Проводя логопедическое обследование в коррекционных классах, практически все дети получили речевой диагноз ОНР- III уровня.
В этот диагноз входит:
- Нарушение звукопроизношения, нарушение фонематического слуха и восприятия.
- Несоответствие словарного запаса возрасту ребенка. Словарь не сформирован в количественном и качественном отношении. С малым словарным запасом дети долго учатся читать.
- Нарушен грамматический строй речи.
- Несформированность связной речи. Речь детей в основном сводится к междометиям и неполным предложениям, бедна по своему составу.
Ребенок, имея такие речевые нарушения, оказывается не готов к обучению грамоте аналитико- синтетическим звуковым методом. Письменная речь- одна из форм существования языка. Чтобы овладеть этой формой, у ребенка должен быть достаточно развит фонематический слух.
Просмотр содержимого презентации
«Преемственность нач.школа - среднее звено»
Преемственность : начальная школа – среднее звено. Результаты коррекционной работы в 4-х классах. Что такое дезорфография? Причины, коррекция.
Начало учёбы в 5 классе – сложный период для ребёнка, связанный с предъявляемыми к нему новыми, более высокими психологическими и интеллектуальными требованиями. Совокупность умственных, эмоциональных и физических нагрузок в среднем звене значительно возрастает.
Результаты логопедического обследования за последние 5 лет.
- В последние годы сократилось число детей, у которых биологический возраст соответствует паспортному (с 82 до 55 %), а количество детей с замедленным развитием увеличилось в 3 раза.
- Диагностика речевой готовности к систематическому обучению показала: 18,5% являются «зрелыми», 49,3% «среднезрелыми», 32,2% «незрелыми».
Результаты диагностики учащихся 1 «А» и 1 «Б» классов. сентябрь 2006 – 2007 уч.года
№ п\п
Основные компоненты развития устной речи
1.
1 «А»
/27 чел./
Словарный запас
2.
1 «Б»
/27 чел./
Грамматический строй речи
3.
6 чел.
Общее кол-во
/54 чел./
14 чел.
4.
8 чел.
Фонематический слух
Связная речь
14 чел.
8 чел.
20 чел.
5.
22 чел.
15 чел.
8 чел.
Звукопроизношение
15 чел.
23 чел.
4 чел.
23 чел.
6 чел.
10 чел.
Логопедическое заключение
Параллели
ОНР (3 уровня)
1 «А»
ФФН
5 чел.
1 «Б»
15 чел.
4 чел.
6 чел.
ОНР (3 уровня) - наличие развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
ФФН - это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Медицинские заключения психиатра, логопеда, невропатолога
Параллели
1 «А»
Кол-во
27 чел.
ЗПР
1 «Б»
ЗРР(в анамнезе)
1 чел.
27 чел.
4 чел.
ПЭП
-
ОПЦНС
1 чел.
15 чел.
1 чел.
9 чел.
1 чел.
Что такое ПЭП? Причины, последствия, лечение
- ПЭП – перинатальная энцефалопатия, поражение нервной системы, ведущее значение в возникновении которой играет гипоксия (кислородное голодание) плода. Одним из самых грозных осложнений ПЭП является детский церебральный паралич (ДЦП).
Причины ПЭП:
- различные хронические заболевания матери;
- острые инфекционные заболевания или обострения хронических
- очагов инфекции в организме матери в период беременности;
- нарушения питания;
- слишком молодой возраст беременной;
- наследственные заболевания и нарушения обмена веществ;
- патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы,
- угроза прерывания беременности и пр.);
- патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой
- деятельности и пр.) и травмы при оказании помощи во время родов;
- вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная
- экологическая обстановка;
- недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его
- жизнедеятельности в первые дни жизни.
Последствия ПЭП:
- полное выздоровление;
- задержка психического, моторного или речевого развития;
- невротические реакции;
- эпилепсия;
- гидроцефалия;
- ДЦП;
- СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (ММД – минимальная мозговая дисфункция, нарушение функции ЦНС, вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга.).
- СДВГ
- Нарушения:
- двигательного развития формирование навыков
- письма, чтения и счёта
- речевого развития
Лечение ПЭП:
- индивидуальный режим;
- педагогическая коррекция;
- лечебная физкультура;
- массаж;
- медикаментозное лечение, фитотерапия, гомеопатические препараты.
Сводные данные коррекционной работы с учащимися за 2006 – 2010 уч. года
4 «А»
/ 27 чел. /
Кол-во детей, занимавшихся на л/пункте
Повторное обучение
4 «Б»
/ 2 7 чел. /
5 (3) чел.
Переведено в МОУ «СОШ№110»
(класс ЗПР)
-
10 (5) чел.
Общее кол-во
/ 5 4 чел. /
15 чел.
-
-
Переведено в МОУ «СОШ№109»
(класс комп.обуч)
-
1 чел.
-
1 чел.
2 чел.
2 чел.
Рекомендации:
Учитель среднего звена в своей работе может использовать следующие приемы:
- Доброжелательный индивидуальный подход к этим детям при объяснении нового материала и оценке результатов. При всем старании и желании дети не в состоянии выполнять задание, особенно письменное, в соответствии с нормами, принятыми в массовой школе.
- Городское МО логопедов предложило образец рекомендации для учителей русского языка и литературы.
РЕКОМЕНДАЦИЯ
Выдана _______________________________ логопедом школы № _________
Ф.И. ученика
________________________ страдает нарушением фонематического слуха
Ф.И. ученика
и дефектами письменной речи (дисграфией). Рекомендуется учитывать эти
нарушения при оценке письменных работ учителями русского языка и
литературы.
Подпись логопеда
и руководителя МО
начальных классов
К рекомендации прилагается памятка учителю с перечнем логопедических ошибок. Рекомендация предъявляется для ознакомления классному руководителю, учителю русского языка и литературы, подшивается и хранится в личном деле учащегося в течение обучения в школе.
Одобрено ГУО
.
- На уроках русского языка и других уроках гуманитарного цикла можно использовать прием «проговаривания письма». Роль «проговаривания письма» сохраняется всю начальную школу и переходит в среднее звено. В случае запрещения проговаривания письмо становится хуже, число ошибок, связанных с пропущенными буквами, возрастает. Можно предложить «устные» диктанты слов. Внимание ученика концентрируется на конкретном слове, задании, задействуется слуховая, зрительная и моторная память.
Спасибо за внимание!
- В начальной школе была проделана большая работа, она дала свои положительные результаты, и я очень надеюсь, что в среднем звене это будет продолжено.