Организация работы по преемственности начального и среднего звена ООО
Организация работы по преемственности начального и среднего звена ООО
Снижение успеваемости при переходе из начальной школы в среднее звено у значительной части учащихся вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация работы по преемственности начального и среднего звена ООО»
«Организация работы по преемственности
начального и среднего звена ООО»
Заместитель директора по УВР
МОУ «РСОШ №4» г. Дубоссары
«… обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определённую стадию развития,
проделанную ребёнком»
Л.С.Выготский
Проблема преемственности обучения в школе
Формулировка проблемы : снижение успеваемости при переходе из начальной школы в среднее звено у значительной части учащихся вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Причины возникновения рассматриваемой проблемы:
- Не достаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностях и реальных учебных результатах.
- Не подготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста.
- Не способность учеников справиться с возросшим объёмом домашних заданий.
-Смена режима и ритма работы (увеличение количества уроков в неделю).
- Резкое увеличение устных предметов и объёма материала в них
- Много времени требуется на адаптацию в новых условиях ( темп урока, манера ведения урока разными учителями, их различнымитребованиями и т. д. )
Цель – разработать и систематизировать содержание форм и практических мероприятий по реализации проблемы адаптации, подготовки педагогов к осуществлению работы в данный период. Подготовки плана действия по решению проблемы преемственности.
Объект - школьники первой, второй ступени обучения
Предмет – возможность построения систематичности в работе по преемственности
Гипотеза – подготовка педагогического коллектива к осуществлению преемственности
НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
1.Совместная методическая работа учителей начальной школы и воспитателей на первом этапе и учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене на конечном этапе.
2. Работа с детьми ( учитель, психолог).
3.Работа с родителями ( учитель, психолог, социальный педагог ),
ВКЛЮЧАЯ:
- образовательные программы;
- организацию учебного процесса;
-единые требования к учащимся;
- структуру уроков .
Проблемы при переходе в среднее звено.
Переходя от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождаются достаточно резкими переменами в жизни школьников.
К ним относятся:
- повышение требовательности к самостоятельности и ответственности учащихся;
- возрастающая сложность предметного содержания обучения;
- новые отношения с учителями – предметниками.
Адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму.
Преемственность включает в себя адаптацию - привыкание или приспособление к школьной жизни.
Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребёнка и нарушению его психического здоровья.
Уровень адаптации пятиклассников(по данным анкетирования)%
Сравнительный уровень успеваемости за год в 4-х классах (2013-2014 уч.г.) и успеваемости за I полугодие в 5-х классах (2014-2015 уч.г.)
Сравнительный уровень отметок по годовой контрольной работе в 4 кл. и входной контрольной работе в 5 кл. по русскому языку
Качество знаний по предметам в 4-х кл. и в 5-х кл. за I полугодие.
В 4 классах обучалось 48 учеников.
В 5 классах обучается 49 учеников.
Качество знаний по предметам в 4кл. и в 5кл. за I полугодие в процентном соотношении.
Этапы преемственности при переходе из начального звена в среднее:
Диагностика психологических особенностей детей младшего подросткового возраста.
Выявление основных трудностей адаптационного периода.
Коррекционная работа по снижению уровня адаптационного периода из начальной школы в среднюю.
Согласование методов и приёмов обучения в 4-х и 5-х классах
Согласование изучения учебных дисциплин.
Создание в школе творческой образовательной среды.
Разработка системы заданий и упражнений, требующих от учащихся самостоятельной организации собственной познавательной активности.
Рекомендации по работе с пятиклассниками
- помочь адаптироваться к “разноголосице” требований учителей-предметников;
- помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;
- помочь принять новую позицию – ученика основной школы;
- помочь детям принять “новых” учителей;
- пояснить позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки (акцент на полоролевое взаимодействие).
сократить период привыкания учителя к новому классу
создать доброжелательную атмосферу
учителям-предметникам быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение