kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профилактика голосовых нарушений у детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предупреждение голосовых нарушений у младших школьников и подростков: гигиена голоса, гимнастика

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика голосовых нарушений у детей»

18






Содержание


Введение............................................................................................................3

Глава I. Теоретические основы проблемы голосовых нарушений у

младших школьников и подростков

1.1. Строение голосового аппарата и его физиологические изменения…..6

1.2. Современный клинико-психолого-педагогический подход к

классификации нарушений голоса…………………………………………9

Выводы по I главе...................................................................................18

Глава II. Профилактические мероприятия голосовых нарушений у

младших школьников и подростков

2.1. Профилактические мероприятия по предупреждению голосовых

нарушений у младших школьников и подростков………………………...20

2.2.Применение различных методик в профилактике по предупреждению

голосовых нарушений……………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………….....30

Список использованной литературы……………………………………32






Введение


Голос играет важную роль в развитии ребенка, в формировании его как личности, в общении со сверстниками и взрослыми. Расстройства голоса влияют на коммуникативную функцию речи детей и особенности их личности. При отсутствии или нарушении голоса могут возникать проблемы во взаимоотношениях со сверстниками из-за трудностей общения. Ребята стесняются своего голоса, подчас общаются мимикой и жестами. Могут появиться неуравновешенность, раздражительность, пессимизм, агрессия и т.д. В дальнейшем это накладывает отпечаток на трудовую и личную жизнь взрослеющего человека.

Учитывая, что некоторые нарушения голоса у детей и подростков могут стать в дальнейшем причиной стойкой дисфонии у взрослых, их эффективное лечение и предупреждение является актуальной проблемой современной фониатрии. Это обусловлено и все возрастающим значением голоса и речи как средства общения между людьми, источника информации. Для решения данной проблемы необходима целостная система как социальных, так и медицинских мероприятий. Здесь и работа по предупреждению загрязнения воздуха городов и населенных пунктов, борьба с шумом, пропаганда здорового образа жизни детей и подростков.

Нарушения голоса у детей встречаются реже, чем у взрослых. Поэтому внимание специалистов в области фониатрии и отоларингологии, а также вокальных педагогов еще с конца XIX в. привлекали взрослые, утратившие звучную речь после сильного нервного потрясения, при перенапряжении голоса, острых и хронических воспалениях гортани.

Отечественная и зарубежная литература, посвященная нарушениям голоса, в основном содержит сведения о профессиональных дисфониях вокалистов, актеров, воспитателей детских дошкольных учреждений и т.д. Что касается нарушения голоса у детей и подростков, то эти публикации немногочисленны, а данные нередко противоречивы. Кроме того, в этих работах нередко отсутствуют сведения о числе обследованных лиц, клинической картине, причинах заболевания и другие данные.

Результаты обследования детей, которое проводилось в США, Европе, Японии, Азии, показали, что частота нарушений голоса в этой возрастной группе находится в пределах от 6 до 9,1% [22, с. 9].

В последние годы специалисты отмечают стремительный рост голосовых расстройств у детей: от легочной охриплости, гиперназальности до более выраженных нарушений тональности, силы звучания, вплоть до шепотной речи. Появлись данные об увеличении числа детей с функциональными расстройствами голоса, что связано с эпидемиями гриппа, острыми респираторными инфекциями и аллергическими заболеваниями.

Результаты обследования фонаторной функции детей, проведенные Ю.С.Василенко, выявили, что у 23% детей отмечается выраженная патология голосового аппарата. Изучая акустические характеристикиголоса детей с различными речевыми нарушениями, В.И.Филимонова обнаружила, что у 32% из них наблюдаются стойкие патологические изменения. Г.Д.Михайлова проводила многократные осмотры органов голосообразования у 3 тысяч детей, в результате которых было выявлено значительное число детей с заболеваниями горла и гортани, которые сопровождались расстройствами голоса. Эти материалы дают некоторое представление о распространенности голосовых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста, что свидетельствует об актуальности проблемы и необходимости разработки мер по профилактике нарушений голоса у детей и подростков.

Голос и его расстройства издавна привлекала внимание специалистов. В «Каноне врачебных наук» ученого Авицены (980-1037) описаны заболевания и способы лечения голосового аппарата.

Интерес к процессу голосообразования и появление профессиональных заболеваний выдвинули необходимость фундаментальных знаний анатомии и физиологии гортани, потребность усовершенствования голоса, устранения его дефектов. В 1855 г. Вокальным педагогом Мануэлем Гарсиа был применен ларингоскоп, давший возможность обозревать гортань человека. С этого момента, можно считать, начала свое развитие фониатрия.

Основоположниками развития в нашей стране научных проблем в области физиологии и патологии голоса считаются Е.Н.Малютин, Ф.Ф.Заседателев, Л.Д.Работнов, И.И.Левидов, М.И.Фомичев, В.Г.Ермолаев. Ими разрабатывались научные основы постановки голоса, изучались причины появления и процесс развития расстройств голосового аппарата, типы дыхания и значение дыхательной системы для правильного голосообразования.

Вопросы методики восстановления голоса и профилактики голосовых нарушений разработаны С.Л. Таптаповой (1962, 1977,1984), Е.В.Лавровой (1975, 1977, 1984), О.С.Орловой (1978, 1981, 1985). Материалы эксперементальных исследований Н.И.Жинкина, М.С.Грачевой, В.П.Морозова, Л.Б.Дмитриева, С.Л.Таптаповой используются в практической работе логопедов и учителей.

В связи с выдвинутой проблемой был обусловлен выбор темы курсовой работы: «Профилактика голосовых нарушений у младших школьников и подростков».

Объектом исследования являются наличие голосовых нарушений у младших школьников и подростков.

Предметом исследования – процесс профилактики голосовых нарушений.

Цель исследования состоит в комплексном изучении профилактических мероприятий по предупреждению голосовых нарушений.

Исходя из цели исследования, нами были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать научно-методическую литературу, посвященную проблеме голосовых нарушений.

2. Определить наиболее эффективные профилактические мероприятия по предупреждению голосовых нарушений у младших школьников и подростков.




Глава I. Теоретические основы проблемы голосовых нарушений у

младших школьников и подростков


1.1. Строение голосового аппарата и его физиологические изменения


 Голосовой аппарат человека состоит из трёх основных частей:

1) Дыхательный аппарат;

2) Гортань с голосовыми связками;

3) Резонансная область (рупор или надставная трубка).

1. Дыхательный аппарат представляет собой:

а) лёгкие, являющиеся надувными воздушными резервуарами; б) дыхательные пути - бронхи и трахея, т.е. дыхательное горло; в) диафрагма - мышца, которая отделяет грудную полость от полости живота и прикреплена частью к нижним рёбрам, частью к позвоночнику. В состоянии покоя (во время выдоха) диафрагма поднимается кверху двуглавым куполом, при вдохе она уплощается, опускается, и лёгкие наполняются воздухом.

В дыхании также принимают участие мышцы г) брюшного пресса, которые оказывают давление на диафрагму при выдохе и д) межрёберные мышцы грудной клетки, от сокращения одних из которых происходит сжатие грудной клетки, от сокращения других - расширение и вдох.

2. Гортань представляет собой трубку, соединяющую трахею с глоткой. Она занимает переднюю часть шеи. Состоит гортань из 5 хрящей и мышц. Наружные мышцы гортани поднимают, опускают или фиксируют гортань. Эти свойства гортани очень важны особенно для оперных певцов.

Внутренние мышцы служат для выполнения дыхания и голосообразования.

Главными для образования голоса являются истинные голосовые связки - складки, колебания которых и вызывают появление звука.

В спокойном состоянии голосовые связки образуют треугольное отверстие – голосовую щель, через которую свободно проходит воздух .

Над истинными голосовыми связками располагаются так называемые ложные голосовые связки, а в пространстве между истинными и ложными голосовыми связками имеются углубления, слизистая которых увлажняет голосовые связки.

3. Резонаторная область (часть трахеи, ротовая область и носоглотка), основные характеристики которой: 1) усиление звука голосовых связок; 2) создание тембра голоса.

Колебания голосовых связок, оказывая давление на прилегающие слои воздуха, вызывают ответное сопротивление. Чем больше это сопротивление, тем большую энергию голосовые связки смогут передать во внешнюю среду, тем больше КПД и, следовательно, громкость.

Вторая характеристика резонаторной области - создание тембра. Звук голосовых связок совсем не похож на звуки живого голоса: окончательный тембр т.е. содержание целого ряда призвуков (обертонов), создающих неповторимость, отличимость от других, голос человека приобретает благодаря системе резонаторов. Важнейшими из них являются носоглотка и ротовая полость.

Нарушения и заболевания носовой полости приводят к ухудшению звучания голоса:

1. Мягкое нёбо ротовой полости играет активное участие в формировании тембра: при его недостаточной активности голос приобретает гнусавый призвук.

2. Важным органом, создающим тембр, является и нижняя челюсть. От её активности и подвижности зависит ясность и красота гласных звуков.

3. Самые активные и важные в создании тембра голоса, а также (как его существенной характеристики) правильной артикуляции являются язык и губы [13, с. 21 – 29].

Каждые 2 – 3 года детский голос меняется. Становясь сильнее, он постепенно понижается, приобретает новые интонационные возможности и больший диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время мутации (от лат. mutatio – изменение, перемена). Так называют период, когда голос ребенка становится голосом взрослого человека. В каком возрасте начнется мутация, зависит от многих факторов: климатических условий, национальной принадлежности и индивидуальных физиологических особенностей развития ребенка. Обычно у детей, проживающих в умеренном климате, изменения голоса начинаются в 13 – 16 лет и продолжаются от месяца до 2 – 3 лет.

Голосовой аппарат мальчиков растет быстро и неравномерно. В 1,5 – 2 раза увеличивается гортань, голосовые складки, изменяется объем языка и положение его корня. Голос понижается на 5 – 6 тонов, становясь более сильным и «тембристым». 

Выражение «ломка голоса» очень образно и точно передает характер изменений, происходящих с мальчишескими голосами, и редко используется, когда речь идет о девочках. Действительно, мутация у девочек менее заметна: гортань увеличивается лишь на 1/3, голос понижается на 1 – 2 тона, постепенно теряя детские свойства и становясь женственным.Это скорее эволюция голоса, а не мутация. 

Изменения голосового аппарата – естественная реакция на перестройку всего организма в процессе созревания. В это время голос особенно уязвим, поэтому важно разъяснить подростку необходимость бережного отношения к нему. 

Таким образом, известно, голосовой аппарат человека представляет собой сложную систему, действием которой и определяется звукообразование.

Все функции голосового аппарата находятся в непосредственной зависимости между собой и подчинены регулирующему влиянию коры головного мозга.

Можно также отметить, что голосовой аппарат подвержен возрастным изменениям.




1.2. Современный клинико-психолого-педагогический подход к  классификации нарушений голоса

Этиология голосовых нарушений весьма разнообразна: заболевания гортани, носоглотки, дыхательных путей, несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса (значительное увеличение голосовой нагрузки, форсирование голоса, значительная голосовая нагрузка во время болезни и др.), неправильная техника голосоподачи (различают три способа атаки голоса), снижение слуха и др. Все это приводит к органическим и функциональным нарушениям голоса, хотя это деление условно, т.к. функциональные нарушения могут переходить в органические и, наоборот.

Так называемые функциональные расстройства связаны с временными, преходящими изменениями в функции гортани голосовых складок, поэтому в результате логопедических занятий может быть восстановлен нормально звучащий голос. При органических нарушениях имеются стойкие патологоанатомические изменения в строении гортани, голосовых складок, надстав­ной трубы, поэтому восстанавливается коммуникативная функ­ция голоса, но его качество по силе, высоте и тембру в большей или меньшей степени отличается от нормального звучания го­лоса.

Глубокое изучение расстройств голоса возможно лишь при комплексном исследовании больных рядом специалистов. При этом первостепенное значение имеет обследование клиническое (фониатрическое, отоларингологическое, неврологическое), лого­педическое и психологическое.

Рассмотрение расстройств голоса в выше названных аспектах дает возможность более глубоко вскрыть природу дефекта и выработать наиболее эффектив­ные пути профилактики по их предупреждению.

Анализируя медицинский аспект классификации, мы учиты­ваем:

а) какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигательный или речеслуховой);

б) какой отдел анализатора нарушен (периферический или центральный);

в) каков характер нарушения (расстройства органического или функционального характера) [2, с. 67 – 68].

Кроме того, отмечается время появления дефекта. Большин­ство органических и функциональных нарушений голоса являют­ся приобретенными в процессе развития детского организма, формирования личности ребенка, его речевой функции. Исклю­чение составляют центральные органические нарушения голоса, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными (афония, дисфония при анартрии, дизартрии), а также перифе­рические нарушения голоса, связанные с врожденным дефектом мягкого нёба (ринолалия, дисфония при врожденной глухоте). Почти все функциональные нарушения голоса приобретаются ре­бенком или в процессе формирования речи, или уже после того, как речь сформирована. Некоторые расстройства голоса проявляются в сочетании с речевым дефектом (дизартрия, ринолалия, нарушения речи при снижении слуха).

Приведенные данные позволяют сделать пред­варительный вывод об анатомо-физиологическом механизме рас­стройств голоса. С одной стороны, последние связаны с наруше­нием координационной деятельности трех систем – резонаторной, дыхательной и голосообразующей. С другой стороны, изме­няются анатомические условия фонации (строение и функция голосовых складок, ротоносоглоточного резонатора).

Таким образом, медицинский аспект расстройств голоса позволяет нам определить: какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигательный (например, при дизартрии) или речеслуховой (например, при глухоте), какой отдел анализатора нарушен (переферический , непосредственно голосовой отдел (резонаторы, гортань, мышцы и т.д.) или центральный (центральная нервная система) и каков характер нарушения (органический или функциональный). Нарушения голоса могут быть врожденными, например, при ринолалии; или приобретенными (например, истерическая афония). Так или иначе, нарушения голоса всегда связаны с нарушением координированной деятельности резонаторной, дыхательной и  голосообразующей систем. С другой стороны, изменяются анатомические условия фонации.

Логопедический аспект классификации нарушений голоса вскрывает сущность расстройств голоса; основные нозологические единицы: афония, дисфония, ложноскладочный голос, ринофония. Афония – полное отсутствие голоса. Дисфония – расстройства голоса, связанное с наличием добавочных призвуков. Дисфония может характеризоваться наличием одного или нескольких признаков:

- различная степень охриплости, обусловленная нарушением дыхания;

- гипер- или гипоназальность;

- изменение интенсивности звучания (слишком тихий или громкий голос);

- расстройство высоты голоса;

- изменение просодики, связанное с нарушением ударения, темпа, мелодики.

Характеристики нарушений высоты голоса: монотонный, тремолирующий, немодулированный, низкий, фальцет.

Характеристики нарушений  тембра голоса: хриплый, грубый, гортаннорезкий, «квакающий», писклявый, глухой, металлический, назализованный.

Характеристики нарушений силы голоса: иссякающий, слабый, слишком громкий.

Ложноскладочный голос - резко искаженный, грубый, монотонный звук, образующийся при гипертонусе голосовых и вестибулярных складок.

Психологический аспект фонопедии вскрывает особенности личности субъектов, личностной реакции на нарушение; зачастую рациональная психотерапия позволяет преодолеть некоторые голосовые нарушения [17, с. 41 – 44].

Функциональные нарушения голоса делятся на центральные и периферические. К центральным относят психогенные (истерические) и гипокинетические (пониженная двигательная активность функция гортани) афонии и дисфонии.

Психогенные афонии. Причинами, как правило, являются стрессовые ситуации – испуг, конфликт с родителями, учителями или сверстниками. У детей встречаются редко. На истерическом невротическом фоне при наличии сильного стресса в нервной системе возникает очаг запредельного торможения, в результате чего прекращается поступление нервных импульсов от головного мозга к голосовым складкам, в результате простоя голосовые складки приобретают дряблость. Ребенок может общаться только шепотом, при этом остаются сохранными безусловные рефлексы: плач, смех, кашель. Голос может появиться неожиданно на фоне положительных эмоций, исчезновения истерических реакций. В других случаях происходит закрепление патологического рефлекса голосообразования и возникает стойкая дисфония или афония.

Гипотонусная дисфония. Обусловлена снижением тонуса голосовых связок. Причины: постоянное перенапряжение голосового аппарата, перенесенные острые заболевания верхних дыхательных путей. Иногда слабость мышц является врожденной. Во время фонации отмечается неполное смыкание голосовых связок.

Гипертонусная дисфония.  Наиболее часто у детей диагностируется периферическое функциональное нарушение голоса – гиперкинетическая дисфония – расстройство голоса, возникающее вследствие его перенапряжения (громкий крик, пение, подражание различным звукам), неправильной техники голосоподачи (на твердой атаке). М. Зееман отмечал, что гиперкинетические дисфонии возникают только если перенапряжению голоса сопутствовали другие причины (плохо поставленный голос, неполноценные слизистые оболочки, асимметрия гортани, хронический тонзиллит, аденоиды, ларингит,   (суффикс «ит» в большинстве названий болезней означает «воспаление») и др.) [10, с. 56]. Неумение дышать носом приводит к тому, что в ротоглотку и гортань попадает грязный, неочищенный воздух, приводя к воспалению голосовых складок. Внезапное расстройство голоса и дыхания появляется иногда у детей, склонных к аллергии. Устранение раздражителя нормализует голос и дыхание. Внешними причинами гиперкинетической дисфонии являются негативные условия фонации: пыль, дым, сырость; излишне громкая речь в детском коллективе, в шумных помещениях; воспаление дыхательных путей, общее заболевания организма.

При отсутствии своевременного лечения дисфония принимает хронический характер и переходит в тяжелую хрипоту. При осмотре гортани отмечается  гиперфункция гортани во время фонации – вход в гортань суживается, надгортанник оттягивается назад, ложные складки не видны, гортань поднимается вверх. Голосовые складки резко соприкасаются друг с другом, в результате появляется гиперемия (покраснение) и небольшая отечность их свободного края.

Для обеих описанных форм дисфонии характерна нестойкость патологических изменений в гортани и появление при попытках фонации звучного голоса на кашле (в отличие от органической афонии).

Смешанная гипо-гипертонусная дисфония. Характеризуется пониженным тонусом голосовых связок, повышенным тонусом ложных складок. Чаще всего эта форма отмечается после острого ларингита, трахеита, когда ложные складки включаются в механизм голосообразования компенсаторно. При осмотре - ложные складки увеличены в размере, иногда гиперемированны, смыкаются друг с другом, прикрывая голосовые.

Патологическая мутация. К функциональным нарушениям голоса относят патологическую мутацию голоса. Данное голосовое расстройство можно классифицировать как пограничное между органическими и функциональными нарушениями. Мутация – это физиологическое изменение голоса во время перехода к зрелому возрасту, сопровождающееся рядом патологических явлений в голосе и голосовом аппарате. Для большинства молодых людей этот процесс протекает незаметно [18, с. 215].

Мутация связана с быстрым ростом гортани. При ларингоскопии обнаруживается гиперемия слизистой оболочки гортани, отсутствие замыкания голосовой щели.

Суть мутации заключается в том, что рост отдельных частей голосового аппарата подростка происходит дисгармонично. Например, голосовые связки увеличиваются в длину, а ширина их остается прежней, резонаторные полости отстают от роста гортани, а надгортанник часто у юноши остается детским. Вследствие этого нарушается координация в совместной работе дыхания и гортани. Все это приводит к тому, что голос у мальчиков срывается, становится жестким, низким, грубым, интонация – неуверенная. Наблюдается диплофония (битональность), т.е. быстрое чередование высокого и низкого тонов, отстающих друг от друга иногда на целую октаву, при этом вибрируют и истинные, и ложные голосовые связки.

Часто отмечается лишь небольшая хрипота и быстрая утомляемость голоса. В других случаях у мальчиков во время речи или пения голос начинает срываться, появляются низкие ноты басового тембра. Такое «соскакивание» звуков сначала возникает часто, затем все реже, в результате детский тембр заменяется мужским. Иногда тонкий мальчишеский голос внезапно принимает огрубелый характер, появляется хрипота вплоть до афонии, когда она исчезает, устанавливается мужской тембр.

Течение мутации могут осложнить: недоразвитие половой сферы, острый или хронический ларингит, различные инфекционные заболевания, перенапряжение голосового аппарата при громком пении не в своем диапазоне.

Патологическая мутация проявляется в долго держащемся фальцете или в затянувшейся мутации (голос на протяжении нескольких лет остается детским, или фальцетное звучание прорывается на фоне мужского звучания). У мальчиков иногда встречается преждевременная мутация, когда голос раньше времени становится грубым. Причина – преждевременное наступление половой зрелости и перенапряжение голосового аппарата. У девочек изредка наблюдается извращенная мутации, когда голос значительно понижается, лишается своей мелодичности и музыкальности. Такие мутации часто встречаются при нарушениях функций щитовидной железы, надпочечников.

Органические нарушения голоса. Среди них выделяют центральные и периферические. К центральным относят: афонии и дисфонии при различных формах анартрии, дизартрии (то есть голосовые складки не иннервируются вследствие различных форм паралича или пареза).

К периферическим органическим расстройствам относят нарушения голоса, связанные с патологоанатомическими изменениями в гортани, надставной трубе и снижением слуха.

При патологоанатомических изменениях наблюдается ринолалия и ринофония. Ринолалия – нарушение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи [19, с. 12]. Ринофония – изменение оттенка, тембра голоса, обусловленное нарушением взаимосвязи носовой полости с ротоглоточным резонатором в процессе фонации без нарушений артикуляции и произношения [11, с. 118]. Голос при ринолалии ( когда расщелина неба) глухой, немодулированный, с резким назальным оттенком вследствие утечки воздуха через нос. Тембр голоса при ринофонии изменяется вследствие нарушения функции мягкого неба. В результате, мягкое небо не примыкает к задней стенке глотки и голос становится назализованным. Назализация лишает тембр приятных модуляций, звуковысотных изменений, звонкости и полетности голоса. Отмечаются слабость голоса, сдавленное звучание, иногда сиплое или охриплое. Приглушенный, тусклый, мертвый звук голоса обедняет естественные интонации, мелодику речи, снижает ее выразительность. Больной затрудняется в передаче основных интонем – вопроса, просьбы, повеления, безразличия и др. Детям, страдающим ринофонией недоступны изменение тона и силы голоса.

К периферическим органическим расстройства голоса также относят нарушения, связанные с патологоанатомическими нарушениями в строении и функции гортани: ларингиты, ожоги, травмы, опухоли, парезы и параличи голосовых складок.

Папилломатоз гортани. В детском возрасте часто встречаются доброкачественные новообразования гортани – папилломы, представляющие собой бородавчатые опухоли неясной этиологии. Располагаются они чаще всего на голосовых связках. При этом отмечается прогрессирующая охриплость, доходящая постепенно до афонии, по мере роста и увеличения количества папиллом отмечают нарушения дыхания. Лечение хирургическим методом зачастую приводит к значительному уменьшению или полному закрытию просвета гортани. Многочисленные операции по удалению постоянно появляющихся папиллом, рубцов, образованием ларинготрахеотомы (дырочка в шее, через которую ребенок может дышать) приводят к изменению строения гортани, ограничению подвижности голосовых связок, их неполному смыканию. Как следствие, возникает грубая дисфония или афония.

Нарушения голоса при остром и хроническом ларингите. В большинстве случаев голосовые связки способны смыкаться, лишь иногда они находятся постоянно в сомкнутом состоянии и выглядят неподвижно. При определении характера колебаний они неравномерны по амплитуде (сила голоса – есть амплитуда колебаний, следовательно изменится сила голоса, будет осиплость) и по частоте (высота голоса – есть частота колебаний, следовательно будет то низкий, то высокий голос). Амплитуда чаще бывает сниженной, а сами движения ослабленные.

Узелки и полипы голосовых складок. При продолжительном функциональном расстройстве появляется и органические изменения в гортани – утолщается и набухает слизистая, образуются узелки на середине голосовых связок (так называемые узелки крикунов). Предрасполагающим фактором к появлению узелков является гипотония мышц голосового аппарата, перенесенные инфекции, операции носа и горла. Только появившиеся узелки при соблюдении режима молчания исчезают, застарелые образования лечат терапевтическим или хирургическим путем в сочетании с фониатрическими упражнениями. При узелках фонационное дыхание становится поверхностным, слабым, напряженным. Узелки чаще наблюдаются у мальчиков. Колебания при фонации чаще сохраняются и равномерные. При полипах голосовых связок картина более тяжелая. Либо голосовые связки не колеблются, либо их колебания асинхронные, ослабленные, колеблются не полностью.

Парезы и параличи гортани.   Возникают, например, после оперативного вмешательства, когда задевается блуждающий нерв, иннервирующий г/с. Отмечается отсутствие при фонации приводящих движений на стороне поражения и отводящих – во время дыхания. При парезах отмечаются ослабленные, вялые колебания г/с с малой амплитудой и смещением слизистой оболочки. При параличах колебания при фонации отсутствуют. При парезах и параличах голос или отсутствует, или охриплый, сильное утомление при речи, поперхивание, кашель, затруднения дыхания.

Специфичным нарушением голоса является голос после удаления гортани (ларингоэктомии) – физиологический голос становится полностью невозможным, с помощью логопеда вызывается пищеводный голос [5, с. 56 – 71].
















Выводы по первой главе


Голосовой аппарат человека состоит из трёх основных частей: дыхательный аппарат; гортань с голосовыми связками; резонансная область (рупор или надставная трубка). Голосовой аппарат человека способствует звукообразованию. В голосообразовании принимают участие легкие, бронхи, трахея, гортань и совокупность резонаторов, к которым относятся глотка, ротовая полость, нос и его придаточные пазухи. Все функции голосового аппарата находятся в непосредственной зависимости между собой и подчинены регулирующему влиянию коры головного мозга. Голосовой аппарат подвержен возрастным изменениям.

Основные причины, вызывающие нарушения голоса у детей и подростков можно разделить на биологические (конституциональные особенности, возраст, пол, сопутствующие заболевания); социальные (семейное положение, состав семьи, жизненные условия); психологические (конфликтные ситуации, бытовые и профессиональные; психоэмоциональные и характерологические особенности личности); технические (перенапряжение голоса, неправильная техника фонации, неестественная тональность).

Этиология голосовых нарушений весьма разнообразна: заболевания гортани, носоглотки, дыхательных путей, несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса (значительное увеличение голосовой нагрузки, форсирование голоса, значительная голосовая нагрузка во время болезни и др.), неправильная техника голосоподачи (различают три способа атаки голоса), снижение слуха и др. Все это приводит к органическим и функциональным нарушениям голоса.

Функциональные расстройства связаны с временными, преходящими изменениями в функции гортани голосовых складок, поэтому в результате логопедических занятий может быть восстановлен нормально звучащий голос. При органических нарушениях имеются стойкие патологоанатомические изменения в строении гортани, голосовых складок, надстав­ной трубы, поэтому восстанавливается коммуникативная функ­ция голоса, но его качество по силе, высоте и тембру в большей или меньшей степени отличается от нормального звучания го­лоса.

Рассмотрение расстройств голоса в медицинском, логопедическом и психологическом аспектах дает возможность более глубоко вскрыть природу дефекта и выработать комплекс профилактических мероприятий.

Функциональные нарушения голоса делятся на центральные и периферические. К центральным относят психогенные (истерические) и гипокинетические (пониженная двигательная активность функция гортани) афонии и дисфонии, патологическая мутация.

Органические нарушения голоса. Среди них выделяют центральные и периферические. К центральным относят: афонии и дисфонии при различных формах анартрии, дизартрии (то есть голосовые складки не иннервируются вследствие различных форм паралича или пареза).

К периферическим органическим расстройствам относят нарушения голоса, связанные с патологоанатомическими изменениями в гортани, надставной трубе и снижением слуха (ринолалия и ринофония).














Глава II. Профилактические мероприятия голосовых

нарушений у младших школьников и подростков


2.1. Профилактические мероприятия голосовых нарушений у

младших школьников и подростков

Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства. Каждый взрослый должен знать, что развитие голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред.

Профилактическая работа должна строиться с учетом новых данных, полученных в результате клинико-педагогического обследования, базироваться на знании голосового дефекта разных нозологических форм и учете личностных психологически особенностей детей, таких как фиксированность на дефекте и определение ведущего канала сенсорной модальности.

Программа мероприятий составляется с учетом комплексной оценки состояния голосового аппарата, коммуникативных возможностей и личностных психологических особенностей.

Итак, нарушения голоса у младших школьников и подростков очень важно предупреждать охраной детского голоса и соблюдением профилактических мероприятий, занятиями дыхательной гимнастикой и т.д.

Большая роль в гигиеническом воспитании детей младшего школьного и подросткового возраста принадлежит семье и школе. Долг родителей - пристально следить за развитием его голоса и речи, умело, вовремя помогать ему. Известно, что родители, учителя школ более всего влияют на развитие голоса у детей. Дети очень легко перенимают как хорошие, так и плохие особенности речи голоса взрослых. Они с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большой подражательностью, дети усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых. В связи с этим преподаватели школ должны обладать хорошей техникой речи, четкой дикцией, быть примером правильного пользования голосовым аппаратом. Родители и педагоги должны быть ознакомлены с причинами расстройства голоса, с основами гигиены голоса в детском возрасте. Профилактика заболеваний гортани у детей и подростков должна предусматривать санацию всех ЛОР-органов, дыхательные упражнения лечебную гимнастику и т.д.

Таким образом, только комплексный подход к охране голоса у детей и подростков может предупредить развитие многих заболеваний голосового аппарата, сохранить голос чистым, сильным и красивым.

Образовательному учреждению и семье для профилактики нарушений голоса надо постоянно следить за состоянием носоглотки детей и правильным пользованием голосом. Особое значение это имеет по отношению к детям, только что перенесшим заболевания верхних дыхательных путей. Наблюдения показывают, что отрицательное влияние на голосовой аппарат оказывают «малые простуды» , при которых дети продолжают ходить в школу, заниматься в секциях и кружках. Особое внимание следует уделять детям, склонных к аллергическим заболеваниями. Своевременное устранение раздражителя нормализует дыхание и голос ребенка. Некоторое время таким детям не следует давать большой нагрузки на голос, то есть не требовать от них громкой речи и пения, напрягая голос. Детям необходимо в доступной форме объяснять, как устроен голосовой аппарат и каким образом он должен правильно функ­ционировать. Следует информировать их о причинах голосовых расстройств, прежде всего обращая внимание на патологические способы голосоведения, свойственные многим детям (особенно привычку громко кричать, визжать). Особого отношения заслу­живают дети - участники хоровых коллективов, которым надо избегать перенапряжения голосового аппарата и петь строго в со­ответствии с возможностями возрастного диапазона.

Педагоги и родители должны внимательно относиться к голосу детей в мутационный период. Необходимо помнить, что в этот пе­риод голос может звучать хрипло (особенно у мальчиков), иногда происходят неожиданные резкие переходы от низких тонов к вы­соким и наоборот. В таких случаях следует посоветовать подростку временно избегать громкой речи, прекратить пение и максимально ограничить пользование голосом в бытовых ситуациях.

Научно-технический прогресс, неуклонно растущий поток информации усиливают воздействие на нервную систему таких факторов, как эмоциональные перегрузки, шумовые эффекты, межличностные конфликты. Все это может приводить к возник­новению нервно-психических расстройств, осложняющихся го­лосовыми нарушениями. В целях профилактики психогенных на­рушений следует создавать спокойную, доброжелательную обста­новку в семье и школе. Подросткам надо напоминать, что употребление алкогольных напитков и курение способствуют по­явлению стойких расстройств голосовой функции.

Для предотвращения функциональных нарушений следует соблюдать следующие меры профилактики:

- не кричать (особенно в дыму, на сырости, на ветру, на холоде), громко не разговаривать;

- с периодичностью проходить осмотр у лора, вовремя лечить сопутствующие голосовым расстройствам болезни: тонзиллит, ларингит и др.;

- не злоупотреблять громким хоровым пением [5, с. 77 – 78].

Родители и педагоги должны знать основные правила охраны детского голоса.

Гигиена голоса неразрывно связана с режимом жизни и общегигиеническими правилами. Под гигиеной голоса понимают соблюдение человеком определенных правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата [14, с. 102].

Вот некоторые правила гигиены голоса:

- нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности;

- недопустимо форсированное звучание голоса, злоупотребление высокими нотами, криком, неумеренной речевой нагрузкой и т.д.;

- недопустимы большие речевые нагрузки, пение во время болезни;

- необходимо избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, духоты, пыли и т.п.;

- с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, необходимо несколько остыть;

- рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла, – острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного;

- в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к специалисту, проводить комплексное обследование ребенка.

При возникновении нарушения голоса, особенно если оно принимает хронический характер, следует направить ребенка на консультацию к отоларингологу, а в случае необходимости - на занятия к логопеду [4, с. 77 – 78].

В любом случае проблемы, возникшие с голосом, нельзя оставлять без внимания, а при их частом возникновении заниматься самолечением.

Отсутствие специальной педагогической помощи, незнание правил гигиены голосового аппарата, чрезмерная голосовая нагрузка на фоне возрастных (мутационных) изменений создают неблагоприятные психофизиологические условия для функционирования голосового аппарата как акустической основы коммуникации. Поэтому развитие и охрана голоса должны быть составной частью воспитания и обучения детей младшего школьного возраста и подростков. Это позволит не только предотвратить нарушения голоса, но и развивать природные качества голоса ребенка.






 



2.2.Применение различных методик в профилактике

по предупреждению голосовых нарушений


Существует множество различных методик, направленных на нормализацию дыхательных функций, мышечного тонуса, ритма речи и психики ребенка.

Воспитание дыхания и развитие голоса - это единый процесс. Те качества дыхания, которые необходимы в процессе фонации, корректируются и развиваются в процессе звучания; во время выполнения специально подобранных, постепенно и дозировано усложняющихся дикционных и голосовых упражнений. Процесс значительно ускоряется при выполнении динамических упражнений, которые способствуют развитию дыхания и оказывают косвенное воздействие на совершенствование фонационной мускулатуры. Основное внимание при подборе упражнений направлено на: воспитание навыка координированной работы мышц, участвующих в осуществлении вдоха и выдоха; тренировку носового дыхания; умение произвольного расслабления; выработку длительного и экономного выдоха, обеспечивающего процесс фонации. Все упражнения подбираются по принципу соединения тренировочных гимнастических и дыхательных упражнений со звучанием.

Каждый вырабатываемый навык закрепляется на специальном, постепенно усложняющемся, текстовом материале, что, в свою очередь, ускоряет автоматизацию и позволяет добиться хорошего звучания в спонтанной речи.

Комплекс дыхательных упражнений составляется индивидуально с учетом выявленных ошибок фонационного дыхания. Для этих целей рекомендуются:

1. Статические дыхательные упражнения, основная задача которых – воспитать смешанно-диафрагмальный тип дыхания, скоординировать правильное соотношение носового вдоха и ротового выдоха, добиться сознательного произвольного управления дыханием.

2. Динамические дыхательные упражнения, облегчающие процесс освоения навыков координированного дыхания, косвенно влияющие на процесс фонации.

3. Фонационные дыхательные упражнения.

Те качества дыхания, которые необходимы для речевой деятельности, корригируются и развиваются в процессе фонации, во время проговаривания постепенно усложняющихся заданий. Сочетание фонационных упражнений лечебной гимнастикой значительно ускоряет процесс автоматизации, способствует развитию дыхания и косвенно совершенствует дыхательную мускулатуру.

На подготовительном этапе занятия начинают со статических дыхательных упражнений, используя глухие щелевые согласные звуки и гласные. Вместе с тем у некоторых обучающихся приходится начинать упражнения в положении лежа, так как закрепившийся патологический навык фонации оказывается стойким.

На этапе формирования голосового навыка речевой материал подбирается с учетом индивидуальных возможностей и клинического диагноза.

На этапе автоматизации и закрепления носовых навыков используют различной степени сложности стихи, пословицы, поговорки, скороговорки [15, с. 165 – 168].

Активные занятия дыхательной гимнастикой ведут к оптимизации состояния соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, к укреплению дыхательной мускулатуры, способствуют устранению нарушений в сфере сердечно-сосудистой и нейроэндокринной регуляции, нормализуют газообмен и деятельность внутренних органов.

Комплекс дыхательных упражнений по методике Д. Ю. Гаврилова, Г.В. Свистуновой, А.Н. Стрельниковой, В. Бутейко ставит перед собой цель – нормализовать дыхательные функции, а это, в свою очередь, поможет нормализовать речь у детей, страдающих голосовыми нарушениями.

Можно использовать комплексы дыхательных и физических реабилитационных упражнений, которые эффективно применяются при устранении заикания у детей. В них используются упражнения Дай-ши, ЦИГУН и У-шу, а именно:

  1. Древний комплекс Дай-ши из 2-х подготовительных и 8 основных
    дыхательных упражнений.

  2. ЦИГУН – упражнение, направленное на восстановление
    дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

  3. У-шу, танец 10 зверей – древне-китайский комплекс.

Данные комплексы упражнений хорошо дополняют методику логопедической ритмики, позволяют от использования отдельных упражнений перейти к сложным комплексам. Сочетание данных комплексов нетрадиционных упражнений с упражнениями дыхательными и физическими, проводимыми по методике логопедической ритмики определяются главным образом в единстве цели и задач, средств и методов.

1-й этап

Вначале разучивать дыхательные упражнения, направленные на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводят без речи, как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движением рук: вверх – вниз, вверх – в стороны, вверх – на пояс; туловища: повороты вправо – влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

Затем в эту работу включаются фонационные упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением определенных согласных звуков:

Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и словосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произношения слогов переносят на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых меняется ритм и темп речи.

Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием речевого материала. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Это способствует стабилизации длительного выхода.

2-й этап

Комплекс упражнений «Танец десяти зверей» нормализует работу сердечно-сосудистой системы, частоту, глубину, ритм дыхания, функции внутренних органов и работу ЦНС. Выполнение данного комплекса упражнений способствует повышению работоспособности в целом.

Метод выполнения «с шумовым дыханием».

Вдох через нос – принимаем «стойку» (положение тела), выдох через рот «шипящий» 3 – 5 секунд – положение тела неизменно и т.д.

Метод выполнения статический.

Вдох через нос – принимаем «стойку зверя», выдох резкий через рот – напрягаем все мышцы на 3 – 5 секунды, положение тела неизменно и т.д.

Метод выполнения динамический.

Вдох через нос – принимаем «стойку зверя», выдох через нос или через рот – выполняем прыжки, не изменяя общего положения тела и т.д.

Исключение – «стойка богомол». В этой стойке прыжки и заменяют мягкими покачиваниями вверх и вниз (центр тяжести тела опускается и поднимается за счет более сильного сгибания и неполного выпрямления ног).

3-й этап

Комплекс Дий-ши.

Критерии выполнения комплекса Дай-ши.

1) Темп: медленно. Не должно быть длительных пауз между
упражнениями.

2) Дыхание диафрагменное:

а) вдох, выдох через нос

б) вдох через нос, выдох через рот. Длина вдоха должна быть равной длине выдоха.

3) Движения: плавные, одно движение плавно переходит в другое.

4) При смене исходного положения для выполнения следующего
упражнения не должно быть лишних движений: переминаний с ноги на ногу,
резких движений рук, ног, головы, резких поворотов.

4-й этап

«Комплекс птицы» ЦИГУН упражнения. Данный комплекс дыхательных упражнений нормализует частоту, глубину и нарушение ритма дыхания, а так же работу сердечно-сосудистой системы, ЦНС. «Комплекс птицы» используют для нервно-мышечного напряжения и для повышения работоспособности организма в целом.

Комплекс упражнений выполняется в среднем и медленном темпе, (время выполнения упражнения от 30 и до 60 секунд.)

По мере освоения дыхательных, физических реабилитационных упражнений в них, как и в простейшие упражнения, включается речевой материал, произносимый на выдохе. Если при отклонениях в соотношении фаз вдоха и выдоха вдох сильно укорочен (2:5, 2:6), то следует вводить речевой материал и на вдохе. Обычно применяют слоги: AM, ОМ, ОП и т.д. по схеме «AM» – длительный вдох, либо АМ+АМ+АМ – длительный вдох из 3-х частей и т.п. На выдохе используют различный речевой материал.

Традиционные варианты различных дыхательных гимнастик чаще всего уделяют основное внимание задержкам дыхания или выдохам. А дыхательная гимнастика Стрельниковой дает рекомендации, во многом противоположные общепринятым. В ее гимнастике, которую называют парадоксальной, при сжимании грудной клетки надо делать не выдох, вдох. Эта гимнастика предусматривает ускоренное развитие мышц, помогающих дыханию, что достигается обратной согласованностью движений с дыханием.

Руки сведены и сжимают грудную клетку - вдох; руки разведены, грудная клетка расширена – выдох. Мышцы рук и груди создают дополнительное сопротивление дыхательным мышцам. Им приходится работать с полной нагрузкой и при этом, разумеется, развиваться и крепнуть. При таком способе дыхания активизируется газообмен, совершенствуется работа корковых центров управлением дыханием. Гимнастика Стрельниковой – своего рода тренировка с отягощением. Она является превосходным тренирующим средством. Методика Стрельниковой применяется при комплексном лечении голосовых нарушений. Для достижения эффекта восстановления дыхания требуется ежедневные тренировки и многократное (до 1,5 – 2 тысяч раз) повторение упражнений. Поэтому, при работе с детьми, логопед часто сталкивается с проблемой усталости от однообразных множественных повторений, с частым возникновением головокружения и плохого самочувствия.

Метод волевой ликвидации глубокого дыхания В. Бутейко заключается в постепенном уменьшении глубины дыхании. Достигается это волевым (сознательным, но не насильственным) постепенным уменьшением внешнего дыхания до нормального с помощью расслабления мышц, участвующих в дыхании [21, с. 34 – 79].














Заключение


Голос - совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков. Голос имеет свои акустические характеристики: силу, высоту и тембр.

Активное участие в образовании голоса принимают: диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, носоглотка, полости рта и носа.

Голосовые связки имеют возможность приходить в состояние колебательного движения. Благодаря вибрации голосовых связок при прохождении через гортань воздушной струи в ней образуется первичный звук голоса. Этот звук очень слаб и не напоминает собой обычный человеческий голос. Привычную для нашего уха силу и окраску он получает благодаря ротовому и носовому резонаторам.

Различные заболевания и травматические повреждения гортани и голосовых связок, нарушение резонаторной системы, болезни органов дыхании я, заболевания сердечно-сосудистой системы, эндокринные расстройства, нарушение слуха, вредные факторы могут привести к расстройствам голоса.

Все причины речевых нарушений принято делить на две большие группы - органические и функциональные. Они в свою очередь также делятся на центральные и периферические.

К органическим расстройствам относят те из них, которые вызывают изменение анатомического строения голосового аппарата в его периферическом или центральном отделах.

Функциональные нарушения голоса не связаны с органическим повреждением голосового аппарата, а обусловлены лишь изменением его функции. Эта группа голосовых расстройств также делится на центральные и периферические. У детей эти нарушения встречаются реже, чем у взрослых.

Очень важно своевременно выявлять и устранять нарушения речи. Обязательно нужно с самого начала приводить речь ребенка к норме, чтобы ничто не мешало ему полноценно учиться, работать и жить.

С целью предупреждения расстройств голоса следует охранять голос ребенка с дошкольного возраста, не разрешать детям говорить слишком громко, крикливо, громко петь, кричать на морозе. Своевременно обращаться к врачу с какими-либо видимыми нарушениями. Ведь, здоровый голос ребенка - это залог его благополучного развития, воспитания и обучения.

Поскольку полноценный голос имеет важнейшее значение для процесса общения ребенка и со сверстниками, и со взрослыми, а также влияет на развитие детей и подростков, формирование их речи и общее нервно-психическое состояние, охрана и становле­ние детского и юношеского голоса приобретают особое значение. В некоторых случаях заболевания гортани в детском возрасте по­лучают хроническое, затяжное течение и могут оказаться причи­ной неполноценности голосового аппарата и стойких нарушений голоса взрослого человека.

Профилактика заболеваний гортани и нарушений голоса в дет­ском возрасте становится все более актуальной проблемой, как для медицины, так и для педагогики. Ее решение требует созда­ния целостной системы взаимосвязанных социальных и медицин­ских мероприятий. Важная роль в гигиеническом воспитании де­тей и подростков отводится семье и школе.

К сожалению, в настоящее время многие педагоги и родители недостаточно чутко относятся к состоянию детского голоса. Это обусловлено, по-видимому, отсутствием знаний в области гигие­ны голоса в детском возрасте.

Между тем неуклонный рост числа нарушений голоса в детском и юношеском возрасте вынуждает специалистов более вниматель­но относиться к профилактическим мероприятиям по его охране.

Эффективность профилактики голосовых нарушений у детей и подростков во многом зависит от активного взаимодействия ме­дицинских и педагогических работников в системе образования, что позволит выявлять их на ранней стадии, а возможно, и пред­отвратить дефекты голосовой функции.




Список использованной литературы


1. Акименко Л.М. Новые логопедические технологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 105 с.

2. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М.: Айрис-Пресс, 2005. – 324 с.

3. Барсукова Л.А., Румега Н.А., Земская Н.Е. Логопедия для учителей, психологов, родителей. – Ростов на/Дону: Феникс, 2010. – 320 с.

4. Вансовская Л.И. Практикум по технике речи. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1997. – 101 с.

5. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей / Пер. А. Недвецкого. – М.: Медицина, 1990. – 448 с.

6. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей.М.:Сфера,2011.-119с.

7. Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М. Таптапова С.Л., Ермакова Е.И. Фониатрия и фонопедия. М.: Лань, 1990. С. 44 – 58.

8. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 143 с.

9. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М.: Вильямс, 2004. – 128 с.

10. Крузе Е. Логопедия. – М.: Питер, 2005. – 244 с.

11. Лаврова Е. В., Коптева О.Д., Уклонская Д.В. Нарушения голоса. – М.: Академия, 2006. – 128 с.

12. Логопедия / Под ред.Л.С. Волковой.-М.:Владос,2009.-703с.

13. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – СПб.: Алетейя, 2007. – С. 21 – 29.

14. Обреимова Н.И., Петухов А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – 376 с.

15. Орлова О.С. Нарушения голоса. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 220 с.

16. Основы генетики человека / Под ред. Н.Н. Приходченко, Т.П. Шкурат. – Ростов на/ Дону: Феникс, 1997. – С. 52 – 58.

17. Правдина О.В. Голос и его нарушения. – М.: Знание, 1993. – 128 с.

18. Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. – М.: Академия развития, 2004. – 480 с.

19. Соломатина Г. Н. Водолацкий В. М. Устранение открытой ринолалии у детей. – М.: Айрис-Пресс, 2005. – 324 с.

20. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.

21. Фадеева А. Новые программы дыхательной гимнастики. – СПб.: Питер, 2010. – 320 с.

22. Шаховская С., Волосовец Т., Орлова О., Парамонова Л. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 1. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. – М.: Владос, 2007. – 224 с.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Профилактика голосовых нарушений у детей

Автор: Екатерина Николаевна Свечкарева-Ковалинская

Дата: 29.12.2019

Номер свидетельства: 533916

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Лекция для 5-х классов "Гигиена голоса" "
    ["seo_title"] => string(45) "liektsiia-dlia-5-kh-klassov-gighiiena-gholosa"
    ["file_id"] => string(6) "245933"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446258189"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Значения дыхания. Органы дыхания, воздухоносные пути и легкие."
    ["seo_title"] => string(65) "znachieniiadykhaniiaorghanydykhaniiavozdukhonosnyieputiilieghkiie"
    ["file_id"] => string(6) "291355"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455106418"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "loghopiedichieskoie_soprovozhdieniie_obuchaiushchikhsia_s_ovz_v_usloviiakh_inkli"
    ["file_id"] => string(6) "416689"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1495114084"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Здоровьесберегающие  образовательные технологии "
    ["seo_title"] => string(60) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "137141"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417275163"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства