь, ничего не получается. Какой же вывод мы можем сделать?

- все органы артикуляционного аппарата должны работать активно

П.: Да. В формировании звука должны быть задействованы все органы речевого

аппарата, он весь должен работать активно. Работа органов артикуляционного аппарата, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется

артикуляцией. И чтобы подключить все органы нашего речевого аппарата в работу мы сейчас проделаем артикуляционную гимнастику.

Упражнение №1

Поднимаем вверх верхнюю губку – 5 раз

Опускаем вниз нижнюю губку – 5 раз

Упражнение №2

Складываем губы трубочкой и поворачиваем их попеременно влево и вправо – 5

раз

Упражнение №3

« Футбол» - Толкаем попеременно язычком левую и правую щѐки – 5 раз

Упражнение №4

«Расчѐска» - медленно выставляем язычок вперѐд, покусывая его по всей длине –

5 раз

Упражнение №5

«Киска» - открываем рот, натягивая губы на зубы

П.: молодец, Маша! У тебя хорошо получилось справиться с гимнастикой.

Теперь приступим к вокальным упражнениям. Маша, а как ты думаешь, для чего

нужны вокальные упражнения, может и без них можно обойтись?

П.М.: нет! Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо

настроить. Упражнения помогают голосовым связкам крепнуть.

П.: хорошо. Сделаем дыхательную гимнастику (упражнения «Шарик», «Где горит»).

Упражнение №1

«Трель губами» - при исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Также необходимо следить за голосоведением, не забывать о том, что мелодию нужно пропевать.

Упражнение №2

На одном звуке «да-дэ-ди-до-ду».

При пении необходимо следить за чѐтким произнесением согласных звуков, но

при этом чтобы гласные звуки не укорачивались. Также следует обращать внимание на использование дыхания – выдох не должен быть сильным.

Упражнение №3

В пределах терции – «бра-брэ-бри-бро-бру». Необходимо следить за активным и

чѐтким произношением согласных, но при этом не укорачивать гласные звуки.

Внимание на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.

Упражнение №4

В пределах квинты – «да-би-да»

Упражнение №5

По звукам трезвучия – «нэй-нэй-нэй»

П.: молодец. Маша! После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к работе, приступим к практической части нашего урока. Я предлагаю вспомнить

скороговорку, которую мы разучили на предыдущих уроках.

П.М.: Три сороки тараторки тараторили на горке .

Рекомендации: в скороговорке отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Р», а также происходит работа над раскрепощением речевого аппарата. Если текст скороговорки звучит чѐтко, то можно сдвинуть темп произношения.

П.: пропоѐм нашу скороговорку, стараясь перенести в пение чѐткость произношения ( муз. Т. Зебряк « Три сороки»)

(Пропеваем скороговорку первоначально в медленном темпе, сохраняя чѐткость

произношения согласных. Следим за тем, чтобы гласные не укорачивались. Особое внимание обращаем на дыхание. Постепенно темп можно наращивать, сохраняя активную работу аппарата)

П.: хорошо!

Работа над дикцией в вокальном произведении

П.: Маша, на прошлом занятии мы начали разучивать песенку «Аэробика для бобика» муз. Ю. Энтина , сл. Д. Тухманова и твоим домашним заданием было –

проговаривание текста перед зеркалом в темпе, хорошо артикулируя согласные

звуки и растягивая при этом гласные. А как ты думаешь, для чего нужно тянуть

гласные звуки?

П.М.: для того, чтобы не рвалась мелодия, ведь мелодия – это главное в произведении. Если не тянуть гласные, то получится разговор в тональности.

Рекомендации: песня подвижная. Исходя из этого, ребѐнок не должен петь вяло.

Но увлекаться жѐсткой атакой звука нельзя, иначе пение превратится в разговор.

Мелодия в пении главное, поэтому необходимо соединять слог за слогом.

Поѐм песню (1 куплет и припев). Работаем по фразам. Согласные произносим

чѐтко, коротко, но без утрирования. Гласные должны быть оформлены одинаково.

Звуковую позицию не теряем. Внимание ученика должно быть направлено на

сцепление гласных между собой. Тогда будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и чѐтко. После работы по небольшим

частям над звуковедением, над дыханием, необходимо поработать над произведением как над единым целым. Попробовать исполнить полностью (1, 2 куплет с

припевом).

Подведение итогов

П.: подведѐм итоги нашего занятия. Маша, как ты думаешь, удалось ли тебе справиться с заданиями на сегодняшнем уроке? (ученица анализирует свою работу на

уроке). Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата, работали над согласными и гласными звуками в упражнениях, скороговорках, работали над дыханием, звуковедением.

И так, навык артикуляции включает в себя:

- отчѐтливое и грамотное произношение звуков и слов;

- умение соблюдать единую манеру артикуляции для всех гласных;

- умение находить близкую вокальную позицию за счѐт специальной организации артикуляционных органов;

- умение максимально растягивать гласные и коротко произносить согласные

звуки в любом темпе.

Домашнее задание будет таким – перед зеркалом выразительно проговаривать

текст песни, обращая внимание на то. Чтобы гласные звуки не укорачивались за

счѐт чѐткой артикуляции согласных.

Спасибо за урок. Ты сегодня большая молодец. До встречи!

ЛИТЕРАТУРА

1. Бархатова И. Б. « Постановка голоса эстрадного вокалиста». Метод диагностики проблем. Тюмень, РИЦ ТГАКИСТ. 2013 г.

2. Белоброва Е. Ю. « Техника эстрадного вокала» методическое пособие; 2004 г.

3. Дмитриев Л. Б. « Основы вокальной методики» - Москва, Музыка. 1968 г.

4. Егорычева М. И. «Упражнения для развития вокальной техники». Киев. 1980 г.

5. Емельянов В. В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». Спб. 1996 г.

6. Зебряк Т. « Музыкальные скороговорки» - Кифара. 2006 г.

7. Карягина А. « Джазовый вокал» . Спб – Москва – Краснодар, «Планета музыки». 2008 г.

8. Стулова Г. Н. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». «Прометей». 1992 г.

Сайты в интернете:

1. http://www.rockvocal.com

2. http://thelib.ru/books/pekerskaya_em/vokalniy_bukvar-read.html

3. http://www.startvocal.ru

4. http://www.musicforums.ru/vocal

5. http://www.100 vocalistov. ru




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Губайдуллина Альфия Фаритовна

Дата: 05.12.2020

Номер свидетельства: 565578


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства