5.Воспитание доброго отношение к окружающему миру.
Ход занятия.(1 часть)
(Звучит мелодия «Утро в лесу» В. А. Моцарта.)
Логопед: Ребята, прозвучала замечательная, волшебная музыка великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта «Утро в лесу».
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Ответы детей: 1. Лес- наше богатство.
2. Лес- зеленый наряд земли.
3.Лес- это дом для зверей и птиц.
Логопед: Действительно, лес- это дом для зверей и птиц. Сегодня, я предлагаю вам поговорить о птицах, узнать как они живут, какую пользу и радость они приносят людям.
Беседа о зимующих птицах.
Логопед: Какие птицы бывают?
Дети: Птицы бывают зимующие и перелетные.
Логопед: назовите зимующих птиц.
Дети: воробей, ворона, синица, дятел, голубь, сорока, и т. д.
Логопед: Расскажите, как вы помогали зимующим птицам выжить в зимние холода.
(ребенок читает с «Птичья столовая»)
Стихотворение.
А. Яшин.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучайте птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.
Приход весны.
Логопед: Молодцы, ребята! Вы помогали зимой птицам, поэтому нам не придется встречать весну без птичьего пения, свиста, трелей. Мы помогли птицам, а птицы какую пользу приносят людям?
( ответы детей: спасают урожай от вредителей, приносят эстетическую радость своим оперением, пением, повадками, птицы – друзья людей)
Логопед: ребята, давайте представим, будто мы оказались в прозрачном, весеннем лесу.
Весна.
Ожидание прилета.
Логопед: Пока мы встречаем весну, в наши родные края возвращаются пернатые друзья.
От синего моря, из теплого края,
Под солнцем, под звездами, в темноте,
Они сил не жалея и миль не считая,
Упрямо летят к родимой земле.
Перелёт птиц.
Физ.минутка.
Логопед: что же делают люди, ожидая птиц весной?
Дети: люди делают скворечники и развешивают их на деревья.
Мы сегодня встали рано.
Ждали птиц еще вчера.
Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.
Мы скворцам руками машем
Барабаним и поем:
Поживите в доме нашем
Хорошо вам будет в нем!
Прилет птиц.(2 часть)
Логопед: Ребята, 21 марта на Южном Урале зарегистрирован прилет первых птиц – грачей. А каких птиц нам еще поджидать?
Дети называют перелетных птиц: чайка, жаворонок, гуси, утки, соловьи, скворцы, кукушки, и т. д.
Логопед: прилетят наши пернатые друзья, скворцы поселятся в скворечниках, дуплах, а что начинают делать другие птицы?
Грачи прилетели.
Левитан
Рассказы о перелетных птицах.
Соловей.
Недаром о соловье говорят:
«В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая и самая нежная. А на вид он маленький, серенький с длинным хвостом и большими, немного грустными глазами. Вот защелкал чародей леса – соловей.
Кукушка.
«Ку–ку, ку–ку, ку–ку!» Это за озером робко кукует кукушка. С прилетом кукушки наступает настоящая весна. Даже если случаем и завернет холодок, то морозу уже не бывать – кукушка его откукует.
Стихотворение.
Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране
Встречать с любовью стаи птичьи
Всем сердцем радуясь весне!
Физ.минутка.
Нынче солнце горячее нашу землю греет,
Сжался снег и от лучей в тень бежит скорее.
Обернулся ручейком, полетел, как птица,
И уже весна кругом весело лучится.
Здравствуйте! Здравствуйте, птички мои дорогие!
Загадки о птицах.
Логопед: некоторые ребята приготовили для вас загадки о пернатых. Давайте послушаем и попробуем отгадать.
(дети загадывают загадки).
В синем небе голосокБудто крохотный звонок.
Жаворонок
По лужку он важно бродитИз воды сухим выходит,Носит красные ботинки,Дарит мягкие перинки.