Тема: «Птицы Приморского края»
Цель: средствами краеведения формировать в детях положительное и активное отношение к природе.
Задачи:
Образовательная: расширять знания детей о птицах Приморского края.
Развивающая: развивать логическое, творческое и вербальное мышление.
Воспитывающая: воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, к родной природе.
Коррекционная: видеть и чувствовать прекрасное в природе и наслаждаться им; развивать экологическую грамотность у учащихся.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация «Птицы Приморского края», магнитофон, аудиокассета «Голоса птиц», песок в тарелочках (по количеству детей), бумага для оригами.
Ход занятия
Ведущий: На нашей планете живут
Чудесные создания.
Они летают и поют
И землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится,
Если птицы
На земле вдруг пропадут?
Ведущий:
- Сегодня у нас особый разговор – о птицах Приморского края, о наших пернатых друзьях, о том, какую большую пользу они приносят человеку и природе. А помогут мне в этом наши вожатые (Ира и Андрей).
1ученик:
- Без птиц самый красивый уголок природы мёртв. Они лучшее украшение лесов, парков, садов.
2 ученик:
- Птицы – основные истребители вредных для человека насекомых.
3 ученик:
- Хищные птицы регулируют в природе количество грызунов.
- Назовите хищных птиц Приморского края.
4 ученик:
- Птицы приносят огромную пользу, истребляя семена сорных растений.
5 ученик:
- Наш Приморский край на редкость богат птицами. Их здесь более 440 видов. Ни на одной территории великой России не встретишь такого разнообразия птиц.
Ведущий:
- Ребята! Назовите птиц, которые живут в нашем крае.
- На озере Ханка живёт красивая птица утка – мандаринка. Это редкий вид, численность которого сокращается. Охота на мандаринок запрещена.
- Какие цвета вы видите в её оперении?
1 вожатый:
- Особенно у мандаринок красивы селезни. Они устраивают брачные танцы вокруг самочек, носятся по реке, изредка ныряют, подпрыгивая и падая в воду, поднимают каскады брызг. От этого зрелища просто невозможно оторвать глаз.
В далёкие времена эту красивую утку разводили для украшения своих искусственных прудов богатые люди Китая, которых называли мандарины. С тех пор утку так и стали называть – мандаринка.
Ведущий:
- Как обычно ведут себя утки в случае опасности?
(Взлетают, ныряют)
1 вожатый:
- Только мандаринки в случае опасности убегают. Бегают они проворно и ловко, даже в густом буреломе, забиваясь под корни деревьев, скрываясь в звериных норах. Хотя летают они прекрасно.
Свои гнёзда они устраивают в дуплах деревьев.
Мандаринка – одна из очень редких птиц Приморского края. Она занесена в Красную книгу.
Ведущий:
- Ребята! А у какой птицы длинная шея?
2 вожатый:
- На озере Ханка встречаются два вида журавлей: даурский и японский. Оба вида занесены в Красную книгу. Самый крупный из всех журавлей России – японский журавль. Посмотрите, как красива эта снежно - белая птица с ярко – красной шапочкой на величественно поднятой голове. Японский журавль – жемчужина Азии. Сегодня их на планете осталось всего около 500 особей. Очень интересно наблюдать за журавлями.
Показ видеофильма «Танец японских журавлей»
Ведущий:
- Нам посчастливилось увидеть журавлиный танец. Танцуют птицы не только парами, но и всей стаей.
- Ребята! А как кричат журавли?
- Они курлыкают. Это очень грустные, мелодичные звуки, которые надолго остаются в памяти людей.
2 вожатый:
- В природе встречаются серые, чёрные, белые, венценосные, американские журавли, стерх и журавль – красавка. Когда брачный период заканчивается, пары устраивают на земле уютные гнёзда, и самки приступают к высиживанию пятнистых яичек, одного – двух. Кормятся журавли в основном растительной пищей, а также жуками, саранчой, лягушками.
Весной и осенью мы встречаем и провожаем их косяки (словарная работа).
Практическая часть.
Ведущий:
- Сегодня на занятии мы с вами сделаем журавликов из бумаги способом оригами.
Работа с бумагой. Дети делают журавликов из заготовок «Птица».
- В Японии журавля считают птицей дружбы, символом долголетия. Давайте, ребята, мы этих журавликов подарим нашим гостям. В знак уважения и любви к ним, с пожеланиями долгих лет жизни.
- Наблюдая за птицами, люди отметили много примет, связанных с ними. Давайте вспомним их и прочитаем.
1. Кукушка кукнула в левое ухо – хорошая примета.
2. Если птицы прилетают вовремя, будет хороший урожай хлеба.
3. Грач на горе – весна во дворе.
1 вожатый:
- Грач раньше всех, в середине марта, прилетает в наши края. В народе говорят: «Грач – птица весенняя». Конечно, он не обладает приятным голосом, зато очень полезен.
Ведущий:
- Полезен? Но ведь грачи повреждают посевы кукурузы и подсолнечника, портят арбузы, дыни и клубни картофеля!
1 вожатый:
- Да, это так. Однако польза от грачей превышает наносимый ими вред, так как в их кормовом рационе преобладает животная пища. Грачи поедают таких вредных насекомых, как майский жук, клоп – черепашка, жук – кузька и других. Поэтому грача надо считать, безусловно, полезной птицей и охранять от браконьеров.
Стихотворение «Грач». Антон Пришелец. Чтец.
Ведущий:
- Грач живёт и в деревне, и в городе. Эта вольная птица селится возле человека, оставаясь при этом не в клетке, а на свободе. Общение человека любого возраста с вольной птицей – огромное счастье, воспетое в поэзии, музыке, живописи.
- Ребята! Давайте посмотрим на картину А. Саврасова «Грачи прилетели».
Беседа по картине.
- Какое время года изображено на картине? (Весна)
- Какой период весны? (Ранняя)
- Назовите признаки ранней весны. (Рыхлый снег, проталины, тучи низкие)
- Какие птицы прилетели? (Грачи)
- Что они делают? (Вьют гнёзда)
- Из чего они строят гнёзда? (Из веток)
- Обратите внимание, что грачи строят гнёзда высоко на верхушках деревьев.
- Есть ещё одна птица, обладающая своеобразным, ни на кого непохожим голосом. Отгадайте загадку: «Мать и отца не знаю, но часто называю. Детей знать не буду, чужим сбуду». Да, речь идёт о кукушке.
- Люди называют её вещуньей (словарная работа). Иногда спрашивают у неё, сколько лет им суждено прожить.
2 вожатый:
- В лесах Приморского края живёт кукушка обыкновенная, одна из представительниц большого семейства. В природе есть хохлатая, фазановая, глухая, земляная, длиннохвостая кукушка. Она живёт везде, кроме Арктики и Антарктиды. Обыкновенная кукушка – птица перелётная. Возвращаясь весной на родину, находит именно те места, где появилась на свет. Поют только самцы, привлекая самку (аудиозапись голоса кукушки).
- Известно, что кукушки подбрасывают свои яйца птицам 150 видов. Птицам трудно распознать среди своих яиц кукушкино, потому что природа выработала у кукушки удивительное свойство: её яйца и размером, и цветом (голубые, бурые, зелёные, серые и др.) похожи на яйца птиц, в гнёзда которых она их подбрасывает.
Ведущий:
- Определите, где кукушкино яйцо?
2 вожатый:
Кукушонок в гнезде садовой камышовки.
- Да, бросает кукушка – мать своих детей, и птицы – мачехи вскармливают сирот. За это люди относятся к кукушке неодобрительно. На самом деле она полезная птица. Основная пища кукушек – насекомые, которых они поглощают в огромных количествах. Причём из всех пернатых, только кукушки любят клевать мохнатых гусениц – шелкопрядов, покрытых ядовитой «шерстью».
Ведущий:
- Сто гусениц в час – норма кукушкиной еды. Как не уважать эту птицу?
Ведущий:
- Все птицы Приморского края, о которых мы сегодня говорили и полезны, и красивы. У птиц есть свой язык, на котором они «разговаривают», общаются и понимают друг друга. И питаются они разной пищей.
- Ребята! Давайте сделаем подарок нашим друзьям птицам.
Песочная терапия «Подарок пернатому другу»
Ведущий:
- Чем питаются птицы?
- Нарисуйте жучков, паучков, бабочек, гусениц, червяков на песке пальчиками (разовые тарелочки, песок).
- Чтобы мы делали без птиц? Своим пением, своей красотой они согревают нам душу. Неоценима польза, которую приносят птицы сельскому хозяйству, уничтожая насекомых – вредителей и грызунов. И я думаю, будет справедливо, если мы, хотя бы немного позаботимся о птицах родного края: накормим их в суровую голодную зиму, предоставим скворечники весною.
- Ребята! Давайте оберегать природу!
Стихотворение «Птичьи песни». Зоя Александрова.Чтецы.